Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и его факторы




Классический и кейнсианский подходы к анализу экономики.

Совокупное предложение и его факторы.

Совокупный спрос и его факторы.

3. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS. Изменения в равновесии.

Совокупный спрос представляет собой общую сумму (планируемых) расходов на приобретение отечественных товаров и услуг за некоторый период времени (год).

Таким образом, если ВВПпо расходам = С + Ig + G + Xn, то AD = C + Ig план. + G + Xn,

где AD – совокупный спрос.

Если фактические валовые инвестиции равны планируемым валовым инвестициям, то разница между совокупным спросом AD и ВВП по расходам пропадает. Однако из прошлой лекции известно, что в валовые инвестиции входит прирост товарноматериальных запасов. Он может совпадать с планируемым уровнем, а может и отклоняться от него. Следовательно, фактические инвестиции могут отличаться (и, как правило, отличаются) от запланированных инвестиций.

На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный ВВП ( Q на рис. 11.1 ), который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен Р за некоторый период времени (год).

Как видно на рис. 11.1, кривая совокупного спроса AD имеет отрицательный наклон, так как между уровнем цен Р и величиной совокупного спроса Q существует обратная зависимость. Это объясняется следующими причинами:

1. Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С).

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса (Ig план.) предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств.

3. Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn).

Объединяясь, эти три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Другими словами, изменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (при прочих равных условиях).

Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая AD сдвигается вправо (в положение AD 1 на рис. 11.2), если совокупный спрос растет, или влево (в положение AD 2), если совокупный спрос сокращается.

Неценовые факторы совокупного спроса

К неценовым факторам совокупного спроса относятся факторы, определяющие объем планируемых расходов каждого из четырех макроэкономических субъектов: потребительских расходов C, планируемых инвестиционных расходов Ig план., государственных расходов G и расходов на чистый экспорт Xn независимо от уровня цен.

Изменение хотя бы одного из этих факторов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вправо, если совокупный спрос растет, и влево, если совокупный спрос сокращается.

(1) На объем потребительских расходов влияют следующие неценовые факторы:

1) благосостояние потребителей;

2) ожидания потребителей;

3) задолженность потребителей;

4) налоги (ставка подоходного налога).

(2) На объем планируемых инвестиционных расходов влияют следующие неценовые факторы:

1) процентные ставки (если изменения процентных ставок не вызваны изменением уровня цен);

2) ожидаемые прибыли от инвестиций;

3) налоги с предприятий;

4) технология;

5) избыточные производственные мощности.

(3) Государственные расходы определяются законодателями.

(4) Расходы на чистый экспорт зависят от соотношения экспорта и импорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.