Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл программных средств компьютерных информационных технологий




Программное обеспечение информационных технологий пред­ставляет в целом сложную систему с относительно самостоятель­ными принципами и закономерностями функционирования в рам­ках концепции жизненного цикла.

Под жизненным циклом системы программных средств обычно понимают повторяющийся и структурно единообразный интервал в течение всего времени ее существования, начинающийся с мо­мента выработки первоначальной концепции системы и заканчи­вающийся тогда, когда система морально устаревает.

Жизненный цикл традиционно представляется в виде некоторого числа последовательных этапов (или стадий, фаз). В настоящее вре­мя не выработано общепринятого разбиения жизненного цикла про­граммной системы на этапы. Иногда этап выделяется как отдельный пункт, иногда — входит в качестве составной части в более крупный этап. Могут варьироваться действия, производимые на том или ином этапе. Нет единообразия и в названиях этих этапов.

С точки зрения организации информационных технологий жиз­ненный цикл программных средств представляется следующим образом:

— определение потребности в определенном виде программных средств для реализации конкретной функции офисной технологии;

— выбор конкретного программного продукта для реализации конкретной офисной технологии;

— приобретение промышленного программного продукта, его модернизация или разработка уникального программного про­дукта;

— установка программного продукта на имеющуюся вычисли­тельную систему офиса;

— эксплуатация программного продукта;

— оценка эффективности применения программного продукта;

— модернизация программного продукта;

— демонтаж программного продукта.

Варианты реализации указанных стадий жизненного цикла программных средств информационных технологий представлены на рис. 7.2.

Определение потребности в определенном виде программных средств должно производиться на основе анализа выполнения со­ответствующего набора работ в организации, для которых уже принято принципиальное решение о применении компьютерных технологий.

 

 

  1. Определение потребности в определенном виде программных средств
2. Выбор конкретного программного продукта
3. Приобретение промышленного программного продукта
4. Модернизация промышленного программного продукта
5. Разработка уникального программного продукта
6. Установка программного продукта
7. Эксплуатация программного продукта
8. Оценка эффективности применения программного продукта
9. Модернизация программного продукта
10. Демонтаж программного продукта

Рис. 7.2. Структура жизненного цикла программных средств информационных технологий

 

Выбор конкретного программного продукта должен осуществ­ляться на основе совместного рассмотрения следующих факторов:

— наличие промышленных программных продуктов, реали­зующих функции конкретной информационной технологии;

— наличие программно-технических организаций, ведущих про­фессиональную разработку программных средств, реализующих функции конкретной информационной технологии;

— наличие в составе организации подразделений, обеспечива­ющих разработку и сопровождение программных средств инфор­мационных технологий;

— степень соответствия возможностей и эксплуатационных ха­рактеристик конкретных программных продуктов выявленным потребностям в рамках реализации конкретной информационной технологии;

— совместимость выбираемых программных средств с исполь­зуемой операционной средой и другими установленными приклад­ными программами;

— степень соответствия возможностей и эксплуатационных ха­рактеристик программных средств достигнутому уровню научно- технических разработок в соответствующей области;

— требуемый уровень квалификации персонала по использова­нию и сопровождению выбираемых программных средств;

— уровень технической поддержки программных средств со сто­роны разработчиков;

— затраты на приобретение или разработку программных средств;

— затраты на установку и сопровождение программных средств;

— затраты на возможный прием на работу квалифицированно­го персонала;

— затраты на возможное обучение или переподготовку персо­нала.

Приобретение промышленного программного продукта, пол­ностью готового к использованию, — наиболее распространенный вариант для большинства организаций малого и среднего бизнеса. Речь идет о программных средствах так называемого «коробочно­го» исполнения, когда в одном комплекте (коробке) реализуются собственно программные средства на носителях (обычно оптиче­ские диски), а также техническая и эксплуатационная документа­ция с официальной лицензией на использование. Такая лицензия оговаривает права и обязанности потребителя и разработчика про­граммного продукта и является официальным документом, на ос­новании которого в рамках законодательства регулируются после­дующие их отношения.

Приобретение промышленного программного продукта с пос­ледующей модернизацией характерно для предприятий среднего бизнеса, имеющих определенные уникальные свойства, требую­щие при использовании типовых технологий определенной дора­ботки соответствующего программного обеспечения. Такие про­мышленные продукты реализуются обычно самими разработчика­ми на основе соответствующих договорных документов, в которых, помимо обычных отношений по поводу купли-продажи сложных изделий, оформляются права и обязанности участников договора по поводу доработки (модернизации, настройки, наладки) программ­ных средств. Такие договоры, как правило, предусматривают уста­новку и последующее сопровождение программных средств.

Разработка уникального программного продукта осуществля­ется в тех случаях, когда невозможно приобрести соответствую­щие промышленные программы либо из-за их принципиального отсутствия, либо из-за недоступности (слишком дорогие или за­прещены к реализации по каким-либо причинам). Подобная ситуация характерна для крупных предприятий с уникальными свойствами. Разработка оригинального программного обеспечения ведется либо специализированными программно-техническими предприятия­ми, либо соответствующими подразделениями самого предприя­тия. Это обычно осуществляется в рамках довольно крупных про­ектов, и сама разработка регламентируется соответствующими стандартами.

Установка программного продукта по своему содержанию за­висит от того, какого типа продукт приобретен для организации (в «коробочном» исполнении, адаптированный промышленный продукт или уникальный, разработанный продукт), поскольку са­мо приобретение включает в себя установку.

Эксплуатация программного продукта должна осуществляться п соответствии с технической и эксплуатационной документацией, являющейся обязательным его компонентом.

Оценка эффективности применения программного продукта имеет своей целью дать основу для своевременного принятия ре­шения о необходимой модернизации или замене используемого программного продукта. Данная оценка должна быть результатом либо периодически выполняемого контроля эффективности соответствующей информационной технологии на основе соответствующего нормативного документа (положения, регламента, инст­рукции), либо специально организованной акции, основанием для которой является выраженное тем или иным способом (высказы­ванием специалиста на совещании, подачей докладной записки, указанием руководства) осознание возможной неэффективности используемых методов и средств.

Источниками возникновения потребности в оценке эффективности используемых программных средств могут быть следующие ситуации:

— разработка новых версий используемых программных про­дуктов с дополнительными возможностями и их поставкой на льготных условиях для зарегистрированных пользователей, имею­щих соответствующие лицензии;

— появление принципиально новых программных продуктов, реализующих необходимые функции на более высоком качественном уровне;

— перевод информационной технологии в новую операционную среду;

— перевод информационной технологии на новую техническую базу;

— изменение количественных и качественных характеристик деятельности в результате соответствующих изменений объема и содержания управленческих действий в рамках конкретной систе­мы управления;

— изменение организации в целом в соответствии с наступле­нием очередного витка «жизненного цикла» (модернизация или реализация принципиально нового проекта);

— изменения внешней среды функционирования организации (изменения законодательства, государственных и ведомственных стандартов, политической и экономической обстановки и т. п.).

Оценка эффективности используемых программных средств должна лежать в основе рекомендаций по дальнейшим действиям в рамках реализации «жизненного цикла» программных средств, предусматривающих либо продолжение их эксплуатации без изменений, либо их модернизацию, либо их замену.

Модернизация программного продукта осуществляется раз­личными способами в зависимости от того, как он приобретался на начальных стадиях «жизненного цикла».

Если это был вариант приобретения полностью готового про­граммного продукта (в «коробочном» исполнении), то по имеющей­ся лицензии со скидкой покупается и устанавливается его новая версия либо комплект программного обеспечения, обеспечивающе­го соответствующую модернизацию (upgrade) силами самих поль­зователей по приложенной к документации инструкции.

При настраиваемом программном продукте его модернизация (как за счет новой версии, так и за счет процедуры upgrade) осу­ществляется представителями организации-разработчика, выпол­нившими в свое время первоначальную установку и настройку.

Модернизация уникального программного обеспечения осу­ществляется разработчиками в рамках договорных отношений, предусматривающих ее выполнение при техническом сопровож­дении или выполнении соответствующего целевого заказа.

При замене программного продукта на новый, а также при пол­номасштабной установке его новой версии (в рамках модерниза­ции) требуется демонтаж ставших ненужными компонентов про­граммного обеспечения. В зависимости от их количества, состава, сложности, интегрированности в используемые информационные технологии возможны различные варианты реализации данного этапа «жизненного цикла» программного продукта:

— автоматическая деинсталляция средствами самого программ­ного продукта, предусмотренная его функциональными возможно­стями, сопровождаемая необходимыми интерактивными инструк­циями и предупреждающими сообщениями;

— автоматическая деинсталляция средствами операционной среды, сопровождаемая необходимыми интерактивными инструк­циями и предупреждающими сообщениями;

— принудительное удаление всех компонентов программного продукта самим пользователем в соответствии с предусмотренной для этого инструкцией;

— демонтаж программного продукта представителями органи­зации-разработчика в соответствии с договором на техническое со­провождение или выполнение целевого задания.

Если в первых двух случаях (автоматические режимы) удале­ние всех ненужных компонентов осуществляется на основании со­ответствующих описаний взаимосвязей программных и информа­ционных модулей, имеющихся в системных регистрах (списках) операционной среды, и не вызывает каких-либо негативных по­следствий для функционирования всей системы программного обеспечения офисных технологий, то при демонтаже, выполняе­мом в «ручном» режиме, следует четко придерживаться необходи­мых инструкций или установленного порядка администрирования вычислительного комплекса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.