КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы этического анализа
Функция гармонизации человеческого и общественного отношения В современном обществе, в особенности дифференцированному, у разных социальных групп (этнических, профессиональных, территориальных), политических группировок, разных общественных объединений, личностей, которые к ним належат, существуют собственные интересы, которые не только сходятся ли расходятся, а и нередко бывают противоположными. Это приводит к разногласиям в социальной практике. Мораль вместе с другими формами духовной жизни и социальными институтами через свои ценности, механизмы находит пути примирения, улаживания, снятия разногласий ради единства, целостности общества соответственно идеалам добрая, справедливости, гуманизма.
Регулятивная функция есть своеобразным синтезом всех других, так как задача морали в первую очередь состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Мораль регулирует поведение как отдельного человека во всех сферах его жизнедеятельности (в отличие от права, политики, религии и т.п.), так и разных социальных субъектов и общества в целом. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры, именно моральные ценности оказываются центром всего духовного мира личности и влияют на ее политические позиции, на отношение к существующему праву, на оценку тех или других религиозных учений или произведений искусства.
Специфика регулятивной функции состоит в такому. По – первое, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека. По –второе, мораль ставит человеку максимальные требования, требует от нее достигать морального идеала, который сам по себе есть недосягаемым. По – третье, регулятивная функция морали осуществляется, опираясь на авторитет общественной мысли и на моральные убеждения (совесть) человека. Выделения социальных функций морали есть кое-что условным. В реальной жизни они слитые, неразрывные, дополняют одна одну, действуют в единства. Мораль одновременно и ориентирует, и регулирует, и оценивает, и воспитывает человека. С помощью своих функций мораль осуществляет объединения, гармонизацию общественных, групповых и индивидуальных интересов.
Мировоззренческая направленность этики приобретает конкретного воплощения в принципах морали. их можно поделить на трех основные группы: мировоззренческие, методологические и собственное этические. Мировоззренческие принципы характеризуют общую духовно-практическую тенденцию развития морали, его отношения к человеку и социальной действительности, они предоставляют ей целостности и внутреннего единства. Принцип гуманизма отображает способность человека к духовному усовершенствованию, защиты достоинства лица и его права на счастье. По смыслу близкий к предыдущий принцип перфекционизма (от фр.perfection - усовершенствования). В соответствии с этим принципом, способность к усовершенствованию есть сущностной чертой человека, его пусть важнейшей моральной задачей. Перфекционистская этика усматривает основная задача морали в развитии духовных возможностей индивида, высказывает веру в добрые силы человека. Принцип индивидуализма и коллективизма смысл соотношения морали отдельного лица и общества. Индивидуалистическая мораль противопоставляет лицо обществу, рассматривает ее как самоцель, а общество только как вспомогательное средство для достижения индивидом своих целей. В некоторых этических учениях общество характеризуется как сила, вражеская относительно лица. Этические же учения, которые ориентированные на коллективистскую мораль, утверждают приоритет общественного блага. При этом человек служит обществу не потому, что она подчиняется чьей - то воле, а добровольно, на основе собственного понимания интересов общества и другим людей. В православной этике эта направленность морали проявляется в идее соборности, которую следует понимать как единение людей на основе служения учению Иисуса Христа для воплощения его в земной жизни. Важные мировоззренческие моменты этической теории раскрывает принцип оптимизма и пессимизма. Оптимистичная направленность морали предусматривает уверенность в победе добра над взлом, в возможность морального усовершенствования человека. Оптимизм в этической мысли обосновывались по-разному. Мыслители античности обосновывались благородство поведения умным познанием человеком своих целей и сущности моральных добродетелей. В христианской этике идея оптимизма основанная на вере в силу божьей благодати, которая ведет человека к добру. В этических учениях последователей социологической школы XIX ст. оптимистичная ориентация базировалась на убежденности в непременной победе социального и научного прогресса, который приведет к установлению в обществе социальной справедливости. Нужно указать, что в конце XX ст. в моральных концепциях общества начало преобладать критическое отношение к идее этического оптимизма. Вера в моральный прогресс личности сегодня почти исчезнувшая с этико-философских идей и соображений. Этический пессимизм утверждает, что в мире преобладает зло, что человек обреченная на страдание, что она самому не способный к моральному усовершенствованию и развитию, застряла в недостатках и бесцельной затрате своих сил. Эта мировоззренческая традиция пронизывает много этических учений. Она была важным аспектом греко-римского стоицизма, ощущается в христианстве (известные слова Эклезиаста: "И возненавидел я жизни, так как все суета и томления духу. Все явилось из праха и все возвращается в прах"). Пессимизм в этике часто приобретает форму сомнения в возможностях человека познать истинное содержание добрая, форму возражения объективной значимости моральных ценностей. Некоторые методологические принципы, которыми оперирует этика, имеют не общефилософский, а собственно моральный характер, так как они раскрывают специфические аспекты обоснования и объяснения этических норм и ценностей. К ним належат понятия морального абсолютизма и морального релятивизма. Моральный абсолютивизм рассматривает моральные понятия как вечные и неизменные, самоочевидные законы или заповеди. Релятивизм предоставляет морали крайне непостоянного и условного характера. Рядом с этими положениями, в этике выдвигались принципы пробабилизма и историзма. Пробабилизм (от лат. probabilis - возможный) — утверждает, что моральные представления имеют имоверностный характер. По мнению его сторонников, при осуществлении морального поступка, при условии незнания правильного решения, следует руководствоваться той интерпретацией, которая выдается наиболее возможной и приемлемой для индивида. Принцип историзма ориентирует видеть в нравственности как вечное, уникальное, общечеловеческое, так и исторически быстротечными, непостоянное, связанное с определенными этапами развития общества. Принцип мелиоризму (от лат.melior- лучший) - лежит в основе этических теорий, которые считают пессимизм и оптимизм непригодными, так как они абсолютизируют свое представление о человеке, ее жизнь и таким образом дезориентируют человека, убеждая ее в победе добрая ли, наоборот, в невозможности победить зло. Приверженцы мелиоризму предлагают средний путь - признать зло неминуемым, но считать человека способной постепенно расширить сферу добрая и увеличить вероятность счастливой жизни. Некоторые из этических принципов характеризуют духовно-практическую ориентацию системы морали, которая разрабатывается. КР наиболее распространенных из таких принципов належат альтруизм и эгоизм. Альтруизм (от лат. Alter - другой) - это моральный принцип, который требует от человека бескорыстного служения окружающих и обществу, готовность пожертвовать собственным благом ради блага других людей. Принцип эгоизма (с лат. ego - я) - обосновывайся мораль, которая выводится из приоритета воинствующего индивидуализма, самолюбия, исключительной заботы про собственное "я". Эгоистическая направленность прослеживается в моральных системах из времен античности (гедонизм, киники), а распространения приобретает в этических учениях капиталистической эпохи (утилитаристские концепции А. Смита, И. Бентама, Д. Милля и современная этика прагматизма). ИЗ истории этической мысли была попытка переосмыслить этот принцип и положительно, отождествив эгоистическую установку с правильным пониманием личного интереса. Так возникшая концепция «умного эгоизма», которую разрабатывали в разных варианта К. Гельвеций, Л. Фойербах и др. Тем не менее, предоставляя эгоизму умного, общественно оправданного, конструктивного характера, авторы этих концепций выводили за границы традиционного содержания этой моральной установки, сохраняя от нее лишь внешнее, терминологическое оформление. Распространения в этике приобрел также принцип аморализму (от грецьк. a - возражения и лат. moralis - моральный). Он обосновывается нигилистическое отношение к нормам действующей в обществе морали и утверждает, что невыполнения моральных норм есть закон ним способом поведения человека. Аморализм в этике может приобретать разнообразных форм проявления, от незначительных нарушений моральных норм общества вплоть до полной беспринципности в достижении личных интересов. Разновидностью аморализма есть цинизм - откровенное возражение морали и пренебрежение к любым моральным основам и упроченным нормам поведения в обществе. Иногда аморализм высказывает позицию крайнего нигилизма лица, которое проявляет свой протест против современной ей морали в форме анархического возражения. Пусть чаще аморализм реабилитирует фактическую аморальность. Методологические установки формируют отношение человека к выполнению моральных предписаний. При этом следует остановиться на этических понятиях догматизма, формализма, авторитаризма, самодеятельности и творчества в морали, а также на понятии ригоризма. Догматизм -это слепое, бездумное соблюдение требований какой-нибудь системы морали. При этом отсутствующее умное, рациональное обоснование требований, понимания их социального значения или следствий. Некоторые оттенки догматического восприятия морали раскрывают принцип формализма и авторитаризма. Моральный формализм -появляется в сугубо внешнем следовании заповедям и нормам морали, когда человек остается равнодушной к восприятию их глубокого гуманистического содержания, которое оказывало содействие бы духовному возрастанию личности. Моральный авторитаризм характеризует способ обоснования моральных норм. Авторитарное значение морали исходит из того, что единым основанием выполнения их требований есть ссылка на авторитетное лицо, которое санкционирует эти правила и нормы. В отличие от догматического подхода, именно идея деятельности и творчества в морали подчеркивает необходимость активного и свободного выполнения человеком требований морали. Индивид не только подчиняется положенным на него моральным обязанностям, но и самостоятельно ставит перед собою сложные этические задачи. Эти задачи он осуществляет не через внешнее принуждение, а руководствуясь требованиями собственной совести, стремя сделать добро окружающих. В объяснении того, как этическая деятельность соотносится с жизнедеятельностью человека, всегда существует две основных традиции - эвдемонистическая и ригористическая. Эвдемонистическая подчеркивает, что человек следует этическим требованиям через личное восприятие их, а ее определенное моральное поведение вытекает из условий жизни или природы. Однако в истории общества требования морали часто противоречили желаниям индивида. Это отобразилось в представлении про очевидный конфликт между склонностью и обязанностью, благородным мотивом и практическим расчетом. Отсюда ведет начало другая традиция, в русле которой развиваются концепции стоицизма, христианской этики и кантианства, ее сущность состоит в том, что мораль - это то, что противостоит естественным потребностям человека. На этом основывается объяснения моральной деятельности как строгого подвижничества, укрощения человеком своих естественных стремлений ради выполнения высшей цели. Такое истолкование морали, выполнения ее требований называется этическим ригоризмом. Ригоризм (с лат. rigor - суровость) подчеркивает неуклонность соблюдения человеком своих этических принципов. Человек следует собственному этическому правилу, несмотря на ни единые обстоятельства или следствия своего выбора, часто вопреки личным интересам. Иногда подчеркивается, что ригоризм перерастает в моральный фанатизм или святость. Возможность таких оценок реальная, но все-таки изначально в ригористическом объяснении морали заложенная гуманная цель. Собственно ригоризм - этой последовательно доказанная в системе морали мысль о том, что этическая деятельность требует от человека огромной самоотдачи, самоотверженности, победы над все эгоистическим в ее душе и уме. Это далеко не все установки и принципы, которые образовывают методологическую основу этики, но даже изложенные выше, убедительно раскрывают как специфику этического познания, крюк и многообразия его теоретического инструментария. Итак, современная этика - это значительный и многогранный массив мировоззренческого знания, целый интеллектуальный мир. Его не просто постигнуть, но он по-своему увлекающий и имеет огромное теоретическое и практическое значения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |