Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке




Список рекомендуемой литер атуры

1. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М: Мысль, 1990. С. 269.

2. Криминология о неформальных молодежных объединениях. М.: Юри-дич. лит-ра, 1990.

3. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Пе­дагогика, 1990.

4. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движени­ях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост. В. Березовский, Н. Кротов. М.: Молодая Гвардия, 1990. С, 382.

5. Молодежь в XXI веке: социальное участие. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. 11-12 июля 2000 г. Тамбов, ТГУ, 2000.


Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызыва­ются группами причин: внутренними, возникающими и реали­зующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними.

Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, нацио­нальных и так называемых западных ценностей не могла не по­влиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса то­тального характера.

Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной сис­темы, проявляется не только в экономике, политике, но и в ду­ховной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи.

Анализ реальной социокультурной ситуации в стране -предмет самостоятельного исследования. При всем разнообразии взглядов, подходов к пониманию состояния общества ситуация выбора ориентиров не вызывает возражения у большинства уче­ных самых разных социокультурных ориентации. Перед ситуа­цией выбора поставлена и современная молодежь. От того, какие ценности предпочтет сегодня молодежь, во многом будет зави­сеть то, какое будущее ждет российское общество.

Изучение ценностных ориентации молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адап­тации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего


поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реально­стью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.

Для утверждения статуса своей самостоятельности моло­дежь самоорганизуется в неформальные образования. Под не­формальными образованиями можно понимать определенные типы молодежного сообщества, возникшего и существующего для удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным организациям. По оценкам некоторых специалистов-исследователей, около 50% молодежи до 30 лет входят в неформальные объединения. В этих группах собствен­ной субкультурой идет достаточно творческий процесс приня­тия, переработки, отторжения официальной культуры и разра­ботки образцов, стандартов, стиля собственной микрокультуры. В этом смысле подобные группы являются своеобразными субъ­ектами культуры, способными в известной мере и при опреде­ленных обстоятельствах повлиять на развитие и изменение куль­туры общества.

Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга яв­ляются следствием определенной системы ценностей. К субъек­там современной молодежной культуры досуга, как правило, от­носят следующие направления молодежных неформальных об­разований: экологические, историко-культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономиче­ские, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначе­нии этих ориентации отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде российской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов.

Наблюдение за развитием неформальных движений, анализ их программных документов позволяет отметить, что природа и специфика даже антитехнократической ориентации российской молодежи исходит скорее из отечественных проблем, чем гло­бальных цивилизационных.


При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов преемствен­ности и изменчивости. Динамику' ценностных ориентации в та­ком случае можно представить такими типами:

- сохранение старой системы ценностей субъектом, не­смотря на происходящие в обществе перемены;

- расстройство индивидуальной ценностной системы, со­стояние индивидуального ценностного вакуума, состояние отчуждения, по определению Э. Дюркгейма - аномии;

- развитие - изменения в ценностно-ориентационной сис­теме личности, когда обогащается внутреннее содержа­ние ценностных ориентации с помощью механизма адап­тации к изменившейся социокультурной среде.

Изучение ценностных ориентации в сфере досуга - доста­точно разработанное направление в отечественных исследовани­ях проблем молодежи. Данные многочисленных исследований указывают на существование в молодежном сознании противо­положных тенденций, что соответствует социокультурной си­туации «выбора», перед которой сегодня стоит российская моло­дежь. Нарушение связей между различными сферами жизни мо­лодежи (труда, потребления, досуга) привело к возникновению нередко противоположных друг другу ценностей.

Так, например, ослабление мотивации труда происходит од­новременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде. Отмеченная тенденция характерна и для западной моло­дежи. Однако особенность ее проявления в России состоит в том, что распространение в молодежной среде постиндустриальных досуговых ценностей является не следствием индустриального бума или экономического перепроизводства, а результатом диф­фузии западной культуры и образа жизни. В условиях неразви­той экономики и кризиса производства противоречие между трудовыми и досуговыми ценностями в сознании молодого по­коления могут обостряться, принимая подчас извращенные формы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.