Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 21. Стили руководства




Жизненная стойкость

История показывает, что самые известные победители обычно сталкивались с невыносимыми трудностями прежде, чем они достигли своего триумфа. Они победили, потому что они отказались быть побежденными.
Берти Чарльз Форбс, шотландский финансовый журналист, основатель журнала Forbes.

То, что не убивает меня, делает меня сильнее.
Фридрих Ницше, философ.

Руководство – деятельность по управлению совместным трудом людей, их поведением. Умению руководить нельзя научить в вузе. Это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить, приобретая для этого необходимые знания, навыки, переосмысливая личный опыт.

Подход к руководству – признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им.

Стиль руководства – совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

Исторически первым и наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль.

Авторитарный стиль основывается на отдаче руководителем в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами, официальном характере отношений, дистанционировании от исполнителей, широком применении наказаний.

Демократический стиль основывается на формировании руководителем благоприятного морально-психологического климата, оказании подчиненным помощи, привлечении их к принятию решений, широком применении поощрений.

Стиль, ориентированный на задачу (инструментальный) – руководитель главное внимание уделяет обеспечению условий решения задач любой ценой (распределяет задания, планирует, создает необходимые материальные и организационные условия выполнения работы).

Стиль, ориентированный на человеческие отношения (на подчиненных). – руководитель главное внимание уделяет созданию коллектива и формированию в нем благоприятного морального климата.

Либеральный стиль руководства - руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для их самостоятельной работы, определяет ее правила и задает границы решения.

Попустительский стиль руководства – руководитель устраняется от фактического управления подчиненными, передавая его «доверенным» лицам.

В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией менеджера, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю.. готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и проч.

Поэтому сегодня руководителям рекомендуется не придерживаться какого-то одного стиля, а применять в соответствующих условиях наиболее подходящие.

Ориентация руководителей не на какой-то один, раз и навсегда принятий стиль, а применение в соответствующих условиях наиболее подходящего стиля получило название «многомерного» руководства.

Полномочия могут иметь форму постоянных или разовых дополнительных поручений. Руководитель не в состоянии решать все возникающие управленческие проблемы. В результате происходит передача части полномочий подчиненным.

Делегирование на добровольной основе полномочий – передача прав принятия решений по второстепенным вопросам лицам, не занимающим официальных управленческих должностей.

Основные виды делегируемых полномочий: решение специальных проблем, осуществление подготовительной работы, участие в информационном обмене.

Выгоды делегирования полномочий: приближение выработки решения к месту его реализации, освобождение руководителя от рутинной работы, более рациональное распределение нагрузки среди подчиненных, появление у исполнителей дополнительной возможности проявить себя, выдвинуться, получить удовлетворение от работы.

Причины сопротивления делегированию со стороны руководителей: неуверенность в себе, боязнь потерять уважение и власть, престиж, загруженность текущими делами, нежелание портить отношение с подчиненными, стиль работы.

Причины сопротивления делегированию со стороны подчиненных: нехватка знаний, веры в себя, боязнь ответственности, перегрузки.

 

Часто на помощь приходит коллективное управление.

Коллективное управление – выработка и принятие управленческих решений группой сотрудников, не обязательно являющихся руководителями.

Коллективное управление предполагает, что выработка и принятие решений поручается не отдельному человеку, а группе. Возглавляет такую группу рядовой ее участник, наиболее опытный и пригодный для выполнения этой миссии. Менеджер же создает необходимые для работы группы условия, консультирует в случае затруднений.

Коллективное управление позволяет решать сложные задачи, требующие опыта и знания людей, работающих в различных областях, снизить вероятность ошибок, объединить усилия заинтересованных лиц, работающих в разных подразделениях, наладить обмен информацией и укрепить сотрудничество, обеспечить широкую поддержку решения.

Коллективное управление не целесообразно. Если для проблемы имеется самоочевидное решение или она является частью должностных обязанностей руководителя. Существенно различаются способности участников процесса. Есть опасность утечки информации.

Процесс коллективного управления осуществляется с помощью команды знатоков.

Команда – небольшая группа специалистов разных направлений, работающих совместно над решением наиболее важных и сложных проблем.

Особенности управленческих команд: изменение состава участников в соответствии с характером решаемых задач, подбор людей с учетом не только опыта и знаний, но и психологической совместимости, возложение основной ответственности за решение проблем на наиболее компетентного участника, постоянный обмен информацией, выполнение официальным руководителем преимущественно организаторских и координационных функций.

Top management – команда высших руководителей, занимающаяся решением наиболее важных и сложных для фирмы проблем.

Практика выработала множество методов организации коллективного управления. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака.

Метод мозговой атаки – выработка управленческого решения на основе идей, бессистемно выдвигаемых группой в процессе совместной работы, и их последующего уточнения и обсуждения.

Принципиально иной подход к выработке решений нашел применение в дельфийском методе.

Дельфийский метод – выработка управленческого решения на основе предложений членов группы, выдвинутых ими независимо друг от друга письменно.

 

Рассмотрим основные из стилей управления более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.