КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы направленности
1. Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка имеет три подструктуры: когнитивную (что готов познать и воспринять человек), эмоционально-оценочную (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки) и поведенческую (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия). Установка бывает позитивная, основанная на положительном отношении к объекту, и негативная, выражающаяся в предубеждениях. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления, стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. 2. Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности, неосознанные побуждения, характеризующиеся тем, что не взвешена личная и общественная значимость содеянного, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений. 3. Желание – это побуждение (мотив), в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает еще в качестве сильного побуждения к действию. Мотив этот часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен или необходимость в котором у него не очень сильна. 4. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента. 5. Интересы – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение (этот психологический механизм используется рекламой). Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее потребности (жажды знания, понимания и др.). Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности жизненного опыта, образованности, воспитанности, своеобразия духовного склада личности, способностей, характера и др. Однако интересы индивида, хотя и зависят от выше перечисленного, в конечном итоге все-таки формируются другими людьми (авторитетными), обществом (общественное мнение, мода…). То есть интересы имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития общества, его духовной культуры, развития социальных отношений. Интересы различаются: а) по содержанию: 1) материальные (жилищные удобства; одежда; еда); 2) профессиональные (интерес к предмету своего профессионального труда; к процессу профессиональной деятельности; к професиональным знаниям и т.д.); 3) познавательные (интерес к новым знаниям в той или иной области); 4) эстетические (искусство, литература, музыка, природа и т.д.); 5) политические; 6) спортивные; б) по цели: 1) непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности (процессу познания, овладения знаниями, творчества, труда и т.д.). 2) опосредованный – интерес к результатам деятельности (к приобретению профессии, служебного положения, материальным результатам труда и т.д.). в) по объему: 1) широкие – распределены между многими объектами; 2) узкие – сконцентрированы на одной области; 3) глубокие – потребность основательно изучить объект во всех деталях; 4) поверхностные – человек скользит по поверхности объекта и не интересуется им по-настоящему. г) по устойчивости: 1) устойчивые интересы длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека; 2) неустойчивые – они сравнительно кратковременны и быстро возникают и угасают. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает. д) по уровню действенности: 1) активный – побуждающий человека к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным инициативным поискам источников удовлетворения интересов; 2) пассивный – это интерес к той деятельности, в которой человек сам не принимает участия. 6. Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, которая не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Нередко склонность, особенно если она проявляется в детстве, может свидетельствовать о таком свойстве личности как способности. 7. Убеждения – определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием. Убеждения – это то, что не только понятно, но и глубоко прочувствовано, пережито. Иногда человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, но не переживает эти знания как потребность действовать согласно знаниям (дефект убеждений). Слово расходится с делом. Убеждения характеризуются высокой осознанностью и теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. 8. Мировоззрение – система (философских, эстетических, этических, естественно-научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем. 9. Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования. Существует два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |