КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На современном этапе (1992—2004) 629 1 страница
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХРУЩЕВСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ» (1953—1964) 563 СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е ГОДЫ 494 17.1. Свертывание нэпа 494 17.2. Индустриализация страны 497 17.3. Коллективизация сельского хозяйства 499 17.4. Характеристика советского общества 503 17.5. Советская культура 506 Контрольные вопросы............... 509 Литература............................... 509 18. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 51! 18.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930-е гг..................................... 511 18.2. Начало Великой Отечественной войны 520 18.3. Перелом в ходе войны и разгром гитлеровской Германии 526 18.4. Антигитлеровская коалиция 534 18.5. Поражение и капитуляция Японии 540 18.6. Итоги и последствия войны 541 Контрольные вопросы................ 544 Литература................................. 545 19. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945—1953) 546 19.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «Холодная война» 546 19.2. Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния 550 19.3. Послевоенное экономическое развитие страны 552 19.4. Общественно-политическая и культурная жизнь 556 Контрольные вопросы...................... 562 Литература................................. 562 20. ПОПЫТКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ. 20.1. Борьба за власть в руководстве страны после смерти И.В. Сталина........ 563 20.2. Начало десталинизации общества 565 20.3. Противоречивое реформаторство Н.С. Хрущева 569 20.4. Новые реальности внешней политики 575 20.5. «Оттепель» в духовно-культурной сфере 577 20.6. Нарастание недовольства в обществе и отстранение Н.С. Хрущева от власти.................................... 581 Контрольные вопросы...................... 583 Литература................................. 583 21. СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х — 1980-х ГОДОВ. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ 585 21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны 585 21.2. Экономическая реформа 1965 г 586 21.3. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовной сферах... 589 21.4. Внешняя политика 595 21.5. Культура 599 21.6. Агония социализма 601 Контрольные вопросы...................... 601 Литература................................. 603 22. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1985—199! ГОДАХ. ПЕРЕСТРОЙКА.... 604 22.1. Цели, предпосылки и этапы перестройки 604 22.2. Попытки экономических преобразований 605 22.3. Реформа политической системы и борьба общественно- политических сил.................................... 612 23.4. Новое политическое мышление и внешняя политика 616 22.5. Культурные процессы в период перестройки 619 22.6. Обострение межнациональных отношений 621 22.7. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки 624 Контрольные вопросы................ 628 Литература................................. 628 23.1 Радикальная социально-экономическая трансформация страны и ее издержки............................... 629 23.2. Общественно политическое развитие и становление новой российской государственности............. 635 23.3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации................... 643 23.4. Культура 650 Контрольные вопросы...................... 650 Литература................................. 650 Список схем................................. 651 Список таблиц............................. 660 Введение[1] Что такое история? Существуют разные ответы на этот вопрос. Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (схема 1). Бесспорно, что именно человек находится в центре истории. Существует его естественное право знать свое прошлое, т.е. знать историю.
Кто мы и откуда? Почему мы такие? Каковы наши корни? Какой путь мы прошли и почему именно такой? История — это прежде всего область человеческой деятельности. История не математика, где существует только один правильный ответ. Она многовариантна, сложна и противоречива как сама жизнь. Поэтому в учебнике представлены различные точки зрения на исторические события и явления, что дает возможность взглянуть на наше прошлое непредвзято и приблизиться к сложному процессу познания исторической реальности. Выдающиеся мыслители прошлого (М. Т. Цицерон, Ф. Бэкон, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и др.) отмечали важность и необходимость ее изучения. История — свидетель прошлого, свет истины, учитель жизни, вестник старины (М.Т. Цицерон) Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться (В.О. Ключевский) В истории черпаем мы мудрость... (Ф. Бэкон) История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого (Н.М. Карамзин)
Но, на наш взгляд, наиболее точно это сформулировал английский историк и философ Р. Дж. Коллингвуд (1889—1943) в своем основном произведении «Идея истории». Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Иными словами, изучая историю, человек познает самого себя. Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал и, следовательно, каков он. Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников. /. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас
письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже Художественная литература, потому что произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи. 2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю человечества. 3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества. 4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования. 5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение. 6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материалы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое. Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками (см. табл.1).
Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слитно, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию — науку о внешних признаках рукописных источников. Не менее важен для исследователей счет времени. Нетрудно, например, догадаться, что древние греки никогда не писали, что живут в Vb. до н.э. Они вели свое летосчисление от начала первых Олимпийских игр. В допетровской Руси годы отсчитывали от библейского «сотворения мира)». Кстати, Новый год наши предки встречали весной (1 марта), а с конца XV в. — в сентябре. За долгую историю человечества было создано и немало календарей. Лунные календари происходят из Месопотамии, а солнечные — из Древнего Египта. Календарь, близкий к тому, которым пользуемся мы, был создан в Древнем Риме. В I в. Г. Ю. Цезарь ввел календарь, состоящий из 365 дней и 6 часов, называемый юлианским. Согласно этому календарю один раз в четыре года наступает високосный год. Раз в 128 лет набегала разница в одни сутки. К XVI в. она составила десять дней, поэтому в 1582 г. Папа Римский Григорий провел реформу календаря. Так возник григорианский календарь. В нашей стране он (мы еще называем его «новый стиль») был принят только в 1918 г. Богослужения русской Православной церкви до сих пор происходят в соответствии с древним юлианским календарем. Разобраться с системами летосчисления и календарями разных времен и народов помогает историкам хронология. На протяжении долгой истории человечества менялись не только системы счета времени, но и системы мер. Метрическая система принята в большинстве государств мира. Но в прошлом каждый народ имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология. Как уже говорилось выше, память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина имеет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий). Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика — наука о печатях. Одними из самых интересных исторических дисциплин являются генеалогия — наука о родословных и геральдика — наука о гербах. Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины. Контрольные вопросы 1. Что такое история? 2. Что называется историческим источником? Какие существуют виды исторических источников? 3. Что изучают вспомогательные исторические дисциплины? 4. В чем смысл изучения истории? 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ 1.1. Славянский этногенез[2] «Откуда есть пошла русская земля» — так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор. Стремясь показать связь русской истории с историей других народов и всего человечества, древний летописец начал свое повествование с пересказов сюжетов Библии. Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Лингвисты и этнографы полагают, что распад индоевропейской общности приходится на IV тыс. до н.э. Процесс языкового и культурного обособления народов происходил в первобытную эпоху и занял многие тысячи лет. В глубокой древности существовал единый балто-славянский язык, на котором говорили предки, как славян, так и современных балтийских народов — латышей и литовцев. Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры. Но где же предки славян жили до этого? Где же находилась прародина славянских племен? Точного ответа на эти вопросы пока нет. Большинство историков полагают, что славяне — исконные жители Восточно-Европейской равнины, а некоторые считают их выходцами из других регионов (миграционная концепция) (схема 3). Так, родину славян они иногда искали в глубоких азиатских степях. В наши дни наука считает «азиатскую» теорию ошибочной. Письменные источники, данные археологии и лингвистики показывают, что славяне не пришельцы с далекого Востока, а исконные жители Европы. Летописец Нестор писал, что предки славян жили на берегах Дуная: «И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами тех
мест, на которых сели». Этнографы заметили, что в фольклоре славянских народов название этой европейской реки играет особую роль. Народные песни и былины русских, украинцев и белорусов изображают Дунай как живое существо и даже обожествляют его. Это, казалось бы, говорит о полной достоверности сообщения летописца. Но «дунайская» теория не подтверждается археологами. Согласно данным археологических раскопок на Дунае славянские племена появились не ранее VIb. М.В. Ломоносов выдвинул гипотезу о первоначальном расселении славян в Южной Прибалтике («прибалтийская» теория). Действительно, римские историки начала нашей эры неоднократно упоминали о славянах, живших на балтийских берегах. Но скорее всего коренными жителями этого региона они не были. Данные лингвистики показывают, что в древнеславянском языке не было слов, относящихся к морю. Зато этот язык был богат словами, касающимися рек, болот, озер, лесов. Известный историк XX в. Б.А. Рыбаков считал местом формирования славянского этноса Восточно-Европейскую равнину, где славянские народы живут и в наше время. Эта концепция называется автохтонной (схема 3). Славяне вышли на историческую арену в V—VIII вв. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V—VI вв. славяне жили еще в условиях родового строя. «Эти племена... — писал византийский историк Прокопий Кесарийский, — не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому счастье и несчастье в жизни считают делом общим». Однако именно в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности. Главную роль в экономической жизни восточных славян играло земледелие. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Основным земледельческим орудием была соха, в южных областях применялся и деревянный плуг. Занимались славяне и скотоводством. Уже в те далекие времена они разводили домашних животных практически всех видов: лошадей, коров, овец, коз и т.д. Большое значение имели также охота, рыболовство и бортничество. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло (схема4). В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Его ближайшими соседями — жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья — были древляне. К северу от древлян между Припятью и Березиной находились земли дреговичей, еще северней в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины — кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным — вятичи, жившие в бассейне верхней Оки (табл. 2). Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры— укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян — Новгород, на земле кривичей — Смоленск. Уже в IX—X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.
Этимология слова «Русь» до сих пор неясна ученым. В свое время споры норманнистов и антинорманнистов касались самого названия «Русь». По мнению сторонников «норманнской» теории, оно имело скандинавское происхождение. Одни из них выводили его из средневекового финского названия шведов «рутси», другие нашли на карте Скандинавии местность Рослаген, откуда якобы и происходил князь Рюрик. Есть и другие версии. А в исторических преданиях XVII в. название нашей страны связано с р. Росью, протекающей на территории современной Украины (схема 5). Не исключено, что эта очень маленькая река действительно дала имя великой стране и великому народу. К сожалению, подтвердить или опровергнуть какую-либо из версий о происхождении названия «Русь» невозможно.
1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства (схема 6). По поводу образования Древнерусского государства было много ожесточенных научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке возникла так называемая «норманнская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому— норманны. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И вызвалось трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля», — так писал в самом начале XII в. знаменитый летописец Нестор. По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства острые идеологические дискуссии начались позже — в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. В первые десятилетия существования Академии ее членами становились в основном ученые иностранного, как правило, немецкого, происхождения. Именно немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, A.JI. Шлецер стали основоположниками норманнской теории, согласно которой русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы — скандинавы, бывшие якобы носителями
более высокой культуры. В этот же период получила распространение и альтернативная теория — антинорманнизм. Его основателями можно считать М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей. Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов считали началом русской государственности. В исторической науке XX в. норманнская теория подверглась серьезной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать (схема 7). Существует также точка зрения, что варяги были представителями южно-балтийского славянства, т.е. тех государственных образований, которые существовали на берегах Балтики и которые неоднократно упоминались в наших и зарубежных летописях. Впоследствии эти крупные племенные конфедерации были завоеваны германцами.
Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. О родословной и потомках племенных князей (в летописях упоминается только князь племени древлян Мал) ничего не известно. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (схема 8). В предании о варяжских основателях династии русских князей нет ничего необычного, так как правители всех времен и народов считали почетным иметь в своих родословных знатных иностранных предков. Мифические основатели Рима Ромул и Рэм, по преданию, были потомками троянцев, многие итальянские аристократы вели свой род от германских вождей, швейцарские — от скандинавских. Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало. Гораздо больше мы знаем о его ближайших наследниках. После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, — Олег (схема 9). Согласно «Повести временных лет» он приходился родственником Рюрику. Захватив в 882г. Киев, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды (в 907 и 911 г.) он совершал походы на Константинополь. Готовясь к походам, Олег собирал значительное войско, которое состояло из славян, варягов и представителей других народов. Их итогом стали два выгодных для Руси договора с греками.
Схема 9 Наследником Олега стал Игорь (по некоторым сведениям, сын Рюрика) (схема 10). При нем продолжался процесс включения в состав еди-
ного Киевского государства различных племенных союзов. С помощью дружины князь осуществлял полюдье — периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. Однажды полюдье закончилось трагедией. В 945 г. киевский князь с дружиной посещал племя древлян. После того как дань была заплачена, Игорь покинул земли племени. Затем дружинники стали упрекать своего князя, что взято было мало. Игорь решил вернуться и потребовать еще дани. Совет племени отказался удовлетворить княжеские требования: «Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его». Возмущенные древляне убили князя и сопровождавших его дружинников. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен. Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (схема 11). По некоторым сведениям, Ольга родилась недалеко от Пскова в семье простых людей. Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини за убитого во время полюдья мужа. Древляне предложили Ольге стать женой своего князя Мала. В первый раз послы древлян были заживо закопаны в землю, во второй — сожжены. Затем дружинники Ольги перебили древлян на поминальном пиру. И в конце концов по велению княгини столицу непокорного племени Искоростень спалили. Возможно, летописный рассказ носит
хнрактер легенды или дополняет действительность домыслами. Но несомненно, что эта талантливая женщина сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге размеры дани были регламентированы, и ее стали свозить в специально отведенные места.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |