КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпринимательство: социально-экономическое явление и научная проблема
Эволюция предпринимательства как социально-экономического явления
Как отмечают многие исследователи, в современной науке нет единой точки зрения на понимание сущности предпринимательства, до конца не установлены его определяющие характеристики, не уточнены важнейшие понятия (Л.И. Абалкин, А.И. Агеев, В.П. Позняков и др.). Существует несколько трудностей, связанных с изучением феномена предпринимательства: 1. Во-первых, это слово, как отмечает, например В.П. Позняков, является общеупотребительным термином. Многие понятия, относящиеся к сфере предпринимательства, часто используются как синонимы. Особенно эта нечеткость трактовки, существенно усложняющая исследование предпринимательства, проявляется в проблеме демаркации терминов «предприниматель», «бизнесмен», «собственник», «руководитель», «менеджер» и др. 2. Во-вторых, предпринимательство изучается многими науками: экономикой, юриспруденцией, социологией, психологией. Каждая из этих наук понимает предпринимательство по-своему, выделяя свои ключевые, системообразующие характеристики феномена, специфические именно для данной науки. Даже в самой психологии феномен предпринимательства рассматривается многими отраслями и направлениями психологической мысли (психологией предпринимательства, экономической психологией, психологией менеджмента, психологией труда и др.) 3. В-третьих, предпринимательство представляет собой не просто сложный объект научных исследований, а историческое и социально-экономическое явление реальности, а значит, характеризуется многогранностью, изменчивостью и многоаспектностью своих проявлений и связей, учесть все из них вряд ли представляется возможным.
При всем многообразии существующих эмпирических исследований и теорий, обобщенной концепции предпринимательства до сих пор не существует. Выбор ракурса, с точки зрения которого рассматривается данное явление, во многом определяет всю дальнейшую политику его изучения. Как будет показано далее, многообразие взглядов на проблему предпринимательства наблюдалось уже на первых этапах его изучения.
Предпринимательство с научной точки зрения впервые стали изучать экономисты и социологи, поэтому психологические аспекты данного феномена рассматривались первоначально с точки зрения именно социально-экономических теорий. В западной традиции развитие идей предпринимательства связывают, в первую очередь, с именами экономистов Р. Кантильона (1680 - 1734), А. Тюрго (1727—1781), Ф. Кенэ (1694-1774), А. Смита (1723-1790), Ж. Б. Сэя (1767-1832), а так же К. Маркса (1818-1883), А. Маршалла (1842-1924), М. Вебера (1864-1920), В. Зомбарта (1863-1941), Й. Шумпетера (1883-1950), Ф. Хайека (1889-1992), Л. Мизеса (1881-1973), И. Кирцнера (род. 1930), П. Друкера (1909-2005) и др.
Возглавляемые этими учеными школы определили понимание предпринимательства на разных этапах развития науки. В качестве основных признаков предпринимательства каждый исследователь выделял свои, тем самым, доказывая многоаспектность и сложность этого явления.
Среди наиболее частых признаков предпринимательства были выделены: повышенный риск и действия в ситуации экономической неопределенности (Р. Кантильон, Ф. Найт и др.); выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек); революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и Й. Шумпетер); организация и практическая реализация новаторской идеи (И. Тиммонс, П. Друкер, Ф. Тоссиг, Г. Шмоллер); использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс) и др.
Еще одной важной идеей, развиваемой в рамках экономических теорий предпринимательства, явилось разграничение экономических функций предпринимателя, собственника, менеджера. Так, например, предоставление капитала для рискованного предприятия – это сфера деятельности венчурного капиталиста, а реализация самого предприятия - собственно предпринимателя. Такое разграничение позволяет уточнить юридическую сторону понятия «предприниматель».
Впервые на предпринимательство как особое социально-экономическое явление обратили внимание еще в Древнем Риме. Уже в Античности ключевой характеристикой предпринимательства была ее экономическая, социальная, коммерческая направленность. В римском праве предпринимательство рассматривали как занятие, дело, коммерческую деятельность. В связи с этим, римских ремесленников и торговцев рассматривают как первых предпринимателей.
Эволюция понятий «предпринимательство» и «предприниматель» в науке взаимосвязана с изменениями самой социально-экономической сущности феномена предпринимательства, а так же развитием экономических теорий. Традиционно мировую историю предпринимательства связывают, прежде всего, с историей Западной Европы. Исторический анализ показывает, что привычный для современного человека термин «предприниматель» появился в Западной Европе в Средние века (от французского antreprener – «антрепренер», «посредник»). Однако первоначально данное понятие применялось для обозначения организаторов крупных музыкальных представлений, парадов, строительных и производственных проектов.
Позже, начиная с XVII века, так называли лиц, которые выступали посредниками между заказчиком и исполнителями, заключая с государством контракт на выполнение определенных работ или поставку продукции. Поскольку стоимость выполнения работ оговаривалась заранее, предприниматель распоряжался прибылью и нес ответственность за убытки от реализации контракта. С этого времени наряду с функциями организации и руководства отличительными чертами предпринимательства становятся деятельность в условиях риска и ответственность за результаты предприятия. Так во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 году, предприниматель – это человек, берущий на себя обязательство по производству или строительству объекта.
Из обыденных в научные понятия термины «предприниматель» и «предпринимательство» перешли не сразу. В истории экономической мысли теории предпринимательства и прибыли занимали несколько периферийное место. Как считает ряд авторов (М. Блауг, В.С. Автономов и др.), отчасти это было связано с тем фактом, что данные теории не получили распространения в Англии — стране, которая долгое время являлась лидером в экономической науке. Именно на континенте возникли формы капиталистических предприятий, в которых понятие «предприниматель» («Entrepreneur» или «Unternehmer») не совпадало с понятием «собственник предприятия». Так во Франции, например, термином «entrepreneur» обозначались откупщики, приобретавшие у государства право на сбор от его имени налогов и податей. Кроме того, английские экономисты исходили из того, что механизм конкуренции хорошо функционирует сам по себе и не нуждается в личных усилиях предпринимателей, чтобы привести спрос и предложение в равновесие, а теории предпринимательства неизменно делают акцент на личностном, субъективном аспекте этого занятия, так как предпринимательство — не массовое, а индивидуальное явление. Помимо этого, следует отметить, что первые теоретики предпринимательства, как правило, занимались этим делом сами, совмещая в своей личной жизни роли предпринимателя и ученого.
Таким образом, эволюция предпринимательских теорий — это одновременно эволюция и предпринимательства как важнейшего явления социально-исторической реальности, и ключевых признаков и функций самого предпринимателя. Наиболее часто специфической функцией предпринимателя являлось несение риска и действия в условиях неопределенности. Первым представителем этой точки зрения был выдающийся экономист Ричард Кантильон, предложивший так же первую научную трактовку понятия «предприниматель». Единственная книга Кантильона «Очерк о природе торговли вообще» была издана уже после его смерти в 1755 г.
В занимающей всего лишь пять страниц главе XIII своей книги Кантильон впервые ввел термин «предприниматель» в экономическую теорию, обозначив так человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск. В «Очерке…» Кантильон обосновал так называемую «теорию механизма золотоденежных потоков», провозгласив формулу «продай дорого, купи дешево» и назвал людей, которые руководствуются такой формулой, предпринимателями. Р. Кантильон был первым теоретиком экономики, который дал систематическое описание экономических процессов в обществе и феномена предпринимательства (Блауг М., 1994). Предприниматель в отличие от рабочего и государственного служащего, получающих постоянное жалованье, действовал на свой страх и риск для получения непостоянного дохода.
Кантильон внес в экономическую науку деление общества на три основных класса: земельных собственников; наемных работников; предпринимателей.
Трем классам общества Кантильон ставит в соответствие три вида доходов («теория трех рент»). Согласно этой теории, фермер как первичный получатель источника всех доходов - продукта земли, выступает одновременно и первым плательщиком доходов (рент): первую (или собственно) ренту он платит земельному собственнику; вторую ренту - городским предпринимателям за их товары и услуги; третья рента составляет его собственный доход.
Наемные работники и предприниматели различались у Кантильона по типу дохода: фиксированный доход - у наемных работников (прежде всего это государственные служащие и домашняя прислуга); нефиксированный (неопределенный) доход - у предпринимателей.
Группа предпринимателей по Кантильону весьма разнородна: купцы и ремесленники; фермеры (цена на их продукт заранее не известна, так как зависит от урожая); а также разбойники, нищие и прочие лица с неопределенным заработком.
Иллюстрируя свою мысль, Кантильон описывает следующую цепочку: фермер выращивает урожай, продает его оптовому покупателю, тот везет его в город и продает розничным торговцам или ремесленникам, которые, в свою очередь, продают свои товары дальше по цепочке. Каждый член цепочки является предпринимателем, так как, покупая товар по известной цене, он не может заранее знать своей будущей выручки. Предпринимателями не являются генерал, придворный или слуга,- т.е. люди, получающие фиксированное жалованье.
Кантильон подчеркивает, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Так что предпринимательская функция у Кантильона четко отличается от функций капиталиста или управляющего. Взаимодействию предпринимателей (коммерции) Кантильон придавал первостепенное значение в экономике.
Экономика по Кантильону сначала представлена как одно большое натуральное хозяйство, руководимое одним хозяином; затем она трансформируется в экономику, построенную на натуральном (бартерном) обмене; далее вводятся деньги и происходит переход от реальной экономики к денежной; и, наконец, вводится фактор внешнего рынка, так что замкнутая экономика трансформируется в открытую.
Класс предпринимателей появляется на втором этапе, при переходе от единого натурального хозяйства к обменному (бартерному). Этот класс приходит на смену классу надсмотрщиков, которые в натуральном хозяйстве доводили волю хозяина до непосредственных работников. Превращение надсмотрщиков в предпринимателей не противоречит, по мысли Кантильона, интересам землевладельцев, напротив, это избавляет их «от чрезмерных забот и хлопот». Кантильону принадлежит любопытное определение предпринимателя как того, кто «даст определенную цену в месте и времени покупки, с тем, чтобы затем перепродать по неопределенной цене».
Таким образом, уже в работе Кантильона появляются три важнейшие функции предпринимателя: экономическая функция – формирование экономики, развитие отельных направлений в производстве и торговле; социальная функция – формирование новой социальной группы предпринимателей; психологическая функция – формирование особого «предпринимательского типа» личностей, которые действуют на свой страх и риск для получения непостоянного дохода.
Идеи Кантильона во многом способствовали возникновению первой научной школы экономической мысли — школы физиократов (от греч. физиократия — «власть природы»), в которой центральной идеей была природной сила земли как главный фактор богатства. Сами физиократы называли себя «экономистами» — так в середине 18 века впервые появился термин, возвестивший рождение новой профессии. С возникновением классической политической экономии в 18 веке экономика получила признание в качестве науки. Лидером физиократов был Франсуа Кенэ (1694—1774) — придворный врач французского короля Людовика XV.
Экономическая таблица Кенэ стала первым опытом моделирования экономических процессов, в котором отображалось распределение годового продукта между тремя классами общества: земельными собственниками, сельскими производителями (фермерами) и городскими производителями. Сельское хозяйство, согласно учению физиократов - единственная отрасль, где создается «чистый продукт» (produitnei) — источник общественного богатства. Труд горожан физиократы считали непроизводительным: ремесленников, промышленников, торговцев они называли бесплодным или стерильным классом, т.е. классом, который не производит «чистого продукта». Физиократы, конечно, не отрицали, что в городах производятся полезные блага, но полагали, что люди, не работающие на земле, могут лишь преобразовывать данный им исходный материал, например, сырье, поставляемое сельским хозяйством. Таким образом, предпринимательская деятельность в теории физиократов не была так существенна для экономики и столь многообразна.
Как будет видно из дальнейшего обзора, основная экономическая функция предпринимателя сильно отличалась у разных авторов. Согласно А. Смиту и А. Пигу, предприниматель - это собственник капитала, либо управляющий своим же капиталом (с точки зрения Ф. Кенэ), либо совмещающий собственнические функции с личным производительным трудом (Ж. Тюрго, А. Уоке, У. Рошер, Б. Гильдебранд), ради реализации какой-то коммерческой идеи, идущий на экономический риск и получение прибыли. Согласно А. Тюрго (1770 год) предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Адам Смит (1776 год) считал предпринимателя собственником предприятия и реализатором рискованных коммерческих идей. Адам Смит так же выделил основные функции предпринимателя: организация и управление производством в рамках обычной хозяйственной деятельности.
В 1797 году Карно Бодо предположил, что предприниматель – это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием, управляет капиталом. Т.е. предприниматель совмещает функции собственника и управляющего. Помимо этого, согласно Бодо, предприниматель обладает новейшими знаниями, интеллектом, быстро оценивающим информацию.
Жан Батист Сэй полагал, что предприниматель – это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Главную функцию предпринимателя Ж. Б. Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Выполнение этих функций связано с известной долей риска, хотя Сэй явно не подчеркивает его значение. В своих трудах: «Трактате политической экономии» (1803) и «Полном курсе практической политической экономии» (1828) Сэй, практически единственный из экономистов, тяготевших к классической школе, изложил развитую теорию производства и распределения, отводящую важную роль предпринимателям.
Величина факторных доходов, согласно Сэю, определяется законами спроса и предложения. Предприниматель стоит в центре процесса производства и распределения ресурсов, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать не только производство, но и сбыт продукции. В частности, существует рынок самого предпринимательства, на котором определяется заработная плата предпринимателя. Спрос на предпринимательство является функцией от спроса на его продукт.
Сэй описывает факторы, ограничивающие предложение на этом рынке. Эти факторы включают личные («моральные») качества предпринимателей, их опыт и «связи». Поскольку число отвечающих данным требованиям людей всегда ограниченно, то заработная плата, которую предприниматель получает за свою деятельность, выше, чем доход других факторов. Кроме заработной платы в доход предпринимателя входят процент на принадлежащий ему капитал (если таковой участвует в деле) и премия за риск. Таким образом, в трактовке Сэя предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Однако доход предпринимателя, в том числе и зарплату, Сэй считает остаточным. Предприниматель олицетворяет спрос на рынке факторов производства и, следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. То, что осталось после этого, и составляет его доход. Таким образом, предприниматель по Сэю отличается от капиталиста и несет в себе черты менеджера, который творчески подходит к своему делу.
И. Тюнен во втором томе своего «Изолированного государства» (1850) связывает доход предпринимателя не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться. Поэтому предприниматель является «изобретателем и исследователем в своей области». Тюнен утверждал, что предприниматель – обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход.
Френсис Уокер (1876 год) предложил различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и предпринимателей, которые получают прибыль благодаря своим организаторским способностям.
Основатель кембриджской школы, английский экономист Альфред Маршалл (1890), обобщая классические труды 18-19 веков, посвященные проблеме предпринимательства, определяет предпринимателя как собственника, а предпринимательство, как особый вид рисковой деятельности, связанной с внедрением инноваций, взятием на себя ответственности. При этом ведущим мотивом предпринимательской деятельности является получение прибыли. Данная деятельность определяется институционально.
Помимо этого, А. Маршалл предположил, что предприниматель обладает определенными психологическими свойствами, знаниями и умениями. Для эффективной предпринимательской деятельности важны: знания своей области; способность комбинировать новые технологии; новые формы организации, управления персоналом и производством; многочисленные качества личности самого предпринимателя, такие как: рассудительность; ловкость; изобретательность; точность; целеустремленность; твердость; обходительность; такт; настойчивость; инициативность; свежесть ума; гибкость; удача.
Значение этих способностей относительно, т.е. эффективность их комбинации зависит от размера и области производства.
Согласно А. Маршаллу, предприниматели-новаторы, в отличие от предпринимателей-консерваторов более успешны в особые благоприятные периоды экономического роста страны. Позже экономист 20 века Й. Шумпетер подчеркивал, что «Маршалл отождествлял предпринимательскую функцию с менеджментом».
Предпринимательская деятельность, таким образом, уже с начала 18 века считалась неотделимой от субъекта этой деятельности – предпринимателя. Постепенно в сущность понятия «предприниматель» ученые стали включать не только экономические и социальные, но юридические и психологические смыслы. Более того, предприниматель в общественном и научном понимании, уже в 18-19 веках из торговца-посредника, просто перепродающего уже готовый товар, превращается в инновационного деятеля, производящего товар, тем самым функции и сфера деятельности предпринимателей заметно расширяются. Тем не менее, в экономических теориях предпринимательства выделяются в качестве ключевых различные экономические функции предпринимателя, тем самым, возникают разночтения в понятиях «предприниматель», «собственник», «управленец» и др.
Именно в силу разночтений в трактовках терминов согласия в определении понятия «предприниматель» не наблюдалось уже в 19 веке. Тем не менее, в экономической науке существовала «теория предпринимательства», в которой предприниматель понимался как теоретическая категория, обозначающая субъекта экономической реальности, который выполняет определенную специфическую функцию. По сути, эволюция теорий предпринимательства в экономике – это эволюция анализа этой предпринимательской функции.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |