Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый этап – 20-е – начало 40-х г




Современная западная социология: основные этапы развития, направления и школы

Современная западная социология характеризуется многообразием идей, концепций, теорий, методов исследования. Сложная система современной социологии является продуктом многомерного развития интеллектуального содержания классического периода социологии. Но, прежде всего, надо указать на существенно новые моменты, которые появились в социологии ХХ века. Во-первых, был преодолен методологический кризис, в котором оказалась социология в конце Х1Х в. Позитивизм нашел свое развитие в таких неопозитивистских направлениях, как бихевиоризм и функционализм. Во-вторых, возникли новые теории, часть которых была направлена на синтез разнообразных по методологии концепций. В-третьих, бурно развивалась эмпирическая социология. В-четвертых, центр развития социологической мысли постепенно переместился в США.

В 30-е г. XX в. американская социология становится лидером в силу нескольких благоприятных для нее условий: отсутствием в США препятствий для развития и преподавания социологической науки (в 1901 году курс социологии читался в 169 университетах и колледжах страны), щедрым финансированием науки государством и деловыми кругами, заметным пополнением корпуса ученых США специалистами, эмигрировавшими из Европы в годы фашизма.

В развитии западной социологии ХХ в. принято выделять следующие этапы:

1) 20-е – начало 40-х г. – стремительный рост эмпирических исследований;

2) вторая половина 40-х – 60-е г. – доминирование структурного функционализма и других общетеоретических концепций;

3) с 70-х г. до наших дней – время нового переосмысления методологии и назначения социологической науки, выход на траекторию осмысления глобальных социальных процессов.

На каждом из этапов развития социологии в Европе и США рассмотрим её направления и представителей научных школ.

Для последующего развития социологии и становления ее эмпирической ветви огромное значение имела работа Ф.Знанецкого и У.Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке». В своих исследованиях 1918-1920 г. они сопоставили социальное самочувствие поляков-крестьян, живущих на родине и в эмиграции. Основой этого исследования стали личные документы крестьян: письма, автобиографии, дневники, воспоминания, а еще многочисленные беседы и интервью. В работе излагалась и методика проведения исследования. После публикации труда Ф.Знанецкого и У.Томаса начался бурный рост эмпирических исследований. Социологи обратились к наиболее острым проблемам индустриального общества – преступности, нищеты, асоциального поведения и т.п. Наибольших успехов в этом отношении достигла чикагская школа социологии во главе с Р.Парком, который советовал коллегам «не бояться испачкать руки», изучая «изнанку» общества. Однако в это время исследовалось не только «социальное дно».

Внимание социологов привлекла проблема человека на производстве. Основная заслуга в изучении этой проблематики принадлежит американскому ученому Э.Мэйо. С 1927г. по 1939г. он провел целую серию экспериментов на предприятии в Хоторне – городе-спутнике Чикаго. По названию города эксперименты стали называть хоторнскими. Э.Мэйо интересовала проблема текучести кадров и низкой производительности труда. Как и его предшественники, он начал поиски главной причины неблагоприятной ситуации в условиях труда, но постепенно он обнаружил, что на производительность труда и текучесть кадров заметное влияние оказывают межличностные отношения рабочих. Ученый пришел к выводу, что решающим фактором производства являются отношения между людьми, т.е. человеческие отношения. Результаты его экспериментов впоследствии легли в основу доктрины человеческих отношений, проводящей идею личностного фактора производства как ключа к решению многих проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.