КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Меры безопасности при тушении пожараПри ликвидации пожара необходимо помнить и соблюдать следующие меры безопасности: · Запрещается тушить водой или водосодержащими веществами горящее электрооборудование, находящееся под напряжением. · Не допускается тушить водой вещества, при взаимодействии с которыми возможно образование взрыва или усиление горения. · Запрещается тушить в помещениях горящие газы, особенно истекающие под давлением из аппаратов и трубопроводов, если они могут создать взрывоопасные смеси с воздухом. · Вскрывать и разбирать электрическое и газовое оборудование в помещениях, где действует пожар, допускается только после его обесточивания и отключения подачи газа. При разборке оборудования не допускается нарушение его монтажных связей и загромождение путей подхода к горящим объектам. Горящее электрооборудование до применения средств огнетушения должно отключаться от источников напряжения с помощью коммутационных устройств (рубильники, разъединители, электромагнитные или механические выключатели, пробочные предохранители). Если таким способом снятие напряжения невозможно, прибегают к пофазному механическому разрушению проводов с помощью основных изолирующих средств (для напряжения до 1000В – ножницы с диэлектрическими ручками). Не допускается обрезание или обрубание многожильных проводов и кабелей, а также групповых проводов, проложенных в трубах. · Тушение пожара в помещениях, где применяются сосуды, работающие под давлением, ведется с применением мер по охлаждению сосудов и понижению в них давления до безопасных величин. · В помещениях, где ведутся работы с применением радиоактивных веществ, участники огнетушения обязательно оснащаются средствами индивидуальной радиационной защиты и приборами дозиметрического контроля. Необходимо контролировать режим работы на огнетушении: общее время занятости, своевременность замены одних участников другими. Если пожар произошел на установках ионизирующих излучений (рентгеновские аппараты, бетатроны и др.), его тушение должно производиться с соблюдением требований, указанных для электроустановок. · Для тушения горящей древесины и изделий из нее наиболее удобно и эффективно применять воду в виде компактной струи. При этом струей сначала сбивают пламя вокруг очага горения, а затем ее направляют на сам очаг. Принимаются меры против распространения горения на близ расположенные сгораемые материалы, путем их периодического смачивания. · Во всех случаях горения жидкостей следует применять огнетушители, песок, покрывала, пену. Если жидкость содержится в емкости, струя пены направляется на поверхность ее стенки, а при тушении разлитой жидкости огнетушение производится воздействием струи от краев пролитой массы к ее центру. При тушении пожара подходить к очагу горения необходимо с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток бил в спину) на расстояние не меньше минимальной длины струи заряда огнетушащего вещества (величина которой указывается на этикетке огнетушителя). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага горения огнетушащее вещество, и интенсифицирует горение. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением, нельзя подносить огнетушитель ближе, чем на 1метр. При нахождении в помещении, где возник пожар, необходимо выполнять следующие меры предосторожности: При эвакуации людей в задымленных помещениях следует передвигаться вдоль стен ближе к окнам. Нужно обязательно запомнить маршрут движения по характерным предметам, приметам, числу поворотов, планировке помещений, оборудованию. Двери в задымленном помещении следует открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха. В сильно задымленном помещении нужно двигаться ползком или пригнувшись к полу, для защиты от угарного газа использовать увлажненную ткань (платок, рукав). При спасении людей из горящих зданий, прежде чем войти в горящее помещение, следует накрыться с головой мокрым покрывалом, полотном и т. п. Если на пострадавшем загорелась одежда, необходимо любым способом устранить контакт одежды с воздухом (накрытие тканью, падение на землю и покатывание по ней, засыпание землей) или воздействием на нее струей воды. В случае развития масштабного пожара для обеспечения безопасности используются средства индивидуальной защиты: респираторы или увлажненные маски, противогазы, очки, брезентовые куртки, огнезащитные костюмы.
12. Обязанности руководителей и должностных лиц при пожаре До прибытия подразделения пожарной охраны в обязанности руководителей предприятия входит осуществление общего руководства тушением пожара При пожаре в обязанности руководителей предприятия, должностных лиц и лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, входят следующие действия: - продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану; - поставить в известность о возникновении пожара вышестоящее руководство, диспетчера, ответственного дежурного по объекту; - немедленно организовать спасение людей; - обеспечить соблюдение правил безопасности работникам, принимающим участие в тушении пожара; - проконтролировать включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещателей, средств пожаротушения, противодымной защиты); - при необходимости отключить электроэнергию; - остановить работу производства, учитывая специфические особенности объекта; - перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации; - остановить работу систем вентиляции и выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания; - удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара. При наличии на объекте взрывоопасных и сильнодействующих ядовитых веществ сообщить о них подразделениям пожарной охраны. Эти сведения необходимы для обеспечения безопасности их личного состава. 12.1 Действия при возникновении пожара на подвижном составе на перегоне Железнодорожный подвижной состав имеет повышенную пожароопасность. Обслуживающие его работники должны быть обучены и уметь пользоваться всеми средствами пожаротушения, находящимися в их распоряжении, должны знать инструкции и способы тушения пожара. Лица, ответственные за организацию тушения пожаров на подвижном составе, — локомотивная бригада, механики-бригадиры, начальники поезда и проводники вагонов в пассажирских поездах. Они обязаны знать пожароопасное оборудование, места и пути распространения огня, места расположения средств пожаротушения, уметь пользоваться ими. При обнаружении пожара в пассажирском вагоне во время следования поезда по перегону проводник должен немедленно стоп-краном остановить поезд. Исключения составляют случаи, когда поезд находится в тоннеле, на железнодорожном мосту, виадуке, путепроводе, под мостом или в других местах, препятствующих организации тушения пожара. Далее проводник должен сообщить о пожаре механику-бригадиру и машинисту локомотива, организовать эвакуацию пассажиров и выгрузку багажа, принять меры к тушению пожара огнетушителями. Начальник поезда и локомотивная бригада должны сообщить на ближайшую станцию поездному диспетчеру и энергодиспетчеру о пожаре и при необходимости вызвать пожарный поезд или пожарную команду. Струю пены из огнетушителя или струю воды из ствола следует направлять навстречу видимому огню и на пути распространения пожара. Гася пламя на вертикальных плоскостях (стенах, перегородках), струю пены или воды необходимо направлять сверху вниз, чтобы она, стекая, также тушила огонь. Используя пенные огнетушители, нельзя допускать, чтобы люди, работающие с ними, приближались к электропроводам, оборудованию или частям контактной сети ближе, чем на 2 м. Тушить горящие предметы и конструктивные элементы подвижного состава снаружи вагона водой или пеной на электрифицированных участках дорог можно только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления. Горящие провода, электроаппаратуру, электромашины нужно гасить углекислотными огнетушителями или сухим песком. В тепловозах имеется в запасе значительное количество дизельного топлива и смазочных материалов. На электровозах пожарную опасность представляет электрическое оборудование — электродвигатели, аккумуляторы, тяговые трансформаторы выпрямители, пуско-регулирующие аппараты, токосъемники и т.д. При возникновении пожара на электровозе следует опустить токоприемник и остановить поезд у мест, которые не перечислены выше, принять меры к удержанию поезда на месте, отключить рубильник аккумуляторной батареи и дать сигнал пожарной тревоги. Необходимо лично убедиться в том, что токоприемники опустились и что контактный провод, который может оказаться пережженным огнем, не касается крыши или крышевого оборудования. Затем следует доложить о пожаре поездному диспетчеру и энергодиспетчеру на ближайшую станцию. Для ликвидации пожара на локомотиве или в мо-торвагонном подвижном составе применяют первичные средства пожаротушения. На тепловозах, оборудованных автоматической газовой установкой пожаротушения, при возникновении пожара члены локомотивной бригады, находящиеся в дизельном отделении, должны перейти в кабину машиниста и плотно закрыть дверь. В случае проникновения огнетушащего состава в кабину следует надеть противогаз. На тепловозах, оборудованных пенной пожарной установкой, при возникновении пожара следует остановить поезд, после торможения заглушить дизель горящей секции и открыть один из пусковых кранов пожарной установки, затем открыть кран смесителя и направить струю пены на очаг горения. Рукоятку крана смесителя следует поворачивать до упора. После тушения надо закрыть пусковые краны и краны на смесителях. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и средствами, машинист обязан в установленном порядке затребовать пожарный поезд, расцепить состав, изолировать горящий локомотив или вагон от других вагонов, деревянных строений или других сооружений, приняв на себя руководство ликвидацией пожара. При пожаре в грузовом вагоне машинист должен вскрыть документы на поезд. По номеру вагона узнать номер аварийной категории груза, передать его по радиосвязи поездному диспетчеру, получить инструкции. 12,2Порядок действий при обнаружении пожара на путях Каждый работник, заметивший пожар на путях в пределах железнодорожной станции, обязан немедленно сообщить о нем дежурному по станции, используя телефон, громкоговорящую связь, звуковую сигнализацию. В этом сообщении он должен указать, на каком пути находится горящий вагон, наличие угрозы соседним вагонам. Дежурный по станции вызывает на место пожарную команду или пожарный поезд, а до их прибытия организует тушение пожара силами работников станции. Возникший на путях станции в подвижном составе пожар может быстро распространиться на рядом стоящие вагоны. Поэтому до прибытия пожарных подразделений следует принять все возможные меры к нераспространению пожара. Из опасной зоны должны быть немедленно выведены вагоны с людьми, взрывчатыми и отравляющими грузами или грузами, способствующими интенсивному распространению пожара. Следует учитывать, что доступ к горящим вагонам может быть ограничен вследствие наличия в них опасных грузов. Дежурный по станции должен незамедлительно это выявить. До прибытия пожарных подразделений тушить пожар следует, Если пожарные команды прибыли в течение первых 10 мин, т.е. в течение начального этапа развития пожара, пожар может быть ликвидирован с меньшими затратами на его тушение, с минимально возможным ущербом для работников, оказавшихся в зоне пожара, и с минимально возможным ущербом для материальных ценностей. 12.3 Тушение пожара в условиях производственного предприятия железнодорожного транспорта Помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава (электровозные, тепловозные, вагонные депо), мастерские по ремонту кранов представляют собой огромные пожарные зоны площадью до 2000 м2. Большие производственные площади увеличивают возможность возникновения крупных пожаров. Для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта характерны одноэтажные производственные здания. Среди них достаточно много зданий старой постройки, конструктивные решения в которых не всегда рассчитаны на то, чтобы ограничить распространение огня в случае возникновения пожара. Особенно интенсивно развиваются пожары в окрасочных и термических цехах. В окрасочных цехах быстрому распространению пожара способствуют наличие большого количества растворителей, лаков, красок, в том числе находящихся в виде аэрозолей в рабочей среде, в воздуховодах системы вентиляции, в виде конденсата — на конструкционных элемен- тах здания и оборудования. В термических цехах пожароопасность определяют высокие температуры технологических процессов, закалочные масла и другие закалочные жидкости в ваннах, вскипания и выбросы которых происходят систематически. Аэрозоли закалочных сред также присутствуют в воздухе рабочей среды, в воздуховодах, на конструкционных элементах цеха. При возникновении возгорания действовать нужно незамедлительно. Необходимо учитывать, что почти во всех случаях через 10 мин после начала пожара огонь охватывает большие площади и переходит на покрытие. Обрушение покрытий может произойти уже через 25 мин. При возгорании происходит быстрое нарастание температуры в помещении, обильное образование токсичного черного дыма, мешающего увидеть эвакуационные пути; возможно распространение огня в вышележащие этажи по вентиляционным каналам и различным нагретым до высокой температуры коммуникациям. Спасение людей — главная задача при возникновении пожара в здании депо или мастерских. Планы эвакуации людей и пожаротушения должны регулярно отрабатываться на пожарно-тактических учениях работников производственного объекта с привлечением подразделений его пожарной охраны. Тушение очага возгорания. При начале пожара следует немедленно попытаться ликвидировать очаг возгорания. При тушении кошмой пламя надо накрывать так, чтобы огонь, вырывающийся из-под нее, не попадал на человека. Разлившееся горящее масло тушат пеной. Для тушения электрооборудования, находящегося под напряжением, можно пользоваться только углекислотными или порошковыми огнетушителями. Водой, пенными и воздушно-пенными огнетушителями продолжать тушение допустимо только после того, когда будет снято напряжение. При пользовании огнетушителями необходимо следить за тем, чтобы случайно струю пены (порошка, углекислоты) не направить на людей. Пену, попавшую на незащищенные участки тела, следует стереть или смыть водным раствором соды. При пользовании углекислотным огнетушителем нельзя браться рукой за его раструб. Одновременно с тушением очага возгорания необходимо развернуть насосно-рукавные системы, стационарные водяные пожарные установки с лафетами, приступить к организации эвакуации работников и подвижного состава из депо или мастерских. Если пожар проник внутрь подвижного состава, находящегося в стойлах депо, для тушения следует применить ручные и стационарные огнетушители, установки с воздушно-механической пеной. Пожар в вагонах можно тушить и водой. Тепловозы имеют большое количество дизельного топлива и смазочных материалов, которые могут интенсивно гореть, на электровозах пожарную опасность представляет электрическое оборудование. При использовании внутренних пожарных кранов депо (мастерских) должны совместно действовать два человека. Один должен раскатывать рукав от пожарного крана к месту пожара, второй (по его команде) — открывать кран, подсоединяющий рукав к системе водоснабжения. Подача стволов по возможности должна осуществляться одновременно как внутрь горящего помещения, так и на перекрытия для защиты несущих конструкций и преграждения распространению на них огня. Одновременно стволами следует организовать защиту как выше-, так и нижерасположенных этажей. Для ликвидации горения и предотвращения взрывов в вентиляционных системах эффективно применение воздушно-механической пены при введении ее в вертикальные вентиляционные каналы. Подвальные помещения обычно содержат большое количество способных гореть коммуникаций (кабели, изоляция трубопроводов и др.). Достаточно часто в подвалах располагают складские отсеки. Для эффективного тушения последних необходимы информация об их содержимом и сведения о пожарных свойствах хранящихся там материалов. Для тушения в подвальном помещении эффективно применять воздушно-механическую пену. Стволы вводят через дверные проемы и соседние помещения. Чердачные помещения обычно имеют вентиляционные шахты, короба и другие технологические застройки. Стволы на чердачные помещения подают по внутренним лестницам. Для тушения пожара используют водяные и пенные струи. Работы здесь наиболее опасны, так как наряду с высокой температурой и обильным газообразованием от горящей мягкой кровли они сопряжены с опасностью быстрого обрушения кровли. Пожар на покрытиях из рулонных материалов, залитых битумной мастикой (иногда с введением каучука), за считанные минуты от периода возгорания переходит на пожар первой стадии. Такие покрытияхарактерны для железнодорожных депо, мастерских, складов. Мягкие кровли при пожаре быстро разрушаются и значительно усложняют обстановку. Опасны перегрузки кровли людьми, рукавами с водой, поэтому не следует на них работать группами свыше двух-трех человек. После прибытия пожарных подразделений действия работников железнодорожного транспорта по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по их указанию или по согласованию с ним.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 23359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |