Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор схем распределительных устройств (РУ)




Выбор блочных трансформаторов (рис. 2)

Выбор трансформаторов включает в себя определение числа, типа и номинальной мощности. При блочной схеме соединения генератора с трансформатором последний должен обеспечить выдачу мощности генератора в сеть повышенного напряжения за вычетом мощности нагрузки собственных нужд, подключенной на отпайке от генератора:

 

S ном. т ,

 

где Р сн – нагрузка на собственные нужды.

Нагрузка на собственные нужды зависит от типа электроустановки, вида топлива, мощности генератора и определяется исходя из условия:

 

Р сн = Р ном. г · К,

 

где Р ном. г – номинальная мощность генератора, МВт,

К – нагрузка на собственные нужды, %. Определяется по [2], с. 369, табл. 5.1; [10], с. 20.

Тип трансформатора выбираем по [9], с. 200; [10], с. 113–165.

Данные трансформаторы приведены в табл. 2.

 

 

Таблица 2

Параметры силовых трансформаторов

 

Тип трансформатора S, МВА U н,кВ Потери, кВт U к, %
ВН НН Р хх Р кз
             

Примечание: (расшифровка обозначения типа трансформатора).

 

На станциях с укрупненными блоками расчет мощности блочных трансформаторов производится по вышеприведенной формуле с учетом мощности двух генераторов, подключенных к трансформатору. Подключение собственных нужд отпайкой к каждому генератору необходимо обосновать.

3.2. Выбор трансформаторов, имеющих нагрузку на генераторном напряжении (рис. 1, в)

Для ТЭЦ, имеющих на ответвлении к блоку присоединение нагрузки собственных нужд и местную нагрузку на генераторном напряжении, которая имеет свой график нагрузки,

S ном. т ,

 

где Р МНmin – минимальная местная нагрузка на генераторном напряжении.

 

3.3. Выбор трансформаторов связи (рис. 1, а, б)

 

Для ТЭЦ, имеющих генераторное распределительное устройство (ГРУ), выбор трансформаторов связи определяется по максимальному перетоку между ГРУ и РУ ВН. Максимальный переток определяется по наиболее тяжелому режиму:

S ном. т

Значения Р МН подставляются в соответствии с графиками местной нагрузки для зимнего и летнего периодов.

Рассматриваются режимы работы:

– нормальный режим зимой (вместо номинальной мощности генераторов подставляется значение вырабатываемой мощности по зимнему графику генераторами, подключенными к ГРУ);

– нормальный режим летом (вместо номинальной мощности генераторов подставляется значение вырабатываемой мощности по летнему графику генераторами, подключенными к ГРУ);

– аварийный режим зимой, когда происходит отключение одного генератора, подключенного к ГРУ (оставшиеся генераторы работают с номинальной мощностью);

– аварийный режим летом, когда генераторы вырабатывают номинальную мощность в течении суток до устранения аварии;

(например, турбина ПТ-80/100 при аварии в системе зимой и летом работает с мощностью 80 МВт 24 часа в сутки до устранения аварии).

Для выбора трансформаторов берется наибольшая мощность в этих режимах.

 

3.4. Выбор автотрансформаторов связи (рис. 2, б)

Выбор автотрансформаторов связи, включенных между РУ высокого и среднего напряжения, осуществляется на основе расчета перетоков между этими РУ в нормальном и аварийных режимах.

Мощность автотрансформаторов выбирается по максимальному перетоку между РУ ВН и РУ СН, который определяется по наиболее тяжелому режиму

 

S ном. т ,

 

где Σ Р ном. г – суммарная мощность генераторов, подключенных к РУ СН; Р сн – мощность собственных нужд генераторов, подключенных к РУ СН; Р нагр мощность нагрузки на среднем напряжении (для ТЭЦ на среднем и на генераторном напряжении); n – число автотрансформаторов.

При выборе числа АТС учитывают, во-первых, требуемую надежность электроснабжения потребителей сети СН, а во-вторых, допустимость изолированной работы блоков на РУ СН.

Если нарушение связи на РУ высшего и среднего напряжений влечет за собой недоотпуск электроэнергии потребителям или окажется, что минимальная нагрузка сети СН ниже технологического минимума по мощности отделившихся блоков, то предусматривают два АТС.

Установка двух АТС обязательна в следующих случаях:

– если АТС работает в реверсивном режиме в течение суток;

– если с РУ СН на РУ ВН передается мощность, превышающая мощ-ность резерва системы;

– если потеря одного АТС приведет к отключению блока, под-ключенного к РУ СН, из-за избытка мощности.

В нормальном режиме вместо Σ Р г подставляются значения вырабатываемой мощности генераторов, подключенных по блочной схеме к РУ СН по летнему и зимнему графику выработки электроэнергии генераторов.

В качестве аварийных режимов рассматривается авария в системе летом, когда генераторы вырабатывают номинальную мощность в течение суток до устранения аварии и отключение одного из генераторов зимой, подключенного к РУ СН. В этих режимах все рассуждения относительно значения мощностей генераторов, подставляемых в формулу, аналогичные как для трансформаторов связи.

Значения Р МН подставляют из графиков местной нагрузки для зимнего и летнего периодов (для КЭС значения равняются 0).

Если генераторы подключены к обмоткам низшего напряжения (третичным обмоткам) автотрансформаторов (рис. 2, в) и существуют перетоки мощности между РУ СН и РУ ВН, то в этом случае возникают комбинированные режимы работы автотрансформаторов. Автотрансфор-маторы в этом случае называют блочными (БАТ). В этом случае мощность автотрансформаторов рассчитывается по максимальной нагрузке одной из обмоток: третичной (обмотка низшего напряжения), последовательной (общей):

 

S ном. т ; S ном. т ; S ном. т ,

 

где S ном. т – номинальная мощность автотрансформатора; S п– мощность последовательной обмотки автотрансформатора; S о– мощность общей обмотки автотрансформатора; S н.н мощность третичной обмотки (обмотки низшего напряжения) автотрансформатора; Квыг – коэффициент выгодности авто-трансформатора.

Мощность последовательной обмотки автотрансформатора
S попределяется по формуле

S п = Квыг· S СВ,

где S СВ = Σ S г русн Σ S с.н. Σ S СН– мощность перетоков между РУВН и РУСН.

Последовательная обмотка будет работать в случае, если переток мощности S СВ будет со знаком «+», т.е. сумма мощностей генераторов, подключенных к РУ СН Σ S г русн Σ S с.н будет меньше нагрузки на среднем напряжении S СН, т.е. переток идет в РУВН. Значение мощности перетока просчитывается для нормальных и аварийных режимов, описанных выше, и из них выбирается максимальное значение.

Мощность общей обмотки автотрансформатора S о определяется
по формуле

 

S о = Квыг· S СВ + S н.н,

 

Общая обмотка будет работать в случае, если переток мощности S СВ будет со знаком «–», т.е. сумма мощностей генераторов, подключенных к РУСН Σ S г.русн Σ S с.н, будет меньше нагрузки на среднем напряжении S СН, т.е. переток идет в РУ СН. Значение мощности перетока просчитывается для нормальных и аварийных режимов, описанных выше, и выбирается максимальное значение.

Мощность третичной обмотки автотрансформатора (обмотки низшего напряжения) S н.нопределяется по номинальной мощности генератора, к которому подключена эта обмотка за вычетом мощности собственных нужд. Коэффициент выгодности Квыг определяется по формуле

 

Квыг = ,

 

где U ВН и U СН – напряжения на РУ ВН и РУ СН.

По наибольшей мощности, определенной из расчетов по трем режимам, находим номинальную мощность автотрансформатора. Данные выбранных автотрансформаторов приводятся в табличной форме. Пример выбора силовых трансформаторов приведен в П.3.

 

4. Технико-экономическое сравнение вариантов
структурных схем

Экономическая целесообразность схемы определяется минимальными приведенными затратами:

 

З = р н · К + И + У,

 

где р н – нормативный коэффициент экономической эффективности, равный 0,12, 1/год; К– капиталовложения на сооружение электроустановки, тыс. руб.; И – годовые эксплуатационные издержки, тыс. руб./год; У – ущерб от недоотпуска электроэнергии, тыс. руб./год.

Капиталовложения К при выборе оптимальных схем выдачи электроэнергии определяют по укрупненным показателям стоимости элементов схемы (силовых трансформаторов, ячеек РУ) [9].

И – годовые эксплуатационные издержки на амортизацию и обслуживание электроустановки и потери в силовых трансформаторах, определяются по формуле

 

,

 

где р о, р а – отчисления на амортизацию и обслуживание, %, [10],
с. 549; β– стоимость 1 кВт∙ч потерь электроэнергии, руб./(кВт∙ч); ∆W – потери электроэнергии в силовых трансформаторах, кВт∙ч.

Расчет потерь электрической энергии в трансформаторах и авто-трансформаторах.

 
 

Годовые потери энергии в двухобмоточном трансформаторе, работающем по многоступенчатому графику, определяют следующим образом:

где Рх, Р к – потери холостого хода и короткого замыкания трансформатора;

N з, N л – число рабочих суток в зимнем и летнем сезонах года;

Si, Sj – нагрузка i -й и j -й ступеней соответственно зимнего и летнего графика нагрузки;

Δ ti, Δ tj – длительности ступеней;

n, m – количество ступеней в зимнем и летнем графиках.

Потери электроэнергии в автотрансформаторе определяются по формуле, кВтч:

Δ W = Px · 24 · (N з + N л) +

+ P к · N з · [(S нагр 1 /S ном)2 · (t 1 + t 6) + (S нагр 2 /S ном)2 · t 2 +

+ (S нагр 3 /S ном)2 · t 3) + (S нагр 4 /S ном)2 · t 4) + (S нагр5 /S ном)2 · t 5] +

+ P к ·N л · [(S нагр1 /S ном)2 · (t 1 + t 4) + (S нагр2 /S ном)2 · t 2 +

+ (S нагр 3 /S ном)2 · t 3)].

Потери электроэнергии в нескольких параллельно работающих трансформаторах: Δ W = ΣΔ W.

Потери электроэнергии в трехфазных автотрансформаторах при условии, что мощность обмотки НН составляет , определяются по формуле, где потери в обмотках ВН, СН, НН отнесены к номинальной мощности автотрансформатора:

 

Определение народно-хозяйственного ущерба У
и расчет показателей надежности

Расчет надежности должен учитывать: показатели надежности элементов, схему соединения элементов и возможные состояния схемы электроустановки.

Элементы электроустановок относятся к категории восстанавливаемых (ремонтируемых) изделий. Основными показателями надежности такого рода элементов являются частота отказов и среднее время восстановления.

Частота отказов w, 1/год оценивается средним числом отказов на единицу изделия в единицу времени (принимается равной 1 году). Среднее время восстановления , ч/1 – это среднее время, необходимое для восстановления работоспособности элемента:

 

, ,

 

где m – число отказов за Т лет наблюдений; n – число наблюдаемых единиц оборудования данного вида; ti – время, затраченное на восстановление работоспособности элемента после его i -го отказа.

Для оценки ремонтных состояний схемы необходимо знать показатели плановых ремонтов ее элементов. Такими показателями являются частота плановых ремонтов m, 1/год, и средняя продолжительность планового ремонта Т р, ч/1.

Показатели надежности основных элементов схем, учитываемых при расчете, приведены в [10], с. 487.

Отказ трансформатора блока приводит к аварийной потере мощности генератора на время восстановительного ремонта трансформатора. Такие последствия будут иметь место при всех состояниях структурной схемы, за исключением ремонтного состояния данного блока.

Соответственно среднегодовой недоотпуск электроэнергии в систему из-за отказов трансформатора единичного блока и генераторного выключателя определяются следующим образом:

 

,

 

где множитель учитывает график работы генератора
(Т уст – число часов использования установленной мощности генератора); – вероятность ремонтного состояния блока, определяемая следующим образом:

 

,

 

где – показатели ремонтируемого элемента (в данном случае энергоблока).

По известным графикам нагрузки генератора в зимние и летние сутки можно определить число часов использования установленной мощности, ч/год, по формуле:

 

,

 

где – электроэнергия, вырабатываемая генератором за зимние и летние сутки, кВт×ч; – число рабочих суток в зимнем и летнем сезонах (210 и 155 суток).

Среднегодовой недоотпуск электроэнергии в систему из-за отказов трансформатора связи и из-за отказа АТС определяется по следующим формулам:

 

,

 

где ,

,

где .

 

Затем определяем суммарный среднегодовой недоотпуск электро-энергии в систему для каждого варианта структурных схем.

Все расчеты по определению вероятностей ремонтного состояния элементов q, числа часов использования установленной мощности Т уст и недоотпуска электроэнергии в систему из-за отказов элементов ∆ W г, а так же определение суммарного недоотпуска Σ∆ W г приводятся в приложении.

Элементы схем в рассматриваемых вариантах совпадают, а потери электрической энергии из-за отказов трансформаторов связи не учитываются, так как вероятность выхода их из строя очень мала.

Результаты технико-экономического сравнения приведены в табл. 3.

 

 

Таблица 3

Основные составляющие приведенных затрат

 

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
К, тыс. руб.      
И, тыс. руб.      
У, тыс. руб.      
3, тыс. руб.      
3, %      

Пример технико-экономического сравнения вариантов приведен
в П.3.

РУ – это электроустановка, предназначенная для приема и распре-деления электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины (секции шин), устройства управления и защиты.

Распределительные устройства станций характеризуются номинальным напряжением, числом и мощностью присоединенных генераторов, трансформаторов, мощностью, выдаваемой в сеть, числом линий, режимом работы и перспективой развития. Сборные шины могут быть одиночными, двойными, секционированными или вообще отсутствовать. Присоединения генераторов, трансформаторов и линий могут осуществляться различно, с разным количеством коммутационных аппаратов.

Отношение числа выключателей к числу присоединений в наиболее распространенных схемах находится в пределах от 1 до 2.

Для распределительных устройств с большим числом присоединений могут применяться различные схемы в зависимости от напряжений.

При напряжении 35–220 кВ:

– с двумя основными и третьей обходной системами шин, с одним выключателем на цепь; для РУ 35 кВ обходная система шин не предусматривается;

– с одной секционированной и обходной системами шин; для РУ 35 кВ обходная система шин не предусматривается;

– блочные схемы генератор-трансформатор-линия.

В РУ с двумя основными и третьей обходной системами шин, при числе присоединений (линий, трансформаторов) менее 12, – системы шин не секционируются; при числе присоединений от 12 до 16 секционируется выключателем на две части одна система шин и при большем числе присоединений секционируется выключателями на две части каждая из двух рабочих систем шин. При секционировании сборных шин в качестве обходного выключателя используется совмещенный обходной шино-соединительный выключатель.

На напряжениях 330–750 кВ:

– блочные генератор-трансформатор – ВЛ-РУ понижающей подстанции;

– с двумя системами шин, с 4 выключателями на 3 цепи;

– с двумя системами шин с 3 выключателями на 2 цепи;

– блочные схемы генератор-трансформатор-линия (ГТЛ) с уравнительно-обходным многоугольником;

– схема с одним или двумя многоугольниками с числом присоединений к каждому многоугольнику до шести включительно, объединенными двумя перемычками с выключателями в перемычках;

– другие схемы при надлежащем обосновании.

При наличии нескольких вариантов схем предпочтение отдается:

– более простому и экономичному варианту, как по конечной схеме, так и по этапам ее развития;

– варианту, по которому требуется наименьшее количество операций с выключателями и разъединителями РУ повышенного напряжения при режимных переключениях, выводе в ремонт отдельных цепей и при отключении поврежденных участков в аварийных режимах.

РУ генераторного напряжения выполняется, как правило, с одной системой шин, с применением КРУ и групповых сдвоенных реакторов для питания потребителей.

В отдельных случаях целесообразно питание потребителей на генераторном напряжении выполнить с помощью ответвлений от генераторов без их параллельной работы на шинах генераторного напряжения.

Выбор схемы РУ зависит от напряжения, количества присоединений (генераторов, линий, трансформаторов), вида воздушных линий, схемы подключения к питающей сети, мощности трансформаторов.

Для выбранных схем РУ дать техническую характеристику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.