КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И обработки изображений
Математические основы процессов формирования ИЗОБРАЖЕНИЙ
Под объектом мы подразумеваем некоторое многомерно распределение, подлежащее измерению, а под изображением — измеренное распределение (также в общем случае многомерное), которое было получено и которое считается наилучшим представлением распределения, создаваемого объектом. Стало общепринятым объект обозначать буквой f, а изображение — g. Можно сразу понять, что идеальная изображающая система — это такая система, для которой в любой точке пространства выполняется равенство f = g. Фактически не существует систем медицинской визуализации, для которых имело бы место указанное равенство, и вообще говоря, необходимо экспериментальное определение функциональных связей между f и g.
1.1.1. Соотношение, связывающее объект и изображение
Будем обозначать распределение объекта, находящегося целиком в объектной плоскости, через f (α, β), a распределение изображения, также полностью занимающего плоскость изображения, через g (x, у). В общем случае не существует идеального (1:1) соответствия между информацией, содержащейся в какой-либо точке с координатами (α', β') и информацией, соответствующей точке (x', у'). В принципе «информацию» от каждой точки объекта можно «рассеять» по всем точкам изображения. Однако в любом полезном методе визуализации главный вклад в каждую точку (α', β') будет давать отдельная конкретная точка (х', у'). Другие, соседние, точки будут вносить меньшее количество информации, причем уменьшение указанного вклада происходит достаточно резко по мере удаления от основной точки с координатами (х', у'). Эти выводы известны как принцип близости, и легко понять, что распределение по изображению некоторой точки из пространства объекта может зависеть как от значения поля в точке объекта, так и от поля в точках, расположенных около этой точки и удаленных на бесконечное расстояние от нее. Физическая связь между пространствами объекта и изображения. В плоскость изображения попадает информация исходя из наличия информации в плоскости объекта, а также в зависимости от того, какой «кодированный носитель» информации используется в данном методе визуализации. Распределение акустических рассеивающих центров формирует при В-сканировании яркостную картину, полученную за счет рассеяния продольных ультразвуковых волн. Поскольку наименьшая единица переносимой (излучаемой) энергии неотрицательна (т. е. в этом случае либо излучение присутствует и его можно измерить, либо его вовсе нет), распределение по изображению также должно быть неотрицательным. Математически этот вывод можно записать как
f (α, β)≥ 0 и g (x, у) ≥ 0. (1.1)
Измерение полного количества информации, содержащегося в распределениях объекта и изображения, также имеет физический смысл, и поэтому разумно предположить, что функции f и g интегрируемы, поскольку интегрирование соответствует измерению интегральных значений. Введем теперь функцию h (x, у, α, β), которая описывает пространственные связи для точечного процесса. Для точечного процесса, в котором объект отличен от нуля лишь в точке с координатами (α', β'), зарегистрированное изображение будет иметь вид
g' (x, y) = h (x, y, a', β', f' (α', β')). (1.2)
В этом выражении зависимость распределения от амплитуды сигнала точечного объекта учтена введением f (пятым аргументом) в функцию h. Рассмотрим теперь сигнал от второго точечного объекта, находящегося в той же точке, дающий изображение вида
g'' (x, y) = h (x, y, a', β', f'' (α', β')). (1.3)
Согласно принципу суперпозиции излученные энергии сигналов суммируются, т. е.
g' (x, y) + g" (х, у) = h (x, y, a', β', f' (α', β')) + h (x, y, a', β', f'' (α', β')). (1.4)
Это выражение представляет собой нелинейную суперпозицию [в силу нелинейности соотношения (1.2)], т. е. сложение функций в плоскости объекта не приводит к суммированию измеряемых распределений в плоскости изображения. Если система визуализации линейна, то соотношение (1.2) можно записать в виде.
g' (x, y) = h (x, y, a', β') f (α', β'), (1.5)
а (1.4) — в виде
g' (x, y) + g" (х, у) = h (x, y, a', β')[ f (α', β') + f'' (α', β')]. (1.6)
Отсюда мы видим, что сложение функций в плоскости объекта приводит в этом случае к суммированию распределений в плоскости изображения с точностью до единственной функции преобразования h. Математически это является столь важным упрощением, что, как мы увидим далее, линейность часто предполагается в первом приближении, даже когда это, строго говоря, не соответствует действительности. Теперь можно перейти к рассмотрению распределения в виде суперпозиции конечного числа точек, что необходимо для получения обобщенных соотношений, связывающих пространства объекта и его изображения. Для нелинейной системы визуализации имеем
g (x, y) = ∫∫ h (x, y, a, β, f (α, β) dα dβ). (1.7)
Функция h, которую мы уже использовали для связи распределений f и g называется функцией отклика точечного источника (ФОТИ). В выражениях (1.7) и (1.8) функция h зависит от всех четырех пространственных координат и поэтому называется пространственно зависимой функцией отклика точечного источника (ПЗФОТИ). Эти выражения дают наиболее общее описание процесса получения изображения. Окончательное упрощение обобщенных соотношений, описывающих процесс формирования изображения, получается в том случае, когда свойства системы в двух перпендикулярных направлениях не коррелируют друг с другом. Последнее означает, что двумерную ФОТИ можно представить в виде произведения двух одномерных ФОТИ. Для пространственно-зависимой системы имеем
h (x, y, α, β,) = h' (x, α) h" (y,β). (1.8)
1.1.2. Дискретное преобразование Фурье и модели систем визуализации
Покажем, что мы подразумеваем под Фурье-преобразованием объекта и изображения. Соответствующие соотношения записываются в виде
F (u, v) = ∫∫ f (x,. y) exp[ - 2π i (их + vy)] dx dy (1.9) и f (x, y) = ∫∫ F (u, v) exp[+2π i (их + vy)] du dv. (1.10)
Выражение (1.9) показывает, как объект можно разложить по его составляющим пространственным частотам, а выражение (1.10) — как эти составляющие можно «собрать», чтобы получить снова первоначальный объект f. Фурье-представление F объекта f содержит ту же информацию, что и сама функция f, но в другой форме. Учитывая выражение (1.7), мы имеем
g (x, y) = ∫∫ h (x, y, α, β, f (α, β)) dα dβ.
Это выражение можно рассматривать как операторное уравнение, в котором функция Н действует на объект, в результате чего получаем изображение, т. e. g = H { f }. (1.11) Здесь Н { } означает операцию в реальном пространстве на то, что заключено в фигурных скобках. На практике плоскость изображения обычно состоит из дискретных элементов – матрицы чувствительных датчиков, которые дают выборку по изображению. В медицинской интроскопии изображение обычно получают и хранят в виде дискретных массивов чисел, содержащихся в элементах изображения. Если представить себе, что объект также состоит из дискретных элементов (пикселей), то можно записать «дискретно-дискретную»модель системы следующим образом:
N N gi,j = ∑ ∑ hi,j,k,l fk,l. (1.12) k=1 l=1
Данный случай нетипичен, но довольно часто встречается во многих видах медицинской визуализации. Выражение (1.12) напоминает произведение матриц, в котором объект f и его изображение g представлены двумерными (N x N)- матрицами, а ФОТИ является двумерной (N 2x N 2)- матрицей. Учитывая, что от системы визуализации мы ожидаем «хорошего» разрешения и что (в первом приближении) имеется более или менее адектватное (1: 1) соответствие между положениями в пространствах объекта и изображения, можно считать, что матрица h будет весьма разреженной, то есть большинство ее элементов будет нулевыми. Вернемся к Фурье-преобразованию и рассмотрим случай, когда объект и изображение рассматриваются в виде матриц. Мы уже видели, что преимущество Фурье-преобразования состоит в том, что каждая спектральная компонента распределения в пространстве объекта может быть перенесена в пространство изображения с помощью МПФ (модуляционной передаточной функцией). Все операции свертки при этом исчезают и заменяются простыми операциями умножения. МПФ определяет разрешающую способность системы более доступным для понимания образом, чем до некоторой степени произвольные определения разрешения в реальном времени. Для дискретного распределения f интегралы в выражении (1.9) заменяются дискретными суммами, и мы имеем
N- 1 N -1 F (u, v) = ∑ ∑ f (x, y) exp[- 2π i (их + vy)/ N ]. (1.13) x= 0 y = 0
Здесь подразумевается, что x, y, u и v – дискретные переменные, представляющие координаты точек выборки в пространствах объекта и изображения. В настоящее время расчет по формуле (1.13) с помощью современных компьютеров является относительно простым даже в случае очень больших размеров N матрицы. Расчеты проводятся раздельно по координатам, поскольку экспоненциальный член и «промежуточное преобразование» можно вычислить сначала для координаты x и при этом получить F (u, y). Затем с помощью последовательности одномерных преобразований это можно преобразовать в ортогональном y –направлении и найти таким образом F (u, v). Следовательно, N 2 двумерных преобразований распадаются на 2 N одномерных. Развитие алгоритма Кули – Тьюки (который широко известен как быстрое преобразование Фурье [БПФ]) произвело переворот в расчетах Фурье-преобразований и позволило в настоящее время не наращивать объемы вычислений пропорционально размерам матрицы N, а лишь увеличивать время вычислений приблизительно в N 2ln N раз. Существует большое число модификаций алгоритма, и каждый пользователь предпочитает свой вариант. Обращая выражение (1.13), получаем
N- 1 N -1 f (x, y) = (1/N) ∑ ∑ F (u, v) exp[+ 2π i (их + vy)/ N ]. (1.14) u= 0 v= 0
Данное выражение показывает, как конструируется дискретное распределение из его дискретного Фурье-представления. Из этого выражения очень легко уяснить идею цифровой обработки изображения. Представим себе, что в правую часть последнего выражения входит некоторая функция T (u, v), то есть
N- 1 N -1 f (x, y) = (1/N) ∑ ∑ F (u, v) T (u, v) exp[+ 2π i (их + vy)/ N ]. (1.15) u= 0 v= 0
Функция действует, как модулятор частоты или фильтр, поскольку она перемножается с распределением F. Подбирая различные виды функции Т, из f можно получить множество фильтрованных изображений fˆ, выполняя сначала вычисления по формуле (1.13), а затем по формуле (1.15). В самом деле, непосредственное обращение свертки в точности эквивалентно частному виду соотношения (1.15) в случае, когда функция Т выбирается равной 1/ Н, а операция производится над функцией G. Тогда в результате получим
N- 1 N -1 f (x, y) = (1/N) ∑ ∑ [ G (u, v)/ H (u, v)] exp[+ 2π i (их + vy)/ N ]. (1.16) u= 0 v= 0
Подробное рассмотрение математической теории визуализации требует большого объема. Поэтому в рамках данной работы мы остановимся главным образом на тех специфических особенностях, которые отличают ее от других методов построения изображений.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |