КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегия, программа и методы социологического исследования 15 страница
Экологические движения с самого периода своего зарождения (более полувека назад) не были однородными ни по составу участников, ни по политическим ориентациям. Как в странах Западной Европы и Америки, так и в странах СНГ в них входили и экополитики, и экопатриоты, и экотехнократы - сторонники тесного сотрудничества с государственными властями, и экоанархи-сты - противники властных структур, и экоконсервационисты, и экоальтернативисты. При всем их различии в оттенках взглядов и практических действий все-таки превалируют две тенденции. Первая из них- природоохранная - выражена отчетливо в деятельности тех экологических групп и организаций, лидеры которых неохотно вовлекаются в политику, избегают участия в политических акциях. Вторая все более отчетливо выражается в деятельности и ориентациях тех объединений, включая и партии «зеленых», которые ориентированы на борьбу за власть, а поэтому все более от-' четливо политизируются. Однако обе эти тенденции не перекры- вают общих целей и интересов движения, которое в целом про-, должает понимать разнообразную экологическую деятельность, в том числе и экополитику, прежде всего как охрану природы, сбережение и воспроизводство природных ресурсов. Несмотря на внутреннюю дифференциацию, мировоззренческие и идеологические принципы экологических движений, их различные модификации построены на рациональных основаниях, на вере в науку, в силу человеческого разума, на общности восприятия экологической ситуации как катастрофической, на надеждах гармоничного единения человека с природой. Молодежные движения — массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений отчетливо выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных, в основном студенческих, движений 60-х годов выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступления весной 1968 г. во Франции проходили под лозунгом «трех М» (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе - лидера леворадикалистской тенденции в социологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее. Совершенно иную политическую окраску приобретает большинство молодежных движений 80-90-х годов О каком-либо фун- | даментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив — лозунг «оставьте нас в покое». Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: тусоваться, дискутировать, танцевать, рисовать, прослушивать музыкальные записи и т.п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонников этих движений - автономия, а в многочисленных надписях в публичных местах почти по всей Европе довольно часто встречается буква «А», которая как раз и обозначает автономию. Буква «А» означает также итальянское amore (любовь) и выражает потребность молодых людей жить в своих общинах, которые им представляются более гу- манными, чем холодный, жесткий, порой жестокий внешний социальный мир. Требования автономии и самоуправления в молодежных центрах, как правило, не разделяются широкой общественностью и государственными структурами, которые не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентировалась другими нормами и требованиями, чем господствующие в обществе. Особенно остро встает проблема законности молодежных выступлений, когда юноши и девушки захватывают пустующие здания, чтобы превратить их в свои центры, оправдывая свои действия общей недостачей жилья и аморальностью спекуляций в сфере строительства. В добавление к требованиям автономии и самоуправления для молодежных центров современные молодежные движения в большинстве случаев активно поддерживают требования об охране окружающей среды, о приостановке строительства атомных электростанций. Состав современных молодежных движений крайне разнороден и простирается от пестрого конгломерата леворадикальных групп и противников строительства атомных электростанций, сторонников защиты мира, поборников экологического равновесия вплоть до участников контрэкономических, альтернативных информационных и культурных проектов («молодежных субкультур»), участников различных психо- и сексэкспериментов. Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало возникновения этих движений восходит к эпохе буржуазных революций во Франции, Англии и США. Для первого этапа развития феминистских движений, возникшего в XVIII в. и переживающего пик своего подъема в конце XIX в., характерна весьма узкая трактовка социального равенства женщин, понимаемого только в качестве правового равенства, что нашло яркое воплощение в суфражистском (от англ. suffrage - избирательное право) движении во второй половине XIX - начале XX вв. в Великобритании, США и ряде других стран. Новый этап феминистских движений начинается в конце 60 -х - начале 70-х годов XX века под новым названием неофеминизма, который широко распространен ныне в странах Западной Европы (Германии, Франции, Италии и др.) и в США. В пределах этих движений существуют три основных направления. Консервативное направление в феминистских движениях опирается на фрейдистские концепции, которые преувеличивают материнскую функцию женщины и отрицают наличие какой-либо | дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники это-1 го направления обусловливают социальное положение женщины ее биологической сущностью и утверждают, что ее основная задача - рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно входить в круг ее интересов и жизнедеятельности. Иные позиции отстаивают сторонники либерально-реформистского течения в феминистских движениях. Они исходят из предположения, что добиться социального равенства женщин с мужчинами вполне возможно в рамках существующего общественного строя посредством проведения социально-экономических, правовых и политических реформ. Отмечая большую социальную значимость и важность материнства и детства, высокую ценность семьи, они, вместе с тем, выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную, социокультурную и политическую деятельность. Формирование подобных ориентации обусловлено разрушением патриархальной семьи, изменением традиционной роли женщины в семье и обществе, распространением партнерских ценностных представлений. Причем стремление к созданию ориентированных на современные потребности форм жизнедеятельности проявляется, как правило, в группах более молодых женщин, имеющих высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. Содержание, формы и методы деятельности женских организаций и общностей данного направления определяются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы государства, на местное самоуправление. Наиболее резкие и жесткие требования к властным структурам предъявляют поборники радикального направления в феминистских движениях, которые стали развиваться в конце 60-х гг. XX века. Они критикуют либералов за умеренные реформистские позиции, предлагают более радикальные меры во имя достижения равноправного положения женщин с мужчинами. Их теоретические представления и программы действий базируются на признании антагонизма полов. Поскольку власть, считают они, сосредоточена по-прежнему в руках мужчин, современное общество, основанное на разделении и противопоставлении людей по половым признакам, является патриархальным и должно быть радикально перестроено. Только осуществление женской революции, направленной на преодоление всевластия мужчин, считают поборники радикального направления в современном феминизме, способно привести к желанному равноправию и свободе женщин, их подлинному, полноценному культурному и социальному развитию. Национально-освободительные движения - массовые действия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию национально-этническими общностями права на самоопределение, на создание независимого национального государства. Такие движения широко развернулись в странах Европы и Америки в XVI-XIX вв. Новым этапом национально-освободительных движений стала борьба против германского и итальянского фашизма, японского милитаризма в Европе и в Азии в годы Второй мировой войны. Широкое развитие национально-освободительные движения приобрели после Второй мировой войны, когда под их напором рушились колониальные империи Англии, Франции и других высокоразвитых стран. Своеобразной модификацией национально-освободительных движений стала деятельность народных фронтов в период развала Советского Союза в странах Прибалтики и Закавказья. В Беларуси в этом направлении действует движение Белорусского Народного Фронта, которое в своих программных документах декларирует приверженность «традиции национально-освободительной и демократической борьбы своих предшественников», призывает к формированию «национально-возрожденческого сознания». Несколько иные позиции отстаивает созданная в 1994 г. Белорусская национальная партия, которая провозглашает «национализм в качестве лучшего духовного качества личности» и считает, что Беларусь должен населять только один народ - белорусский, а проживающие на территории республики русские, поляки, украинцы и люди других национальностей не имеют своих этнических территорий и потому не составляют отдельных народов, а представляют собой только соответствующие этнические группы своих этносов. В современной России возникло национал-патриотическое движение, поборники которого утверждают, что в условиях слабой государственной власти, хозяйственного хаоса и роста преступно- сти «ярко выраженная доминанта русского национализма оказывается особо привлекательной», что в период формирования новой российской государственности «национализм превращается в важнейший фактор политической стабильности». Широко распространены в обществе религиозные социальные движения. Некоторые из них существуют на протяжении длительного исторического периода, другие возникли сравнительно недавно, третьи зарождаются буквально на наших глазах. Две по-* следних категории получили в мировой социологии наименование! новых религиозных движений. Одним из самых распространенных! среди них является Международное товарищество Сознания* Кришны, проповедующее один из вариантов старейшей монотеи- ] стической религии мира- вишнаизма (или индуизма) и возникшее ■ в 1965 году в Соединенных Штатах Америки. Главными целями 1 своей деятельности кришнаистские организации, действующие во j многих странах мира, в том числе и в Беларуси, ставят углубление духовных знаний, формирование братства душ, общим отцом которых является Кришна, отыскание абсолютной истины в старейших святых текстах мира - Ведах, создание альтернативных образцов поведения по отношению к хаотическому и потребитель-; скому сообществу, господствующему сегодня в мире, а также почитание Бога Кришны и распространение знаний о нем среди всех '' тех, кто стремится к таким знаниям. Сторонники этого религиоз-; ного движения пропагандируют вегетарианство, создали более чем в 60 странах вегетарианские бесплатные столовые для нуждающихся; они не употребляют мясо, рыбу, лук, чеснок, алкоголь, наркотики, табак, кофе, какао, чай; выступают против сексуальных контактов, которые не имеют целью продолжение рода в рамках семьи. Движения в защиту мира, против войны представляют собой массовые действия против опасности новых войн, за упрочение мира и дружбы между народами. Их развитие характеризуется цикличностью. Уже в 20-е гг. XX столетия, после завершения Первой мировой войны, пацифисты начали выступать за полное разоружение с тем, чтобы не смогла возникнуть никакая новая война. Однако эти пацифистские движения не смогли предотвратить приход к власти Гитлера и развязывание Второй мировой войны. В послевоенное время, особенно в 50-60-е годы, разнообразные движения в защиту мира широко распространяются в Советском Союзе, в Англии, Франции, Германии и других странах. В это время наиболее широкие масштабы приняли массовые акции против вооруженного вмешательства Соединенных Штатов во Вьетнаме. После заключения Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки договора об ограничении стратегических вооружений в 1987 г. и последовавшего вскоре после этого развала СССР, движения в защиту мира снизили активность. Однако и в настоящее время, когда в мире полыхает более 260 вооруженных конфликтов, проблема защиты мира и предотвращения новых войн не утратила своей актуальности. Особую остроту антивоенным движениям протеста придали кровавые вооруженные распри, приведшие к развалу Югославии, и преступная с обеих сторон война в Чечне. Поэтому и сегодня в антивоенных движениях участвуют миллионы людей в различных странах мира. Социологический анализ социальных движений предполагает углубленное изучение ситуаций, благоприятствующих возникновению и развитию таких движений. К их числу относятся, прежде всего, существенные изменения в ценностях и нормах поведения людей, иначе говоря, культурные изменения. Именно в лоне культуры возникают и развиваются новые идеи и представления о несправедливом и справедливом общественном устройстве, побуждающие людей объединяться в движения, ориентированные на социальные изменения (рис. 52). Существенным фактором, влияющим на возникновение социальных движений, является социальная дезорганизация. Любое общество, входящее в полосу социально-экономических, политических, социокультурных трансформаций, оказывается в той или иной степени подверженным дезорганизации, а порой и хаосу. В таком обществе многие индивиды и даже социальные группы утрачивают привычные ориентиры, ценностные ориентации, традиционные способы идентификации. У них растет убеждение в том, что тщетно рассчитывать на какую-либо экономическую, социальную и психологическую поддержку со стороны государства и других социальных институтов данного общества. Зреющее недовольство и озлобленность подталкивают их к акциям протеста, к консолидации в различные социальные движения. Мощное детерминирующее воздействие на возникновение социальных движений оказывает и широко распространяющаяся в кризисные эпохи развития общества социальная неудовлетворенность широких масс населения. Именно неудовлетворенность существующей системой распределения материальных и духовных 15 Зак 2030 449
4. Какова сущность и направленность политических движений? 5. Каковы основные проявления экспрессивных движений? 6. Каковы цели и отличительные особенности революционных и ре 7. В чем состоит сущность национально-освободительных движений? 8. Каково своеобразие молодежных движений? 9. Какие еще типы социальных движений Вы знаете? Литература 1. Ансар Н. Современная социология //Социологические исследования. 2. Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая 3. Фролов С.С. Социальные движения //Социология. Гл. 15. М., 1996. Глава 31. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Общество представляет не механический агрегат индивидов, а систему их социальных взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их общностями и группами (семья, трудовой коллектив, поселенческая структура, этнос, профессиональная, субкультурная группа, партия и т.п.). Почти все выдающиеся социологи разных направлений - К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. - подчеркивали решающую роль социального взаимодействия в развитии всех процессов и явлений, изучаемых социологией. В процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или в данной социальной группе. Вместе с тем каждый из нас иногда нарушает такие правила и нормы, а некоторые делают это довольно часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. К отклонению можно отнести очень многое: от сна студента во время лекции до совершения убийства. А то, каким образом в процессе взаимодействия с нами реагируют на наши нарушения те или иные индивиды или общество в целом, свидетельствует о степени серьезности таких нарушений. Одни виды поведения считаются отклонениями только в некоторых странах или группах, другие же - во всех странах. Например, убийство в любой стране считается тягчайшим преступлением, в то время как упот- ребление алкоголя рассматривается в качестве отклонения в Иране, но в качестве нормы в Беларуси. Из приведенных примеров видно, что взаимодействие с другими людьми, особенно с теми, к кому мы привязаны отношениями дружбы, сотрудничества, любви, уважения и т.п, является очень важным, по существу главным каналом осуществления социального контроля, т.е. коррекции поведения одних членов общества (групп) взглядами, оценками, действиями, санкциями других членов общества. В качестве же наиболее масштабного, повсеместно действующего средства социального контроля выступают действующие в обществе (группе) социальные нормы и правила. Как установил еще Э. Дюркгейм, эти нормы и правила, выработанные коллективным сознанием и существующие вне индивида, способны оказывать на индивидуальное сознание и поведение принуждающее воздействие, поскольку обладают принудительной силой по отношению к ним. Поэтому культура, одним из важнейших компонентов которой является совокупность действующих в обществе ценностей, норм, правил, образцов поведения, в соответствии с требованиями которой мы социализируемся в процессе становления нашей личности, формирует наше поведение в соответствии с этими ценностями и нормами. Данные ценности и нормы и предопределяют корректирующее влияние других людей и общностей на наше поведение в процессах межличностного и межгруппового взаимодействия Именно в таком взаимодействии и реализуется неформальный, неофициальный социальный контроль. Ведь именно во взаимодействии с другими большинство из нас воспринимает действующие в обществе нормы, интериоризирует, т.е. переносит их в наш собственный внутренний (духовный) мир в качестве стандартов поведения, соответствующих господствующим ценностям и нормам. В большинстве случаев мы не замечаем, а по этой причине и не задумываемся о принуждающей, корректирующей и контролирующей наше поведение силе действующих в обществе ценностей и норм Но как только мы совершаем отклонения от нормы, сразу же взаимодействие с другими убеждает нас в том, что такое принуждение существует, и чем серьезнее совершенное нами отклонение (девиация), тем суровее санкция, которую может применить к нам общество или специально созданный для этого социальный институт- милиция, суд, тюрьма и т.п. Вот здесь-то мы и подошли к пониманию сущности социального контроля, способов и форм его осуществления, его роли в жизни общества и личности Отметим, что термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному, т.е соответствующему нормам общества, поведению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание, был тесно увязан с процессами социализации личности Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой и вследствие этого - как «здоровый» социальный порядок. Р. Парк выделял три формы социального контроля: 1) элементарные (в основном принудительные санкции); 2) общественное мнение; 3) социальные институты Американский социолог С Аск выделил особую роль в осуществлении социального контроля так называемого группового давления, которое в угоду общности интересов и целей, стабилизирующих деятельность группы, понуждает (принуждает) индивида приспосабливаться к существующим в ней коллективным мнениям, ценностям и нормам. Специфическую направленность приобретает деятельность групп давления, представляющих собой организации, созданные для защиты интересов и оказания давления на власти с целью добиться от них принятия таких решений, которые соответствуют их интересам. К ним можно отнести профсоюзы, организации предпринимателей, движения ветеранов, молодежи, феминистские и другие движения. Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи этих ценностей и норм от поколения к поколению. Он считал, что действие данного механизма реализуется посредством трех видов санкций: физических (наказание индивида за нарушение групповых норм); экономических (запугивание, штраф и др.); административных (освобождение от должности, понижение по службе, арест и др.). Российские исследователи В.Н. Кудрявцев, A.M. Яковлев и др. рассматривают социальный контроль преимущественно в пла- не криминологии с точки зрения предупреждения и пресечения преступности, создания условий для возвращения преступника к нормальной жизни общества. На основании изложенного можно дать определение рассматриваемого феномена. Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкции, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей. Применительно к отклоняющемуся поведению социальный контроль означает совокупность усилий окружающих индивидов, групп и социальных институтов, направленных на предотвращение девиации, на помощь, наказание девиантов или их исправление. Направленность и содержание социального контроля, способы и формы его осуществления зависят от исторической обусловленности социально-политических, экономических, идеологических, социально-этнических, социокультурных, семейно-бытовых и иных особенностей данной социальной системы. Существенное внимание проблемам организации и функционирования системы социального контроля уделено в структурно-функциональной теории социальных систем, развитой Т. Пар-сонсом. Он считал неотъемлемым атрибутом существования нормального функционирования социальной системы стабильное и устойчивое поддержание нормативного порядка. Для этого необходимо, во-первых, обеспечить в пределах данной системы согласованность всех ее функций с поведенческими ожиданиями, устанавливаемыми посредством существующих в ней ценностей и норм. Для этого, во-вторых, надлежит обеспечить интернализацию ценностей и норм общества его членами, поскольку подобная социализация лежит в основе социальности любых сообществ и общества в целом. В-третьих, кроме взаимосвязанных интересов и отношений солидарности, возникающих в процессе социализации, необходима система авторитетной интерпретации нормативных обязательств, осуществляемая специально созданными в обществе институтами культуры, права, управления и т.п., которые в необходимых случаях должны применять и силу принуждения, без чего не может быть осуществлен «контроль над поведением». Этот трехуровневый социальный императив имеет внутренний и внеш- ний аспекты. «Первый касается условий навязывания общих норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства людей, не являющихся членами данного общества... Контроль или нейтрализация организованного использования силы является одной из функциональных потребностей при поддержании социального сообщества» (1; 506). В обществе как единой и целостной социальной системе, в каждой его подсистеме— экономической, политической, социокультурной и т.п., в каждой его социальной общности - семья, трудовой коллектив, компания сверстников, этническая или профессиональная группа, — существует определенное согласие, нередко оформленное документально, относительно вклада, который должен вносить в общее дело, а следовательно, и в социальное взаимодействие каждый индивид, а поведение последнего в решающей степени определяется экспектациями (ожиданиями), обусловленными в данном сообществе культурными, моральными, политическими, юридическими и иными нормами. В любом из этих взаимодействий индивиду отводится определенная роль, обусловленная его социальным статусом - лидер, коммуникатор, оператор и др., а действующие нормы и правила определяют критерии, по которым поведение каждого из индивидов оценивается как нормальное, примерное, предосудительное, отклоняющееся и т.д. В таком взаимодействии индивиду, какую бы социальную роль он ни выполнял, отводится еще и роль объекта социального контроля, а социальным структурным образованиям - семье, трудовому коллективу, социокультурной или религиозной группе и т.п. - роль оценивающей, контролирующей и принуждающей силы. Разумеется, взаимодействие индивида и социальной общности носит более сложный характер, чем простая «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт: ведь каждая личность обладает определенным диапазоном социального выбора, определенными правами, гарантированными обществом, поэтому ее поведение в социальном смысле свободно, но должно соответствовать принятым в обществе (группе) нормам и правилам. Здесь важную роль играет степень социализации личности, уровень ее культурного развития, связанные с этим самосознание и самооценка субъекта, адекватность или, напротив, неадекватность восприятия и оценки им социальной ситуации. Социальное же (групповое) взаимодействие, выступая в системе социального контроля в виде оценочной и регулирующей реакции на индивидуальное поведение, выполняет роль социального стимула (положительного или отрицательного), предопределяющего характер последующих индивидуальных действий, а в необходимых случаях (когда наличествует отклонение от нормы) — и их коррекцию. Социальный контроль в процессе своего функционирования в определенной социальной системе (общество в целом, этническая или профессиональная группа, территориальная, профессиональная или политическая общности и т.п.) сам представляет собой сложно организованную, многоступенчатую, иерархизированную систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов. Первым из таких компонентов является индивидуальное действие (поступок), проявляющееся в процессе активного взаимодействия индивида с социальной средой, будь что познавательные операции, оценочные суждения или производственная, политическая, культурная либо всякая иная деятельность. Вторым непременным компонентом социального контроля выступает вполне определенная (поддерживающая, осуждающая, негодующая и т.п.) реащия социального окружения на индивидуальное действие в соответствии с объективно существующей (в культуре, морали, праве и г.п.) социальной шкалой оценок. Однако сама эта шкала оценок является производной от существующей и функционирующей в обществе (группе) системы идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Поэтому данная система, весьма гибкая и динамичная, при всей своей устойчивости, представляет собой очень важный третий компонент социального контроля. Одним из важнейших результатов функционирования социальной шкалы оценок является категоризация (т.е. отнесение к определенному виду) индивидуального поступка и соответствующая его оценка (одобряющая, порицающая, осуждающая и т.п.) социальным окружением, будь это семья, компания сверстников, сослуживцы или поклонники какого-то вида спорта, стиля в музыке, живописи и т.п. Такая категоризация составляет четвертый компонент сложной и многосторонней системы социального контроля. Категоризация индивидуального поведения, его оценка, включая и приклеивание социальных ярлыков — «выдающийся политик», «талантливый шахматист», «закоренелый преступник» и т.п. - зависит от характера и направленности общественного сознания. Общественное сознание, групповое (коллективное) мнение,
оказывая давление на жизненное самоопределение индивида, его ориентации и ценностные установки, обусловливают в значительной мере направленность и содержание позитивных или негативных социальных санкций, применяемых обществом (группой) по отношению к индивидам, допустившим то или иное отклонение от действующих социальных норм. Поэтому общественное сознание и групповое (коллективное) мнение составляют в своей совокупности пятый компонент социального контроля, а применяемые обществом или группой социальные санкции — шестой его компонент.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |