Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Летяга обыкновенная




Боксы.

Бокс

Бокс.

За 2,7 млрд. лет в атмосфере скопилось почти миллион двести тысяч гигатонн кислорода. Организмы-фотосинтетики ежегодно производят еще 3 гигатонны. Человечество уничтожает почти 30 гигатонн кислорода в год. Большая часть расходов приходится на сжигание органического топлива. Кроме того, люди уменьшают приток кислорода в атмосферу, сводя леса, осушая болота и распахивая почву. Вклад разных стран в мировое потребление кислорода отражен в таблице 1.

 

Рисунок. Потребление кислорода в расчете на население страны или группы стран[1]

 

Задача.

Объясните, почему в развитых странах показатель потребления кислорода в расчете на население выше, чем в развивающихся странах?

Почему в России потребление кислорода в расчете на население сопоставимо с потреблением кислорода развитыми странами?

Какие страны имеют самый низкий показатель и почему?

 

 

Раздел. Сохранение биологического разнообразия. Теоретические основы сохранения биоразнообразия. Стр.45

 

Задача 26.

Познакомьтесь с текстом Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г.[2] Анализируя положения Конвенции, выберите какие действия по сохранению биоразнообразия должна предпринять каждая страна, подписавшая эту конвенцию. Проанализируйте учёт этих положений Конвенции в федеральном законе «Об охране окружающей среды» и лесном законодательстве РФ (Лесной кодекс РФ, Правила заготовки древесины, Правила лесовосстановления, Правила ухода за лесами, Правила санитарной безопасности в лесах, Лесоустроительная инструкция). Отметьте статьи / пункты, которые направлены на выполнение требований конвенции. Как вы считаете, сформирована ли российским законодательством система сохранения биоразнообразия лесных экосистем?

 

 

Раздел. Сохранение биологического разнообразия. Угрозы биоразнообразию. Стр.46

Задача 27.

Оцените угрозы биологическому разнообразию для лесных экосистем вашего региона, используя таблицу __ из учебника. Расставьте баллы вероятности наступления каждой угрозы и силы её влияния в интервале от 1 до 5.

В каждом регионе вероятность наступления той или иной угрозы различна. 1 – наступление угрозы маловероятно, 5 – вероятность наступления угрозы 100% или угроза уже реализуется.

Сила влияния оцениваются в зависимости от того насколько серьезны последствия реализованной угрозы. 1 – влияние на биоразнообразие минимально, изменения не заметны, 5 – произошли необратимые изменения биоразнообразия.

Баллы вероятности наступления угрозы построчно умножьте на соответствующие показатели силы её влияния. Полученные произведения проранжируйте от 1 до 11 и определите наиболее значимые угрозы для биоразнообразия лесных экосистем в вашем регионе.

 

Таблица.

Группа угроз Вероятность Сила влияния Вероятность × сила влияния Ранг
Промышленная и жилая застройка        
Сельское хозяйство и рыбоводство        
Энергетика и горнодобывающая промышленность        
Транспортные пути и коммуникации        
Использование биологических ресурсов        
Присутствие человека        
Преобразование естественной среды        
Инвазивные и другие проблемные виды и гены        
Загрязнение        
Геологические явления        
Изменения климата и суровые климатические условия        

 

Предложите меры по минимизации наиболее значимых угроз биоразнообразию лесных экосистем в вашем регионе, учитывая, что меры могут быть направлены как на составляющие самой угрозы (вероятность и сила влияния), так и на объект биоразнообразия.

 

Вероятность угрозы   Сила влияния угрозы Объект биоразнообразия
       
Меры   Меры   Меры

 

 

Источники:

1. IUCN-CMP. 2006. Unified Classification of Direct Threats, Version 1.0 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iucn.org/, свободный. Загл. с экрана.

2. Бурова Н.В., Рай Е.А., Коробов В.Б., Тутыгин А.Г., Клепиковская Е.В. Применение экспертных методов для оценки угроз биологическому разнообразию // Вестник Поморского университета. Архангельск, 2010. №2. Серия «Естественные науки». С.40-48.

 

 

Раздел: Сохранение биологического разнообразия. Подходы к сохранению биоразнообразия при использовании лесов. Принципы предосторожности… Стр.52.

 

Задача 28.

Оцените воздействие заготовки древесины на компоненты окружающей среды используя метод матрицы Леопольда[3]. Выявите компоненты окружающей среды, на которые сплошная рубка оказывает воздействие, и разместите их в заголовках строк матрицы. Определите виды работ в ходе заготовки древесины и разместите их в заголовках столбцов матрицы. В ячейках матрицы проставьте баллы степени и временного масштаба воздействий.

Какие виды лесозаготовительных работ и на какие компоненты окружающей среды оказывают наибольшее влияние?

Предложите меры по предотвращению и/или минимизации негативного воздействия заготовки древесины на локальном уровне.

Варианты:

1. Форма рубки – сплошная. Площадь 20 га. Тип леса ельник травяно-болотный. Породный состав 9Е1Б+С. Технология заготовки сортиментная с использованием многооперационной техники (харвестер + форвардер). Очистка мест рубок – укладка порубочных остатков на волоки.

2. Форма рубки – сплошная. Площадь 50 га. Тип леса сосняк липовый. Породный состав 6С3Б1Е. Технология заготовки сортиментная с использованием многооперационной техники (харвестер + форвардер). Очистка мест рубок – укладка порубочных остатков на волоки.

3. Форма рубки – выборочная. Площадь 50 га. Тип леса сосняк майниково-брусничный. Породный состав 8С2Б+Е. Выборка 50% пропорционально породному составу. Технология заготовки среднепасечная с применением бензомоторных пил и чокерных трелёвочных тракторов. Очистка мест рубок – укладка порубочных остатков на волоки.

 

Пример для заполнения матрицы Леопольда

 

Таблица. Оценка локального воздействия заготовки древесины на компоненты окружающей среды

Компоненты окружающей среды Виды работ
подготовительные работы валка леса      
Атмосферный воздух            
Поверхностные воды            
           

 

Матрицы – таблицы, которые используются для оценки воздействия и определения взаимодействия между видами деятельности и компонентами (характеристиками) окружающей среды. Одной из наиболее распространенных является матрица Леопольда. Эта всесторонняя матрица содержит 88 компонентов и характеристик окружающей среды, представленных строками таблицы и 100 видов деятельности (операций), которые представлены столбцами. Количество строк и столбцов в зависимости от проекта, целей и масштаба оценки может быть различным.

В ячейках отмечают

· тип воздействия (прямое, косвенное, совокупное),

· степень воздействия (незначительное, слабое, умеренное, сильное) (табл. 1),

· масштаб воздействия (пространственный и временной (табл. 2)),

· зависимость от мер по смягчению и др.

Для оценки воздействий в ячейках можно использовать не только баллы, но и значки, например,? – требует дополнительной информации,!!! – ключевое воздействие, заливку ячеек разным цветом и т.д.

 

Таблица 1 Шкала величины степени воздействия

Градация Описание степени воздействия Балл
Незначительное воздействие Изменения в природной среде не превышают существующие пределы природной изменчивости  
Слабое воздействие Изменения в природной среде превышают пределы природной изменчивости. Природная среда полностью самовосстанавливается  
Умеренное воздействие Изменения в природной среде превышающие пределы природной изменчивости, приводят к нарушению отдельных компонентов природной среды. Природная среда сохраняет способность к самовосстановлению  
Сильное воздействие Изменения в природной среде приводят к значительным нарушениям компонентов природной среды и/ли экосистем. Отдельные компоненты природной среды теряют способность к самовосстановлению  

 

Таблица 2 Шкала оценки временного воздействия

Градация Временной масштаб воздействия Обозначение
Кратковременное воздействие Воздействие наблюдается до 3 месяцев К
Воздействие средней продолжительности Воздействие наблюдается от 3 месяцев до 1 года С
Продолжительное воздействие Воздействия наблюдается от 1 до 3 лет П
Многолетнее (постоянное) воздействие Воздействия наблюдается от 3 до 5 лет и более М

 

 

Задача 29.

Напишите для рабочих, занятых на разработке лесосек памятку-инструкцию: как уменьшить или предотвратить негативное воздействие на почвенные и водные ресурсы при лесозаготовке.

 

 

Раздел. Сохранение биологического разнообразия. Разные уровни сохранения биоразнообразия. Ландшафтный уровень. Стр.56

 

Задача 30.

Изучите и проанализируйте сеть ООПТ вашего региона. Результаты анализа отразите в таблице.

Показатели  
Количество ООПТ Всего, Федерального значения Регионального значения  
Общая площадь ООПТ, га  
Площадь ООПТ в которых сохраняются лесные экосистемы, га  
Доля площади ООПТ от площади региона, %  
Доля площади ООПТ, в которых сохраняются лесные экосистемы, от общей площади лесов региона, %  
ООПТ с площадью менее 1 га  
ООПТ с площадью от 1 до 1000 га  
ООПТ с площадью более 1000 га  

Какие ООПТ сохраняют биоразнообразие на локальном уровне, на уровне сообществ, на ландшафтном уровне? Ответ обоснуйте.

Какие еще существуют охраняемые территории согласно российскому лесному законодательству?

Как вы считаете, достаточно ли существующих охраняемых территорий для сохранения генетического, видового и экосистемного биологического разнообразия региона? Ответ обоснуйте.

 

Задача 31.

Проанализируйте несколько положений о лесных заказниках вашего региона. Обратите внимание, с какими целями были созданы заказники, какие виды деятельности в них разрешены и запрещены. Прочитайте в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» какой режим особой охраны территории предписывается для заказников, соблюдаются ли эти требования законодательства в положениях о заказниках? Способствует ли режим заказника сохранению биоразнообразия? Предложите рекомендации по улучшению режима охраны и природопользования в заказнике.

 

 

Раздел. Сохранение биологического разнообразия. Разные уровни сохранения биоразнообразия. Уровень сообществ. Стр.57

 

Задача 32.

Используя лесной план вашего региона, установите какие категории защитных лесов и виды ОЗУ выделены в вашем регионе? Какой режим пользования для них установлен? Какую долю земель лесного фонда они занимают? Какие из них выделены с целью сохранения биоразнообразия? Выполняют ли другие категории защитных лесов и виды ОЗУ функцию сохранении биоразнообразия в целом, редких видов, ключевых видов?

 

 

Раздел. Сохранение биологического разнообразия. Разные уровни сохранения биоразнообразия. Локальный уровень. Стр.58

Задача 33.

Для Архангельской области ценными являются леса с наличием старовозрастной осины, которая является местом обитания редких видов животных и субстратом для произрастания редких видов лишайников, моховидных. При этом данные леса относятся к эксплуатационным. Одним из способов сохранения мест обитания редких видов в границах делянки является выделение ключевых биотопов. В настоящее время в практике предприятий при проведении сплошных рубок в лесах с наличием старовозрастной осины чаще всего применяются два варианта выделения ключевых биотопов: 1) сохранение единичных крупномерных деревьев осины на пасеках, 2) сохранение куртин с наличием деревьев осины. Какой способ вы считаете наиболее эффективным с экономической и экологической точек зрения?

 

Задача 34.

При отводах делянок на территории Архангельской области в елово-осиновом лесу были обнаружены редкие виды, занесенные в Красные книги РФ и Архангельской области:

Делянка 1 – лобария лёгочная,

Делянка 2 – мохноногий сыч,

Делянка 3 – летяга обыкновенная,

Делянка 4 – лобария легочная, летяга, мохноногий сыч.

Используя сведения о биологии и экологии вида, предложите меры сохранения указанных видов на делянках планируемых в рубку.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.