Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земли с особым правовым режимом использования 1 страница




Особый интерес при решении проблем экологии землевладений и землепользований представляют земли с особым правовым режимом использования.

В зависимости от вида охраняемых объектов, целевого назначения земель и режима их использования в соответствии с существующим законодательством можно выделить следующие разновидности таких земель.

Зоны санитарно-защитного и охранного назначения:

- санитарно-защитные зоны промышленных объектов;

- охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач, связи и других линейных объектов;

- охранные зоны вокруг аэродромов, космодромов и др.;

- зоны вокруг военных объектов.

Зоны природоохранного назначения:

- заказники;

- запретные и нерестоохранные полосы вдоль рек, озер, водохранилищ и других водоемов;

- водоохранные зоны и прибрежные полосы;

- природные объекты, имеющие особую научную и культурную ценность (редкие или типичные ландшафты, геологические образования, сообщества и виды растений и животных, памятники природы, ландшафтные ниши, миграционные коридоры).

Зоны природно-заповедного назначения:

- природные заповедники;

- природные национальные парки;

- ботанические сады, дендрологические парки и др.

Зоны культурно-оздоровительного назначения:

- зоны санитарной охраны курортов;

- округа санитарной охраны курортов;

- зоны санаториев, домов отдыха и туризма.

Зоны рекреационного назначения:

- зоны организованного массового отдыха и туризма населения;

- кемпинги, турбазы, детские оздоровительные и спортивные лагеря и т.п.

Пригородные, лесопарковые и зеленые зоны городов.

Зоны историко-культурного назначения:

- участки, занятые зданиями, сооружениями, комплексами, связанными с историческими событиями;

- участки, занятые памятниками градостроительства, архитектуры;

- участки, занятые памятниками археологии.

Правовое положение зон с особым правовым режимом использования земель определяется многочисленными нормативными актами, принятыми в разное время. В основном это специальные законы и положения о таких землях, утвержденные законодательными органами Российской Федерации (а ранее – СССР).

В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов зоны с особым правовым режимом использования могут иметь федеральное, общереспубликанское, краевое, областное или местное значение.

Создание государственных природных заказников и заповедников, национальных парков, объявление каких-либо объектов и комплексов памятниками природы, организация курортных и лечебно-оздоровительных зон в тех случаях, когда они имеют федеральное значение – компетенция Правительства Российской Федерации. Если эти территории имеют республиканское значение, их создают решением органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей по представлению государственных органов, осуществляющих и координирующих охрану окружающей природной среды. Такие решения должны быть согласованы с землевладельцами и землепользователями, земли которых намечено включить в категорию территорий с особым правовым режимом.

Создание природных заказников, объявление объектов памятниками природы осуществляются, как правило, без изъятия земель у субъектов земельных отношений. Земли государственных заповедников, национальных природных парков являются федеральной собственностью.

На землях с особым правовым режимом использования запрещена любая деятельность, противоречащая целям организации заказника, заповедника и т.п., причиняющая вред природе, ухудшающая состояние памятников природы.

Все предприятия, учреждения, организации и физические лица, на землях которых расположены территории с особым правовым режимом использования, в том числе охранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим охраны этих участков и несут полную ответственность за их состояние. Юридические и физические лица, имеющие земли в пределах водоохранных зон и прибрежных полос малых рек, обязаны поддерживать эти территории в надлежащем состоянии. Контроль за соблюдением установленного режима возлагается на местную администрацию и специально уполномоченные государственные органы.

При разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных систем, схем землеустройства и районной планировки необходимо учитывать земли с особым правовым режимом использования.

Остановимся подробнее на отдельных категориях земель.

Государственными природными заповедниками объявляют навсегда изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение (эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных).

Заповедники – это природоохранные научно-исследовательские учреждения, созданные для сохранения и изучения типичных и уникальных экологических систем, генетического фонда живых организмов, естественного хода природных процессов и явлений, для охраны природных комплексов, сохранения и воспроизводства дикого растительного и животного мира, изучения законов природы, контроля за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями.

Научно-исследовательские, восстановительные, противопожарные работы не должны противоречить целям заповедника.

Для обеспечения заповедного режима вокруг территории заповедника создаются охранные зоны, в пределах которых запрещается деятельность, вредно влияющая на заповедный режим.

На сотрудников государственных природных заповедников возложены следующие задачи: сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов; проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения Летописи природы; проведение научных исследований; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; пропаганда экологических знаний; участие в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в данном регионе.

Государственные природные заповедники являются федеральной собственностью как объекты, составляющие основу национального богатства страны. В некоторых областях и краях России государственные природные заповедники находятся в совместном ведении федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.

Принимают решения об образовании охранных зон государственных природных заповедников и утверждают положения о них органы исполнительной власти субъектов Федерации по согласова­нию с местной администрацией, собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.

В пределах государственных природных заповедников участки земли, ее недра и водное пространство со всеми природными объектами передаются заповедникам в бесплатное бессрочное (постоянное) пользование. Кроме того, в ведение государственных природных заповедников в качестве их структурных подразделений могут в установленном порядке передаваться заказники и другие особо охраняемые природные территории, расположенные вне границ территории заповедников.

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе и имеют свои банковские счета.

В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников постоянно запрещена деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач: передача в аренду земель, вод и других природных ресурсов территории заповедников.

В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников допускаются: мероприятия по сохранению, восстановлению природных комплексов и предотвращению изменений в них в результате антропогенного воздействия; необходимые ветеринарные мероприятия для ликвидации особо опасных болезней, общих для человека и животных.

На некоторых участках заповедника в порядке, определенном в положении о конкретном государственном заповеднике, могут быть разрешены: содержание подсобных хозяйств для обеспечения сотрудников заповедников и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе и вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории; предоставление работникам заповедников, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов пахотной земли и сенокосов; заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и проживающих на его территории граждан; сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедников, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи); любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи); организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов.

К территории государственных заповедников могут быть присоединены участки суши и водного пространства (биосферные полигоны) с выделением на них зон со следующим режимом:

- зона ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный полигон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследования, соответствующие целям заповедника, и внедрение их результатов;

- буферная зона, режим которой направлен на снижение влияния хозяйственной деятельности на собственно заповедную территорию – заповедное ядро.

Конкретные особенности организации и режима каждого государственного природного заповедника определяются в индивидуальном положении о нем.

В настоящее время (начало 2006 г.) в России действует 101 государственный природный заповедник общей площадью около 340000 км2. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах Российской Федерации.

Особое место среди заповедников России занимают 18 биосферных заповедников, включенных решением ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

На территории Алтайского края имеется 1 государственный природный заповедник – Тигирекский. Создан в 1999 году с целью сохранения биоразнообразия типичнойдля Западного Алтая черневой тайги, среднегорья и высокогорья. Площадь составляет 67 тыс. га: 40693 га - заповедная территория и 26257 га – охранная зона. Это природоохранное научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение федерального значения. Заповедник расположен на территориях Змеиногорского, Краснощековского и Третьяковского районов. Он состоит из трех участков: Ханхаринский, Тигирекский и Белорецкий.

Прорабатывается вопрос о создании еще двух государственных заповедников – Кулундинского – озерно-степного (180 тыс. га) и Волчихинского – борового (20 тыс. га).

Государственные заказники представляют собой природные комплексы, ценные в природоохранном, экологическом и эстетическом отношениях. По данным различных авторов оптимальные количественные параметры охраняемых территорий должны составлять от 20-25 до 50 и более процентов площади оптимизируемой территории (Куприянов, 1999; Кочуров, Иванов, 1989; и др.).

Они предназначены для сохранения, воспроизводства и восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других. Их режим устанавливают индивидуальным положением по согласованию с собственниками и пользователями земель, на которых расположены заказники.

Задачи государственных природных заказников: сохранение природных комплексов в естественном состоянии; сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов; поддержание экологического баланса.

В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль:

- ландшафтные (комплексные), предназначенные для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;

- биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;

- палеонтологические, предназначенные для сохранения мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;

- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские и т.п.), предназначенные для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;

- геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).

Границы государственных природных заказников обозначают на местности предупредительными и информационными знаками. Такие знаки охраняют работники специальных служб, осуществляющих государственный контроль.

В настоящее время в России действуют 69 заказников федерального значения общей площадью около 170000 км2 в 45 субъектах федерации, а также почти 12 тысяч региональных заказников. Несколько заказников (Верхнее-Кондинский, Южные Курилы, Елогуйский, Кабанский, Цасучейский Бор, Южно-Камчатский, Цейский) действуют при заповедниках и находятся под юрисдикцией Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

В Алтайском крае сеть существующих заказников начала формироваться в 1960-70 гг. в системе Минсельхоза РСФСР (Управление охоты и охотничьего хозяйства), а первые заказники были созданы уже в начале 50-х годов (Ненинский, Сары-Чумышский – 1952 г.). К настоящему времени в крае существует 35 заказников, размещенных неравномерно по его территории с точки зрения ландшафтного устройства территории (прил.).

Площади охраняемых территорий очень далеки от оптимальных соотношений с площадями ландшафтных подразделений и должны быть увеличены в 2-4 и более раз. Проектирование новых ООПТ должно выполняться с учетом сложившейся структуры ландшафтного устройства и природопользования.

Национальными природными парками объявляются изъятые из хозяйственного пользования особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительное, рекреационное значение; включающие типичные или редкие ландшафты, среду обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. Эти парки предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительных, научных и культурных целях и, как правило, включают уникальные природные объекты, неповторимые ландшафты, исторические памятники и другие достопримечательности. В большинстве своем территории парков представлены лесами и водными объектами, но иногда для сохранения целостности природного комплекса в состав парков включают также территории культурно-исторических, мемориальных и садово-парковых комплексов, в том числе музеи-заповедники.

Первые национальные парки в стране были созданы в 1983 году (Сочинский на Черноморском побережье и Лосиный остров на территории Москвы и Московской области, «Самарская Лука» (1984), «Марий Чодра»(1985), Прибайкальский национальный парк, «Приэльбрусье», «Башкирия» (1986). Последними были внесены в список в конце 2006 года – национальный парк «Калевальский», в январе 2008 года – «Бузулукский бор», в июне 2009 года – «Русская Арктика»).

В настоящее время в России находится 40 национальных парков, суммарная площадь территории которых составляет более 70000 км2.

Для охраны и рационального использования природных ресурсов на территориях парков выделяют зоны заповедного, заказного режимов, рекреационного использования. Вокруг парков создают охраняемые зоны с ограниченным режимом природопользования.

На национальные природные парки возложены следующие задачи: сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия; создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях; организация экологического просвещения населения; разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия.

Национальные природные парки относятся к федеральной собственности как объекты, составляющие основу национального богатства страны. Некоторые национальные природные парки находятся в совместном ведении федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.

На основании постановлений Правительства России охранные зоны национальных природных парков устанавливают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований по согласованию с местной администрацией, собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.

Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными и историко-культурными объектами передаются национальным природным паркам в бесплатное бессрочное (постоянное) пользование. В границы территорий национальных парков также могут быть включены участки земли и водного пространства других владельцев и пользователей.

Каждый национальный природный парк действует на основании индивидуального положения о нем, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится.

На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны и использования земель с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедные зоны с режимом, предусмотренным для территорий государственных природных заповедников; зоны особой охраны, в пределах которых хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено или значительно ограничено; зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального природного парка; зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства; зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия; территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами; зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания; зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также основных нужд его сотрудников.

В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и биологические ресурсы.

На территории национальных природных парков запрещены: строительство новых, эксплуатация существующих предприятий и объектов, а также другие виды деятельности, не связанные с деятельностью парка, нарушающие целостность его природных комплексов или влекущие за собой истощение природных ресурсов, снижение эстетической ценности территории; геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых; действия, изменяющие гидрологический режим; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий; интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне; рубки главного пользования и заготовка живицы.

Конкретные особенности, зонирование территории и режим каждого национального природного парка определяются в индивидуальном положении о нем.

На территории Алтайского края в 2008 году был создан Природный парк «Ая» в Алтайском административном районе (Постановление Администрации Алтайского края от 24 июня 2003 г. № 315 «Об образовании природного парка краевого значения «Ая»).

Памятниками природы объявляют отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительное значение и нуждающиеся в особой охране государства.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных или исторически ценных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.); объекты, послужившие основой для создания выдающихся произведений литературы и искусства, а также связанные с жизнью замечательных людей; места произрастания растений – индикаторов состояния и динамических тенденций ландшафта; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породному составу, продуктивности, генетическим качествам, строению насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; суходолы; болотные массивы и участки болот, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карсты, группы пещер, гигантские наледи и т.п.); геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых); геолого-географические полигоны (в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород); местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды; термальные источники, месторождения лечебных грязей, береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, пещеры, гроты и т.п.).

Для защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства по решению органов исполнительной власти могут быть созданы охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

Границы памятников природы и их охранных зон обозначают на местности предупредительными и информационными знаками. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования.

Только в европейской части России существует 29 памятников природы федерального значения, а число памятников местного значения доходит до нескольких тысяч. К памятникам природы также относятся уникальные геологические объекты, которые являются составной частью природного и культурного наследия страны.

В каждом территориальном образовании (республике, области, крае, округе) насчитывается, в зависимости от особенностей геологического строения, несколько сотен (обычно в пределах 100-300) интересных объектов, заслуживающих отнесения к памятникам природы разного уровня.

Все активные вулканы являются геологическими памятниками. Среди вулканических построек следует особо выделить Новые Толбачинские вулканы, образовавшиеся совсем недавно во время уникального трещинного извержения в 1975-1976 гг.

Уникальными памятниками природы являются необычные интрузии. Например, кольцевой массив Кондер на Дальнем Востоке на космическом снимке имеет вид метеоритного кратера, хотя природа его совсем иная. Концентрическими слоями здесь внедрились разнообразные по составу ультраосновные щелочные породы. С этими породами связаны богатые россыпи платины с самородками массой свыше 1 кг.

К памятникам природы относятся удивительные по красоте скалы, обязанные своим происхождением процессам выветривания (широко известные Красноярские столбы, скалы Болваноиз на Северном Урале). На территории России много интересных карстовых образований, прежде всего пещер. Удивительно красива Кунгурская ледяная пещера в Предуралье. В ее гротах сформировались натечные ледяные сталактиты и сталагмиты. Много своеобразных форм рельефа образовано деятельностью моря на побережьях. Жемчужиной Балтики называют Куршскую косу со своеобразными ландшафтами закрепленных лесом и частично развеиваемых дюн.

Значительные пространства на севере России заняты многолетнемерзлыми породами. В береговых обрывах северных морей и рек от дельты Лены до Колымы, среди лессовых толщ выделяются мощные ледяные жилы. В них заключены бивни, кости, а иногдаи целые туши мамонтов и других ископаемых животных. Некоторые из разрезов лессово-ледовых толщ детально исследованы и несомненно принадлежат к памятникам геологического прошлого мирового значения. Другое удивительное явление, связанное с мерзлотными процессами, – наледи. Мощные ледяные покровы в долинах рек сохраняются в течение всего лета в зеленеющих зарослях. Среди них гигантскими размерами выделяется наледь Улахан-Тарын на востоке Якутии.

Особое место по научной ценности среди геологических памятников занимают разрезы горных пород, послужившие основой для выделения новых стратиграфических подразделений и ставшие памятниками мирового значения. Это разрезы рифея на Южном Урале, пермской системы в Предуралье и нижнего кембрия на Лене, разрезы подмосковного карбона (в названиях их ярусов и горизонтов зафиксированы такие населенные пункты, как Подольск, Мячково, Гжель и др.), местонахождение пермских ископаемых насекомых в Предуралье на реке Сылве, где среди множества организмов можно увидеть отпечаток пермского таракана и убедиться, что он мало в чем изменился за сотни миллионов лет.

Приведенных примеров достаточно, чтобы показать, что Россия богата памятниками неживой природы, в том числе и мирового значения. Несомненно, что они должны быть сохранены как национальное достояние наряду с культурными ценностями. В этой связи возникает много проблем: правовых, научных, эколого-образовательных. Государственные границы современной России нередко разрезают на части интересные памятники природы, например Куршскую косу. Сейчас она разделена между Литвой и Россией. Для сохранения таких объектов необходимы уже межгосударственные соглашения.

Сейчас в связи с вводом в действие Закона о недрах при оформлении лицензий на пользование недрами следовало бы предусмотреть необходимость сохранения уникальных геологических объектов.

На территории Алтайского края выявлено 300 памятников природы, из них законодательно оформлено 138, расположенных в 30 районах (прил.). Наибольшая плотность данных особо охраняемых природных территорий наблюдается в предгорных районах края. Например, в Краснощёковском районе таких объектов насчитывается 36.

Постановлением администрации края от 25. 12.2000 г. № 958 утверждены следующие памятники природы: Стеклянный ключ (Степанычевы родники), 10 га – Смоленский район, в окрестностях с. Смоленское, на правобережье р. Песчаной; озеро Комлево, 25 га – Смоленский район, в окрестностях с. Смоленское, на правобережье р. Песчаной; Точилинский борок, 10 га – в излучине реки Песчаной у с. Точильное; верховья реки Сычевки, 150 га – на территории Черновского сельского совета Смоленского района; скала «Четыре брата», 3 га – в районе г. Белокуриха; гора «Круглая» и вершина «Экологическая», 100 га – в районе г. Белокуриха; Золотая гора (Ключевская сопка), 1 га – между селами Смоленское и Точильное; слияние рек Бии и Катуни (остров Иконников), 1400 га – место слияние рек Бии и Катуни; устье реки Песчаной, 400 га – у села Песчаное и др.

В территориальном отношении памятники природы не имеют существенного значения для сохранения природной среды и ландшафтов в регионе, т.к. их площади несоизмеримо малы по отношению к региональным подразделениям. Наибольшее количество памятников природы расположено на юге края. Здесь выделены две зоны, отличающиеся наибольшей концентрацией природных, историко-архитектурных, археологических памятников. Эти зоны должны получить правовой статус территорий всемирного наследия.

Курортными и лечебно-оздоровительными зонами объявляют территории (акватории), имеющие природные лечебные свойства и иные условия, благоприятные для использования в лечебно-профилактических целях.

Территория может быть признана (объявлена) курортной и лечебно-оздоровительной зоной при трех условиях:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.