Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни развития способностей




Виды способностей

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации:

общие (умственные) способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенность внимания и др.);

специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности: конструктивно-технической, художественной, музыкальной, математической, литературной.

Так, например, для математической деятельности имеет особое значение математическая память, но память не на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила, кроме того, способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала и др.

Для конструктивно-технической деятельности – наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и недостатки; точность и живость пространственных представлений; комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов деталей новые комбинации); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).

Для музыкальной деятельности – ладовое чувство, способность к слуховому представлению, проявляющемуся в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память), абсолютный слух (способность определять высоту звука без сравнения его с эталоном и т.д.).

Специальные способности органически связаны с общими.

Выделяют следующие уровни развития способностей:

репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

Однако следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами гений, талант.

Многие считают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Об этом говорят сами талантливые люди. Талант– это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду. Репин говорил, что высокий уровень достижения это награда за каторжный труд. А Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство».

 

Вопросы для самоконтроля

1. От чего зависят различия людей по темпераменту?

2. Каково происхождение названий типов темперамента?

3. Каковы психические свойства, характеризующие сангвиника (холерика, флегматика, меланхолика)?

4. В чем заключается сущностное отличие темперамента от характера и их взаимосвязь?

5. Что влияет на формирование характера?

6. Что вы знаете о классификации черт характера?

7. Какие бывают типы акцентуации характера?

8. Как проявляется характер вовне?

9. По каким основным признакам мы можем определить способности человека к той или иной деятельности?

10. Какие бывают виды способностей?

11. Что является физиологической основой способностей?

12. Каковы уровни развития способностей?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Определите ведущий тип вашего темперамента.

2. Какие присущие вам психические свойства, характеризующие ведущий тип темперамента, способствуют профессиональной деятельности, а какие мешают?

3. Проанализируйте свое поведение, мысли, чувства и определите ведущие черты вашего характера. Что повлияло на формирование трех первых черт, которые вы указали? Предложите свой способ формирования волевых черт характера.

4. Определите, какие специальные способности необходимы вам в профессиональной деятельности. Проанализируйте, какие способности у вас уже развиты, а над развитием каких вам необходимо работать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.