Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности




Социально-психологическое обеспечение подготовки спортсменов

Пояснения к теме. Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построен­ного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе соци­альной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной дея­тельности, таких как спортивная стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательное общение друг с другом по определенным правилам. В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, пси­хологические закономерности общения, взаимоотношений и психо­логической атмосферы в командах, взаимопонимания между спорт­сменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, а следовательно, и фактором спортивного успе­ха. Социально-психологические исследования в спорте ставят целью изучение влияния различных форм и видов общения и взаимоотно­шений участников различных спортивных групп, команд, клубов, спор­тивных организаций на соревновательную успешность спортсменов.

*■

Задание 1. Измерение взаимоотношений

в спортивных группах и командах1

Вводные замечания. «Малой группой» в спорте является любая спор­тивная команда, бригада спортсменов, спортивный класс, учебная группа в ДЮСШ и др. В малых группах люди общаются лицом к ли­цу, что дает им возможность непосредственно воспринимать друг друга

Волков И. П. Социометрия. Практические занятия по психологии. — М.: ФиС, 1989. — С. 52-55.


196 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

и строить взаимоотношения на основе эмоционально переживаемых межличностных взаимоотношений. Удобным методом изучения взаи­моотношений в спортивных командах является социометрия. Озна­комиться с методикой социометрии полезно каждому практическому работнику сферы спорта. Знание принципов социометрии помогает руководителю в принятии управленческих решений, а тренеру — в его воспитательной деятельности, в создании сплоченной команды и руко­водстве ею во время тренировок и соревнований. Социометрия предна­значена для изучения особенностей межличностных взаимоотношений, образующих так называемую социально-психологическую структуру группы.

Краткое описание методики. Основной инструмент методики — социо­метрические критерии (вопросы), которые предназначены для выявле­ния особенностей межличностных отношений членов группы. Предла­гаются два типа критериев — формальные и неформальные.

Формальные критерии выявляют особенности межличностных взаимоотношений, формирующихся при определяющем влиянии де­ловых контактов, ориентации взаимоотношений на задачу группы. Например, «С кем бы вы хотели учиться в одном классе?», «С кем бы вы желали вместе заниматься спортом в одной секции?», «Кого бы вы выбрали в качестве командира (капитана, старосты и др.) своей груп­пы?» и др.

Неформальные критерии выявляют особенности межличностных взаимоотношений, формирующихся при определяющем влиянии эмо­циональных контактов, непосредственно не связанных с деловыми отношениями и несущих в себе эмоциональный заряд симпатий и ан­типатий. Например, «С кем бы вы желали проводить свое свободное время?», «Кого бы вы хотели пригласить к себе в гости на празднова­ние дня рождения?», «С кем бы ты хотел дружить?», «Если бы было необходимо поделиться своими личными секретами, то кого бы ты выбрал(а) для этого из членов своей группы?» и др.

Различают также положительные критерии («Кого бы ты хотел выбрать...?») и отрицательные критерии («Кого бы ты не хотел вы­бирать...?»). Первые применяются, когда от испытуемого требуется демонстрация предпочтения в выборе партнера, а вторые, когда от ис­пытуемого требуется показ его критического или эмоционально-нега­тивного отношения к другим членам группы. При этом тайна выбора в обоих случаях должна обязательно сохраняться.

Социально-психологическая структура малой группы определяет­ся с помощью количественного и сравнительного анализа ответов ис-


Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 197

пытуемых минимум на два вопроса — на один формальный и один не­формальный. Максимальное число критериев в опыте: для детей и подростков 1-3, студентов 2-4, для взрослых и пожилых людей — не более 7 критериев. Число выборов (d) может быть ограниченным («Выберите только одного (двух, трех..., не более пяти) членов груп­пы...») либо неограниченным (в этом случае теоретически возмож­ным число выборов равно (N-X), где JV — число членов изучаемой группы.

Инструкция испытуемым: «Сейчас вам будет предложен ряд вопро­сов, касающийся ваших взаимоотношений в группе. Отвечайте искрен­не, тайна ответов гарантируется. Например: «С кем бы вы хотели вме­сте поехать на экскурсию по городу?» Возьмите чистый лист бумаги. Сверху напишите свою фамилию. Разделите лист вертикальной ли­нией. Слева от нее напишите фамилии тех членов группы, кого вы вы­бираете при ответе на вопрос, а справа — тех, кого бы вы отвергаете или не хотели выбирать. Работайте самостоятельно, не заглядывая в лист соседа».

I Порядок работы. Испытуемые заполняют свои социометрические кар-I точки — отвечают на критерий-вопрос. Для обучения этому методу


1 98 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

студентов преподаватель чертит на доске пример социоматрицы для количественной обработки данных опроса (это может сделать один из студентов, другой собирает заполненные карточки).

Предлагаются два способа обработки результатов социометриче­ского опроса: 1) табличный способ с помощью социоматрицы выборов (см. таблицу); 2) графический способ с помощью социограммы или рисунка (рис. 9).

На основе данных социоматрицы выборов подсчитываются два пер­сональных индекса: 1) индекс социометрического статуса члена груп­пы, характеризующий его личное влияние на структуру малой груп­пы; 2) индекс эмоциональной экспансивности, характеризующий по­требность испытуемого во влиянии на других членов группы (данный индекс высчитывается при использовании процедуры неограничен­ного числа выборов из (JV-1) возможности, где N — число членов изу­чаемой группы). Для процедуры с лимитом выборов данный индекс малоинформативен.

Индекс социометрического статуса г-члена группы:

где Ci — индекс социометрического статуса; 2г — сумма полученных г-членом группы выборов; N — число членов изучаемой группы. Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы:

где Ej — индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы; Е/ — число сделанных^'-членом группы выборов; N — число членов изучае­мой группы;

Персональные индексы могут быть рассчитаны в процентах, для че­го дробь умножается на 100. Можно рассчитать индексы отдельно для положительных и отрицательных выборов, а также суммарно без уче­та знака выборов либо как алгебраическую сумму выборов по не­скольким социометрическим критериям. Дифференцированный по знаку индекс (+, - сумма выборов в числителе) свидетельствует либо о положительном (интегрирующем), либо о негативном (дезинтегри­рующем) влиянии данного члена группы на социально-психологиче­скую структуру взаимоотношений в ней. Чем больше в группе лиц с отрицательным социометрическим статусом, тем вероятнее ее распад либо возникновение межличностных конфликтов.

Чем больше (+, -) величина персонального индекса социометриче­ского статуса, тем сильнее влияние (статус) индивида на сплоченность


Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 199

группы. Чем больше величина персонального индекса эмоциональ­ной экспансивности члена группы, тем напряженнее его потребность во влиянии на группу, тем сильнее его стремление доминировать в структуре взаимоотношений в группе.

На основании данных социоматрицы можно подсчитать группо­вые индексы, характеризующие степень развития социально-психо­логической структуры малой группы как целостного микросоциума.

Индекс эмоциональной экспансивности группы характеризует уро­вень ее социально-психологической активности в процессе общения без учета валентности взаимоотношений. Чем выше этот индекс, тем выше внутригрупповая активность межличностных взаимоотноше­ний членов группы.

В социограммном методе анализа данных социометрического оп­роса используется специальная социометрическая символика. При построении социограммы социально-психической структуры группы в центр помещаются те члены группы, которые получают по итогам опроса (см. социоматрицу) наибольшее число выборов — социомет-


200 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

рические лидеры. Социограмма позволяет наглядно увидеть структу­ру взаимоотношений членов группы.

Завершение работы. Контрольные вопросы для проверки усвоенно­го студентами материала по применению метода социометрии в соци­ально-психологических исследованиях спортивной деятельности: 1) Какие группы называют «малыми»? 2) Что обозначает термин «со­циометрия»? 3) Как организовать и провести социометрическое ис­следования в спортивной команде?

Задание 2. Выявление склонности

к конфликтным взаимоотношениям1

Вводные замечания. Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной спортивной дея­тельности применяется тест Томаса, адаптированный в нашей стране проф. Н. В. Гришиной. В своем подходе к пониманию причин кон­фликтов К. Томас считает применимой двухмерную модель регули­рования конфликтов, основополагающими измерениями в которой яв­ляются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам дру­гих людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой ха­рактерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие спо­собы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетво­рения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собствен­ных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтерна­тиве, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в

Гришина Н. В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Пси­хические состояния. — Л.: ЛГУ, 1981. — С. 91.


Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 201

выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных ва­риантов в 12 суждениях о поведении индивида в конфликтной ситуа­ции. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое • является наиболее типичным для характеристики его поведения.


202 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение


Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 203


 




 


204 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение


Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 205




Обработка данных опроса. За каждый ответ А или Б приписывается один балл. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шка­ле, дает представление о выраженности у него тенденции к проявле­нию соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать в групповом варианте — как в сочетании с други­ми тестами, так и отдельно. Затраты времени на опрос одного испы­туемого — не более 15-20 мин.

Завершение работы. После апробации теста К. Томаса на себе сту­денты обсуждают возможности его применения для целей психодиа­гностики в спортивных командах. Полезно обратить внимание сту­дентов на следующие вопросы: 1) С какой ориентацией по тесту То­маса будет более сплоченной баскетбольная команда? 2) В каких слу­чаях доминирование по шкале соперничество будет выгодным для спортсмена? 3) Приведите пример компромисса во взаимоотношени­ях тренера со спортсменом. 4) Приведите пример поведения членов команды по типу сотрудничество и избегание.


206 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.