Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория милосердия в этике




Милосердие – категория этики, в которой отображается сочувственная и действенная любовь, которая оказывается в готовности помочь каждому, кто требует помощи, безотносительно к тому, есть ли этот человек близкой, знакомой ли целиком посторонней. В конечном счете, милосердие распространяется на всех людей, на все живые создания. Милосердие имеет два аспекта: духовно – эмоциональный (переживания чужой боли как собственного); конкретно – практический (предоставления реальной помощи).

В этической теории сформировалось несколько подходов к потрактування категории милосердия. Первый подход признает тождественность понятий "милосердие" и "співстраждання", понятию "человечности" (конфуциантство, Аристотель). В конфуциантстве, в частности, милосердия (человечность) - жень - считалось основой добропорядочности и основным жизненным принципом. Такой подход к категории "милосердие" изложен в словаре из этики под редакцией Аверинцева и А. Гусейнова, где отмечается, что милосердие - это співстраждальне, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Отсюда, милосердие противостоит равнодушию, бессердечности, враждебности, насилию, "гнева" (в соответствии с Аристотелем).

Второй подход признает за милосердием деятельное стремление помочь другому, что не всегда требует співстраждання и сочувственной склонности к нему. Акцент в этом подходе делается на "задіяності", то есть соучастия индивида в судьбы другого, что отстаивала и христианская этика также. Христианство признавало определенную содержательную похожесть "милосердие" с понятием "милостыня". Свидетельством этого есть тексты Старого Завета, где в переводе на разные языки в одних и тех же местах употребляются разные слова - "милосердный", "милостивый", "людинолюбивий". В соответствии с христианской этикой, милосердием характеризуется сочувственное отношение к людям, а нему противостоит нерадение І беззаботность. Моральная сторона милосердия в таком случае проявляется усталость, что, ограничивая себя материально, человек жертвует собою ради другого.

Такой подход раскрытый в учебнике из этики В. Малахова, где отмечается: "Милосердие предусматривает четко очерченного субъекта, который, руководствуясь моральными стремлениями, от переизбытка собственного бытия совершает добро тем, кого сознает именно как других, отличных от себя, хотя большей частью и не без сердечной склонности к ним".

Третий подход к потрактування категорию "милосердие" отождествляет с понятием "альтруизм": альтруизм исчерпывается доброжелательным отношением к другому. Такая мысль распространилась в европейской культуре в Новое время.

Этот подход подвергается критике потому, что именно так подчеркивается значимость самовлюбленности, ведь, как утверждают много мыслителей, если требуется полюбить ближнего, то чему бы сначала не полюбить себя. Все в конце концов свелось к призыву каждому набути собственного лица, утвердить свою личность (Ф. Ніцше). На самом деле же в милосердые самовлюбленности не отводится внимание. Милосердие соотносительное не с самовлюбленностью, а с идеалом.

Милосердие есть высшим моральным требованием, общечеловеческой ценностью.

Необходимо сказать про еще одну особенность милосердия. Милосердие не может рассматриваться как требование. В реальной жизни для человека оно есть лишь рекомендацией, хотя мораль человека измеряется его способностью к милосердию.

Сочувствия, чувства сожаления, альтруизм, милосердие своей подпочвой имеют универсальную любовь и общечеловеческую солидарность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.