Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические взгляды Т. Шевченко




Интересные соображения в области этики грунтовались в творчества известного украинского мыслителя Тараса Шевченко (1814 – 1861). Радикальные взгляды выделяли большого поэта среди участников Кирилло – Мефодиевского общества, которое видело свое моральное призвание в сугубо культурнической деятельности, а именно, в просвещении народа и пробуждении национального сознания. Цитатами с его произведений, как и цитатами из Библии, можно доказывать "все". Каждая "идеология" ли "партия" у нас может с триумфом провозглашать его "своим", воссоздавать выгодный для себя образ, который, собственно, проявляется в всем шевченковедении, где в потугах поисков образа вообще забывается сам поэт, воссоздается его культ и желательное для себя его видения.

В каждом из образов Т. Шевченко отображается истина. В общем, она возникает настолько роматической, что говорить про его собственный романтизм не приходится, хотя романтизм составляет сущность его творчества. Этот романтизм есть не просто результатом влияния западноевропейских идей, а органическим проявлением традиций народного творчества, хотя и первые влияния нельзя полностью возразить.

Что касается мировоззрения Т. Шевченко, его истоков, то он был рожден закрепощенным крестьянством. В тьме ночи жизни в русском крепостническом государстве Т. Шевченко светили ориентиры украинской государственности и аккумулированное его сознанием национальной духовной казацкой поры, "казацкой сабли", казацкой истории, которую он передал не только живым, а и поколением неродившихся. К казацкому знаменитому прошлому поэт возвращается постоянно, чтобы зажечь современников образом воли и вдохновить на борьбу за нее. Герои – казаки, реальные исторические фигуры, которые в его поэзии приобрели ореол идеальных личностей, непримиримых борцов против врагов народной свободы. Поэтому в своем творчестве он проявлял редчайшую чувствительность к злу и разнообразным моральным проблемам, был убежден в социальной обусловленности зла, страдал, что зло властвует между людьми в общественных и межнациональных отношениях («Кавказ»). Его беспокоила основная проблема этики: если жизнь человека зависит от судьбы, то она лишенная выбора, не несет ответственности за свои поступки и жизнь вообще. Однако «судьба», как и «воля», «правда» в произведениях Т. Шевченко – не понятия, а представления, своеобразные образы.

В его творчестве синтезированное единство тела и души, духа Украины.Именно благодаря этому синтезу человек у него возникает как образ Божий- душа никогда не искалечена, одинаковая, добрая и злая, полная и богатая внутренним содержанием.

Жил и создавал Т. Шевченко там, где еще доживали своего возраста очевидцы Колиивщины, где были живые упоминания про свободное казацкое государство, где пели думы про Б. Хмельницкого, где он лично ощутил бедность и нужду крестьянина-крепостного. Глубокое знание жизни, традиций борьбы за волю и не меньшее личное стремление к ней дали возможность изложить выношенные мечты в Уставе братства. Постигнув минувшее, он направил свой взгляд на мир и будущее Украины, обратился не только к современникам, а и к потомкам с призывом решать все проблемы, исходя из основ национального бытия.

В творчества Т. Шевченко природа возникает как что-то подчинено человеку, резонатор или зеркало, прислушиваясь к которого и вглядываясь в которое, человек чует и видит самую себя. Природа откликается на все, что творится в сердце человека, отображает его внутреннюю жизнь в наглядных образах и символах. Однако как именно природа откликается на призыв человеческого сердца, говорит с человеком, отзывается к ней, слушает ее, грустит, хвалит Бога, плачет, смеется - все это зависит от того, что переживает человек, которая всегда в центре истории и исторических событий.

Пророком Т. Шевченко, вероятно, стал потому, что духовные коллизии в свое время сделали драмой собственную жизнь, а патриотизм - мерой настоящей любви человека к человеку. Именно через символизм автобиографизма формировалась модель всего творческого мира Т. Шевченко с четким освещением остроты распределения на добро и зло, без ни одного компромисса или середины, как относительно себя, так и относительно других. Итак в поле его зрения находилась вся действительность, поскольку она охватывалась человеком.

Борьбу за справедливость, счастье и добро против зла и насилие Т. Шевченко тесно связывал с идеей милосердия, которое понимало как истинно человеческое чувство, сочувственное отношение человека к человеку, стремления делать добро, помогать людям в борьбе с горем, несчастьем. Гневно осуждал тех, кто унижает беззащитного, пренебрегает его достоинством, обманывает, обижает человека, совершает зло, мучения и страдания. Милосердие он признавал высочайшей основой человеческой нравственности, духовности, человеческих взаимоотношений и поступков.

Видения мира у поэта, вопреки общечеловеческую направленность, глубоко национальное, вневременное.Символическим кодом в нем сосредоточиваются коллективные надежды и память, минувшее, современное и будущее, раскрытия которых дает возможность познать мировую правду и про скрытые коллективные грехи, и про "золотой возраст", который был и еще возвратится. В историческом интеллектуальном ключе все это направляется на глубокое понимание украинской исторической судьбы и коллективной души. Мыслитель объединял казацко-становый патриотизм как апофеоз Украины, ее истории и права с романтическим образом свободы народа, которую видел исторически. На основе же этого объединения он создал модель будущей Украины.

Проявляя значительную заинтересованность в истории Украины, украинского народа, Т. Шевченко видит, прежде всего, людей живых, конкретных, которые стонут в кандалах. Он сознает, что неправда есть неправдой человеческой, неправдой царей и господ, а неволя есть неволей мужицкой, неволей украинской. Именно поэтому его интересовали в историческом прошлом Украины, прежде всего, события и традиции, связанные с освободительной борьбой украинского народа против своих поработителей, против социального рабства и национального угнетения.

Выражая естественную и законную ненависть к царизму и русским помещикам, которые видели Украину своей провинцией, Т. Шевченко не переносил этой ненависти на русский народ, на русских крепостных, которые также умирали в неволе. Любовь к украинскому народу объединялась у него с любовью к народу русского, народов Кавказа, Средней Азии и других регионов и окраин Русской империи. Поэт верил в то, что не должно быть ни угнетенных народов, ни людей. Так вот, стоя на стороне родного народа, ее национального сознания и достоинства, он культивировал чувство единства и дружбы народов, признания за ними права свободно распоряжаться собственной судьбой, достойной человеческого существования без любого превосходства над другими в "семье вольной, новой".

В украинской новой литературе поэт был первым, кто призывал украинцев не сторониться самых себя, не выступать в роли придурковатых провинциалов или хитрых малороссов. Он доказывал, что самоутверждение Украины имеет исторические и социальные измерения. Утвердив украинский литературный язык, украинскую литературу как фактор национального самосознания, могущественного оружия в развитии культуры украинского народа, создавая свою поэзию в духе вольнодумства, гуманизма и патриотизма, Т. Шевченко опровергал как великодержавное утверждение, которое украинский язык вообще не существует, так и взгляды русифицированного "освещенного" господствующего класса и его сторонников на украинский язык как на мужицкое "наречие". Обогатив родной язык, он рассматривало ее как культурное достояние, наибольшую духовную ценность народа, защищал ее загрязнение, старался преодолеть примитивизм и злословие, призывая учиться чужого, однако не сторониться своего.

Романтическим было и отношения Т. Шевченко к религии. В его произведениях немало острых выражений в адрес церковной обрядности, всяческих предрассудков, выступлений против злоупотреблений религии с политическими целями, против религиозных войн, кровопролития и слез у имени религиозных страстей и т.п. Архиерейскую службу он рассматривал как что-то "тибетское", "кукольную комедию", апокалипсис считал аллегорической ерундой, расценивая все это как вырождения, упадок настоящей религиозности. Отвергнул в религии все то, что делает из нее абстрактную силу, равнодушную к потребностям человека, выступает против индивида, препятствует свободному развитию лица, удовлетворению ее внутренних потребностей.

По мнению Т. Шевченко, религия имела смысл как средство борьбы за свободу человека, его счастье. Вот почему, критикуя все то, что затуманивает, портит, закрывает вечное, святое, действительное содержание веры, он постоянно интересовался религиозными проблемами, перечитывал Библию, часто цитировал ее, называл "единой моей отрадой".

Истинной верой Т. Шевченко считал народную веру, которая, сохраняясь в народных обычаях, обрядах и душе простого народа, требует установления непосредственной связи и отношений между Богом и человеком, не требуя посредников и других объектов наших поклонений. За старыми традициями он чрезвычайно идеализировал Богоматерь как идеальный тип матери (Девы Марии). Наделяя человеческими чертами Иисуса Христа, поэт приближал его к человеку, ценил в нем высокие человеческие черты. Для Т. Шевченко Бог-Иисус Христос возникал защитником угнетаемых, выразителем их надежд и стремлений. Относительно христианства, то в творчества поэта оно приобретает черты народной религии, в которой Христос за плугом направляется, а Мария несет нему есть.

Итак основными этическими идеями Т. Шевченко были любовь к человеку, уважение, чуткость, взаимопомощь в работе, в преодолении трудности и несогласий. По его мнению, они являются той высшей целью, которую может достигнуть каждый и без чего человек черствеет, становится грубее, теряет достоинство, проявляет самолюбие, пренебрегает интересами и правами других людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.