КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация иее составляющие
Общество немыслимо без организаций - предприятий, банков, магазинов, университетов и т.д. Все это разновидности организации. Слово «организация», восходящее к греческому «органон» -«инструмент» или «оружие», в русский язык попало кружным путем через французский, где основным его значением было «устройство». С управленческой точки зрения, под организацией, прежде всего, понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий. Поскольку организации, прежде всего, касаются деятельности людей, их принято называть социальными организациями. Социальные организации характеризуются рядом основополагающих признаков, первым и едва ли не главным из которых является наличие цели. Организация, не имеющая цели, не может существовать продолжительное время. В современной науке цель организации рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь. Совместная деятельность людей порождает у них цели разного уровня и содержания. Пригожий А.И. [7] выделяет три взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентиры и цели-системы. • Цели-задания - это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице - все это цели-задания, определяющие смысл существования организации. • Цели-ориентации - совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщение цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать не эффективной. • Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Основные цели разделяются на более мелкие и т.д. Такое дробление целей должно соответствовать разделению организации на уровни (отделы, лаборатории, цехи и т.п.), где каждому подразделению надо иметь набор производственных целей, выполнение которых служит реализации основных, или базовых целей. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производственных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы и др. Члены организации, или участники - также важный элемент организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навы- ков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей участников с социальной структурой, в результате чего возможно объединение усилий и достижение организационного эффекта. По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX в. Честера Бернарда, людей принуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои физические, интеллектуальные и иные способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без организации невозможно было бы не только развитие цивилизации, но и появление языка и разумной жизни, возникших в результате взаимодействия наших предков. Однако, возникнув, организации в значительной мере начинают жить самостоятельной жизнью, а то и полностью независимой от жизни создавших их людей, вступая с ними в определенные отношения. В рамках этих отношений люди используют организацию для достижения своих целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. Организация же, в свою очередь, использует объединяемых ею членов для своего укрепления и развития. С точки зрения особенностей внутренних взаимоотношений между людьми и специфики формирования - организации делятся на формальные и неформальные. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию Э. Мэйо в 20-30-е годы. Он обнаружил, что в любой компании или на заводе, помимо официальных служебных отношений (формальная организация), у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация). Причем, и первые и вторые отношения не случайны, а строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям. На них можно воздействовать, ими можно управлять. Формальные организации требуют от своих членов наличия определенного уровня знаний, опыта, квалификации, активного участия в своих делах, исполнительности, ответственности, дисциплинированности. Немаловажное значение имеют и такие условия, как разделение целей и ценностей организации, а также подчинение установившимся в ней правилам и нормам поведения. В то же время члены организации, в свою очередь, возлагают на нее определенные надежды: получить престижную, увлекательную работу, власть, информацию. Чтобы спокойно работать и быть уверенным в завтрашнем дне, члены организации должны иметь определенные гарантии безопасности и социальной защищенности. Там, где все эти надежды не оправдываются, в рамках формальной организации возникает неформальная, с помощью которой люди пытаются удовлетворить потребности, так и оставшиеся неудовлетворенными, прежде всего в поддержке, защите, в решении личных проблем, доступе к необходимой информации, общении. Неформальной организации, свойственен личный характер отношений, при котором занимаемая человеком должность не имеет принципиального значения, а также стихийное определение в рамках этих отношений места каждого участника (в официальных организациях это происходит на основе волевого решения руководства). Социальная организация раскрывается через взаимодействие неформальной и формальной структур и порождает новое явление - организационную культуру. Организационная культура -это совокупность норм ценностей, мнений, ожиданий, традиций, символов, которые отражаются в поступках сотрудников на всех уровнях организации и образуют неписаный кодекс поведения. Иначе подобное явление называют субкультурой. Организационная культура описывает и объявляет поведение людей в организации. Организационная культура формируется постепенно, и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации. В то же время посредством целенаправленного воспитания и обучения она прививается новичкам, обогащаясь одновременно теми полезными для организации элементами, которые они с собой приносят. У каждой организации специфическое физическое, технологическое, культурное окружение. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Для того, чтобы быть, функционировать, достигать целей, они должны иметь многочисленные связи с окружающим миром: с вышестоящими организациями, поставщиками, правоохранительными органами, политическими и многими другими организациями и институтами, имеющимися в данном конкретном обществе. К ним относятся: государство и политическая система, рынок (конкуренты и рынок труда), экономика, социальные и культурные факторы, технология из внешнего окружения. Факторы внешней среды влияют на все сферы деятельности организации. Внутренняя среда организации образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе. Если организация стремится максимально изолировать себя от воздействия других организаций и институтов, сохранить свою самостоятельность, ее стратегия называется буферной. Если же организация стремится расширять и укреплять свои связи с внешней средой, такая стратегия называется стратегией наведения мостов. Таким образом, организации представляются как системы элементов, каждый из которых немыслим без других. Например, цели сами по себе, так же, как и отдельно взятая социальная структура, не являются ключом к пониманию природы функционирования организаций, как и нет организации, которая может быть понята в отрыве от окружающей среды. Существует большое разнообразие форм организации. Выделим три основные формы: добровольные ассоциации, учреждения тоталитарного типа, бюрократия. Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов ее членов. Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого определяется государственными, религиозными и другими организациями. Бюрократия - узаконенное господство в организации формальных норм и правил, которым руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |