Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация иее составляющие




Общество немыслимо без организаций - предприятий, бан­ков, магазинов, университетов и т.д. Все это разновидности ор­ганизации.

Слово «организация», восходящее к греческому «органон» -«инструмент» или «оружие», в русский язык попало кружным путем через французский, где основным его значением было «устройство». С управленческой точки зрения, под организацией, прежде всего, понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий.

Поскольку организации, прежде всего, касаются деятельно­сти людей, их принято называть социальными организациями. Социальные организации характеризуются рядом основопола­гающих признаков, первым и едва ли не главным из которых яв­ляется наличие цели. Организация, не имеющая цели, не может существовать продолжительное время.


В современной науке цель организации рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются дос­тичь. Совместная деятельность людей порождает у них цели раз­ного уровня и содержания. Пригожий А.И. [7] выделяет три взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентиры и цели-системы.

• Цели-задания - это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более вы­сокого уровня. Преподавание в школе, лечение и прием пациен­тов в больнице - все это цели-задания, определяющие смысл су­ществования организации.

• Цели-ориентации - совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщение це­ли коллектива, включающие и личные цели каждого члена орга­низации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значи­тельно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение це­лей-заданий и работа организации может стать не эффективной.

• Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть сохранить равновесие, ста­бильность и целостность. Другими словами, это стремление ор­ганизации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения. Цели-системы должны органично вписываться в це­ли-задания и цели-ориентации.

Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Основные цели разделяются на более мелкие и т.д. Такое дробление целей должно соответствовать разделению ор­ганизации на уровни (отделы, лаборатории, цехи и т.п.), где каж­дому подразделению надо иметь набор производственных целей, выполнение которых служит реализации основных, или базовых целей. Для их достижения организация ставит перед собой мно­жество промежуточных, вторичных, производственных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реоргани­зация, улучшение качества работы и др.

Члены организации, или участники - также важный эле­мент организации. Это совокупность индивидов, каждый из ко­торых должен обладать необходимым набором качеств и навы-


ков, позволяющих ему занимать определенную позицию в соци­альной структуре организации и играть соответствующую соци­альную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей участ­ников с социальной структурой, в результате чего возможно объединение усилий и достижение организационного эффекта.

По мнению одного из крупнейших специалистов в области ме­неджмента середины XX в. Честера Бернарда, людей принуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках фи­зические и биологические ограничения, свойственные каждому че­ловеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои физические, интеллектуальные и иные способно­сти, что делает их более сильными в борьбе за выживание.

Без организации невозможно было бы не только развитие цивилизации, но и появление языка и разумной жизни, возник­ших в результате взаимодействия наших предков. Однако, воз­никнув, организации в значительной мере начинают жить само­стоятельной жизнью, а то и полностью независимой от жизни создавших их людей, вступая с ними в определенные отношения. В рамках этих отношений люди используют организацию для достижения своих целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. Организация же, в свою очередь, использует объе­диняемых ею членов для своего укрепления и развития.

С точки зрения особенностей внутренних взаимоотношений между людьми и специфики формирования - организации делят­ся на формальные и неформальные. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию Э. Мэйо в 20-30-е годы. Он обнаружил, что в любой компании или на за­воде, помимо официальных служебных отношений (формальная организация), у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация). Причем, и первые и вторые отношения не случайны, а строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям. На них можно воздействовать, ими можно управлять.

Формальные организации требуют от своих членов наличия определенного уровня знаний, опыта, квалификации, активного


участия в своих делах, исполнительности, ответственности, дис­циплинированности. Немаловажное значение имеют и такие ус­ловия, как разделение целей и ценностей организации, а также подчинение установившимся в ней правилам и нормам поведе­ния. В то же время члены организации, в свою очередь, возлага­ют на нее определенные надежды: получить престижную, увле­кательную работу, власть, информацию. Чтобы спокойно рабо­тать и быть уверенным в завтрашнем дне, члены организации должны иметь определенные гарантии безопасности и социаль­ной защищенности.

Там, где все эти надежды не оправдываются, в рамках фор­мальной организации возникает неформальная, с помощью кото­рой люди пытаются удовлетворить потребности, так и оставшие­ся неудовлетворенными, прежде всего в поддержке, защите, в решении личных проблем, доступе к необходимой информации, общении. Неформальной организации, свойственен личный ха­рактер отношений, при котором занимаемая человеком долж­ность не имеет принципиального значения, а также стихийное определение в рамках этих отношений места каждого участника (в официальных организациях это происходит на основе волево­го решения руководства).

Социальная организация раскрывается через взаимодействие неформальной и формальной структур и порождает новое явле­ние - организационную культуру. Организационная культура -это совокупность норм ценностей, мнений, ожиданий, тради­ций, символов, которые отражаются в поступках сотрудников на всех уровнях организации и образуют неписаный кодекс пове­дения. Иначе подобное явление называют субкультурой. Органи­зационная культура описывает и объявляет поведение людей в организации. Организационная культура формируется постепенно, и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации.

В то же время посредством целенаправленного воспитания и обучения она прививается новичкам, обогащаясь одновременно теми полезными для организации элементами, которые они с со­бой приносят.

У каждой организации специфическое физическое, техноло­гическое, культурное окружение. Она должна адаптироваться к


нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточ­ных, закрытых. Для того, чтобы быть, функционировать, дости­гать целей, они должны иметь многочисленные связи с окру­жающим миром: с вышестоящими организациями, поставщи­ками, правоохранительными органами, политическими и многи­ми другими организациями и институтами, имеющимися в дан­ном конкретном обществе.

К ним относятся: государство и политическая система, ры­нок (конкуренты и рынок труда), экономика, социальные и куль­турные факторы, технология из внешнего окружения. Факторы внешней среды влияют на все сферы деятельности организации.

Внутренняя среда организации образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.

Если организация стремится максимально изолировать себя от воздействия других организаций и институтов, сохранить свою са­мостоятельность, ее стратегия называется буферной. Если же орга­низация стремится расширять и укреплять свои связи с внешней средой, такая стратегия называется стратегией наведения мостов.

Таким образом, организации представляются как системы элементов, каждый из которых немыслим без других. Например, цели сами по себе, так же, как и отдельно взятая социальная структура, не являются ключом к пониманию природы функцио­нирования организаций, как и нет организации, которая может быть понята в отрыве от окружающей среды.

Существует большое разнообразие форм организации. Вы­делим три основные формы: добровольные ассоциации, учреж­дения тоталитарного типа, бюрократия.

Добровольные ассоциации часто создаются для защиты ка­ких-то общих интересов ее членов.

Учреждения тотального типа формируются для содейст­вия общественному благу, сущность которого определяется го­сударственными, религиозными и другими организациями.

Бюрократия - узаконенное господство в организации фор­мальных норм и правил, которым руководствуются в своих дей­ствиях и взаимоотношениях должностные лица.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.