Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная Россия




«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усу­губляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилав­ки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.

Руководство России во главе с Б.Н.Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию — достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом пра­вительстве.

Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи госу­дарства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь. Однако серьезным специалистам в области экономи­ки было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать. Факторами, осложнявшими ре­формы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

Уверенность команде реформаторов придавала и позиция За­пада. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов — Международно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

Программа стабилизации экономики состояла во введении сво­бодной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался без­удержный рост инфляции.

Приватизация и ее особенности в России. Важным направлени­ем в структурной политике правительства стала приватизация (раз­государствление) промышленности, розничной торговли и сфе­ры обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в привати­зации политические цели доминировали над экономической це­лесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в обновлении производства. Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддерж­ки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Но в условиях обнищания и эко­номической безграмотности многие граждане либо продавали ва­учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдавав­шие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий до­ход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на­циональное богатство.

Результаты приватизации. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре­зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен­ности, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара­та, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны и представители «теневой» экономики и кри­минала.

17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, вызвавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало даль­нейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положи­тельные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышлен­ных и продовольственных товаров, что способствовало росту оте­чественного производства. Дополнительным благоприятным фак­тором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 — 2004 гг. наблюдался подъем в промышленности и сельском хозяйстве. Однако рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым, во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 — 1993 гг. Эконо­мическая политика не могла не привести к росту социальной на­пряженности в обществе и обострению политической борьбы. Вес­ной 1992 г. соотношение политических сил решительно меняется. Трудности реформирования страны приводят к лишению прави­тельства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растет.

Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял пре­зидент Ельцин. Призрак гражданской войны стал витать над Россией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность съез­да народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вы­шел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противо­речащий Конституции.

В Москве оппозицией были организованы демонстрации. По­скольку телевидение тенденциозно освещало события, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Остан­кинским телецентром. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации.

Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокиро­ван. 4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Со­вета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж систе­мы советской власти сверху донизу. Был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., Россия становилась президент-ско-парламентской республикой. Президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициати­вы, распускать органы законодательной власти в оговоренных слу­чаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Зако­нодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состоит из Совета Федерации, пред­ставленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994 — 2004 гг. В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. Блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром выдвигал либеральную программу. Поскольку в России основным носителем либерального сознания был не устойчивый слой собственников, а интеллигенция, это определило некоторые своеобразные черты российского либера­лизма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличе­ние значения свободы в сфере потребления. В своей избиратель­ной кампании блок «Выбор России» опирался на поддержку ад­министративных структур, банков. Блок имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парла­мент.

В ходе предвыборной кампании осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский —Болдырев—Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку блок получал в 1993, 1995, 1999 гг. около 7— 10 % голосов, а 2003 г. не смог преодолеть 5%-ного барьера. Лидеры «Яблока» подчерки­вали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только ком­мунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную политическую деятельность на выборах 1993 г. раз­вернула ЛДПР (Либерально-демократическая партия России, ли­дер В.В.Жириновский), которая заявила о своем антизападни­ческом либерализме «простых людей». Жириновский снискал себе поддержку среди разнородных слоев. Опираясь на искусную дема­гогию и популизм, партия В.В.Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте. На последующих выборах представительство ЛДПР сократилось.

Значительную поддержку на выборах в 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под ру­ководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной эконо­мики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно поддержка КПРФ населением снижалась.

Выборы 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыбор­ная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй — 3 июля 1996 г. Во вто­ром туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюга­новым. По итогам второго тура победу одержал Б.Н. Ельцин.

Для периода 1995 —1999 гг. была характерна частая смена пра­вительств, которым приходилось решать сложные экономические и социальные проблемы. Вопросы финансовой стабилизации вла­сти решали во многом путем массовых задержек зарплаты трудя­щимся. В результате в 1997—1998 гг. большого размаха достигло забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных рес­публик. Во многих республиках усиление сепаратизма сопровож­далось ростом притеснения русских, составляющих часто боль­шинство населения. Особенно опасное положение сложилось на Северном Кавказе. Чеченская Республика превратилась в источ­ник преступности во всей России. Попытка восстановить кон­ституционную законность и правопорядок привела к войне в Чечне в 1995—1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных вла­стей. Чечня фактически стала независимым бандитским государ­ством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. Примакова, за ко­торого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому пра­вительству удалось укрепить экономическое положение, добиться роста промышленности, спада социальной напряженности, прекращения массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ельцина в мае 1999 г. привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Даге­стан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были довольно успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. При поддержке местного населения боевики были выбиты из Дагестана. Осенью 1999 г. произошли чудовищные террористические акты — взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с дей­ствиями чеченских террористов. Осенью началась антитеррори­стическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепара­тистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех и решительность боевых действий привели к росту попу­лярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной под­держке Путина. Вместе с другими проправительственными сила­ми «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Ис­полняющим обязанности президента стал Путин. На президент­ских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал Президентом России.

На рубеже XXI в. Итоги выборов 1999 — 2000 гг. во многом из­менили ситуацию в России. В Думе сложилось пропрезидентское большинство, позволившее принять ряд важных законов.

Правительство продолжило проведение реформ. Было призна­но, что залогом их успеха является наличие сильной государствен­ной власти. Президент В. В. Путин предпринял ряд шагов в этом направлении. Было создано семь федеральных округов, в которые назначены полномочные представители президента. Законодатель­ство республик, краев, областей приводится в соответствие с фе­деральными законами. Установлен новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания — Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях, призванный повысить их роль и ответственность в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество. В них соединены символы дореволюционной, советской и совре­менной России. Население поддерживало политику Путина. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществляются налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы. Решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. С 2004 г. началась административная реформа, изменившая структуру министерств и других высших органов вла­сти России. Продолжилось проведение политической реформы. По предложению В.В.Путина были отменены прямые выборы губер­наторов населением. Их кандидатуры стали вноситься президен­том и утверждаться законодательным собранием регионов. Выбо­ры в Государственную думу стали проводиться исключительно по партийным спискам. Для обеспечения взаимодействия граждан с органами власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была сформирована Общественная палата Российской Федерации.

В начале XXI в. продолжался рост российской экономики, хотя и сохранялась сильная зависимость этого роста от высоких ми­ровых цен на нефть и газ. Успехи в экономике сделали возмож­ным принятие в 2005 — 2006 гг. по инициативе президента наци­ональных проектов, направленных на совершенствование здра­воохранения, образования, развитие сельского хозяйства, обес­печения населения жильем. Остро был поставлен вопрос о пре­одолении демографического кризиса, охватившего Россию с начала 90-х гг. XX в. Приняты меры по стимулированию роста рождаемости, защите матери и ребенка. В целом укрепление вла­стной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

В декабре 2007 г. большинство пришедших на парламентские выборы проголосовали за «Единую Россию», предвыборный спи­сок которой возглавил В. В. Путин. В феврале 2008 г. президент вы­ступил с программой инновационного развития страны, опира­ющейся на применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий. На президентских выборах в марте 2008 г., большинство проголосовало за поддержанную В. В. Путиным кан­дидатуру Д. А. Медведева. После вступления президента Д. А. Мед­ведева в должность главой правительства стал В.В.Путин.

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран, остается терроризм. Для России эта угроза во многом связана с напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы сви­детельствуют захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве, чудовищный террористический акт в североосетинском городе Беслане в сентябре 2004 г. Наряду с военными мероприятиями в Чечне предпринимаются меры по налаживанию там мирной жизни, созданию органов управления. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливающую основы государственности республики и зак­репляющую ее нахождение в составе России. Прошли выборы пре­зидента Чечни, а затем и парламентские выборы.

Совместное противостояние международному терроризму спо­собствовало развитию отношений России с США, НАТО. Однако действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире, подрыв роли ООН и международного права, вызвали возражение российского руководства. На этой основе укреплялись связи Рос­сии с Францией и Германией. Российская дипломатия действует на всех направлениях. В 2001 г. подписан российско-китайский до­говор о дружбе и сотрудничестве. Все большую роль в междуна­родных отношениях играет Шанхайская организация сотрудниче­ства (ШОС), возникшая в 2002 г. на базе так" называемой «шан­хайской пятерки» в составе России, Китая, Казахстана, Кирги­зии и Таджикистана, созданной еще в 1996 г. О намерении всту­пить в ШОС заявили Индия, Пакистан, Иран. В начале XXI в. Рос­сия стремилась восстановить взаимовыгодные отношения с дав­ними партнерами — Индией, Северной Кореей, Кубой, Вьетна­мом. Российская дипломатия защищала национальные интересы страны в ходе кризиса, вызванного попытками США и их союз­ников «наказать» Иран за развитие его ядерной программы.

Укреплялось разностороннее сотрудничество России со мно­гими странами СНГ, продолжалось создание союзного государ­ства России и Белоруссии. Однако события, связанные с прихо­дом к власти в ряде стран СНГ (Грузия, Украина) проамерикан­ских сил, потребовали от руководства России поиска новых под­ходов к политике в рамках СНГ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.