Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Окружающий нас мир характеризуется постоянной изменчивостью




ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Окружающий нас мир характеризуется постоянной изменчивостью. Наряду с закономерностью, в нем существует случайность, порождающая разнообразие и свободу выбора. Однако, в практической деятельности люди предпочитают, чтобы их действия приносили стабильный и предсказуемый результат, - в этом им призвана помочь статистика. Она позволяет решать различные проблемы выбора, связанные с организацией производства, сбытом готовой продукции, оптимизацией поставок сырья, вложением капитала, перспективными исследованиями и многим другим. Статистический инструментарий включает методы сбора и обработки информации об окружающем мире, а также методы ее анализа, позволяющие выявить закономерности из случайностей.

Изложение основ статистики предполагает освещение в пособии комплекса вопросов:

1. общие начальные элементы статистической науки, ее основные понятия и категории, методы расчета статистических величин и показателей;

2. методы обработки и анализа полученной статистической информации;

3. современные методы статистического анализа социально-экономических явлений и процессов.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести практические умения и навыки:

1. по подготовке, сбору и контролю статистической информации;

2. по статистической обработке полученной информации;

3. анализировать и осмысливать полученные результаты и представлять итоги проделанной работы в виде отчетов.

Студент должен знать:

1. Общие начальные элементы статистической науки, ее основные понятия и категории, методы расчета статистических величин и показателей.

2. Методы организации выборочных наблюдений, обработки и анализа полученной статистической информации.

3. Современные методы статистического анализа социально-экономических явлений и процессов.


Раздел I

Цель: сформировать представление о статистической науке и об организации статистики как системы государственных учреждений.

Задачи: раскрыть содержание термина «статистика» и особенности ее предмета, показать взаимосвязь отдельных этапов статистического исследования, роль учреждений государственной статистики в их реализации.

Понятие «статистика» и история развития статистической науки

История статистики уходит в глубину веков и тесно связана с возникновением и развитием государств.

Термин «статистика» произошел от латинского слова «status», что означает «определенное состояние, положение вещей», а также «stato» - «государство», (позже возникло statista - знаток государства). Уже с самых древних времен для управления государством нужны были сведения о численности населения, его имуществе и доходах с целью налогообложения населения и рекрутирования армии. Известно, что учет численности населения, а также его возрастного и полового состава проводился в Древнем Китае еще до нашей эры. В Древнем Риме проводились переписи свободных граждан с указанием числа их рабов, земельных владений, получаемого дохода.

Расширение представлений о мире вызвало потребность в описании государств. Одно из известных описаний принадлежит древнегреческому философу Аристотелю, который составил описание 157 городов и государств своего времени. Однако описания стран были повествовательными и содержали мало числовых характеристик.

В средневековой Англии в XI веке была проведена всеобщая перепись населения и его имущества, при этом применялись анкеты, похожие на современные. В XVI веке в Голландии и Венеции появляются первые статистические издания, которые содержат сведения о политическом устройстве государств, их населении, промышленности и сельском хозяйстве, развитии ремесел и торговли, достопримечательностях городов.

Начиная с XVI в. ведение учетных торговых книг настолько вошло в практику, что начали появляться работы по торговому счетоводству.

В XVII в. в Западной Европе сложились определенные условия, которые привели к возникновению статистики, как науки:

- широкое развитие первичного учета, накопление массовых, описательных данных в области общественных явлений, которые можно было использовать для статистических обобщений;

- наличие слоев общества, которые могли формировать науку, в том числе социальную;

- повышению потребности в количественном измерении явлений и закономерностей общественной жизни, вызванных запросами практической деятельности - политической, экономической, административной и пр., а также наук, изучающих общество;

- развитие фундаментальных наук (философии, математики, права), которые позволили осознать необходимость статистики, как орудия социального познания, определить ее основные методологические принципы;

- формирование новых представлений о государстве и обществе.

С середины XVII в. быстрыми темпами шло развитие двух научных направлений: описательной немецкой школы государствоведения и английской школы политических арифметиков, – которые заложили основы статистики как науки.

Описательное направление развития статистики, которое существовало в мире до сих пор, было окончательно оформлено в трудах немецких ученых и получило название «государствоведение». Представителями описательной школы государствоведения были немецкие ученые Герман Коринг (1606 – 1681) и Готфрид Ахенваль (1719 – 1772). Термин «статистика», как название науки, ввел в обиход именно Г. Ахенвальд в 1749 г.

Задачей английской школы политических арифметиков являлось изучение общественных явлений с помощью количественных характеристик. Представители этой школы Джон Граунт и Уильям Петти считаются родоначальниками статистики в ее современном понимании. По данным статистических наблюдений они дополнительно проводили арифметические расчеты, что и дало название их школе. Помимо получения количественных характеристик представители школы политических арифметиков ставили перед собой задачу изучения закономерностей в развитии массовых явлений.

В начале XIX века возникло третье направление развития статистической науки – математическое. Его связывают с именем бельгийского ученого Адольфа Кетле (1797 – 1874). Он соединил основы описательной школы статистики с возможностями математики, в результате появилась наука, похожая на современную математическую статистику. Кетле интересовал поиск статистических закономерностей, которые можно описать с помощью математических функций. Адольф Кетле дал определение предмету статистики, организовал проведение в 1858 г. в Бельгии первого Международного статистического конгресса, также он считается основоположником учения о средних величинах.

Особо нужно остановиться на истории статистики в России. Первые упоминания о проводимых учетах населения содержатся в древнерусских летописях. По указу Петра I в 1718 году начали проводить первую своеобразную перепись населения – ревизию, которая длилась 6 лет. По ревизии предполагался учет жителей только мужского пола, их дворов, земель и угодий, крепостных душ.

В 1802 г. в стране формируется первое государственное статистическое объединение – статистический отдел Министерства внутренних дел России. Местные статистические органы были созданы при земствах; в 1870-х гг. в большинстве российских губерний имелись статистические бюро.

В России описательное направление статистической науки господствовало вплоть до середины XVIII века.

В XIX веке русские математики, представители школы политических арифметиков, П.П.Чебышев, А.М.Ляпунов разработали закон больших чисел.

В начале XX века активно развивается математическая статистика, а затем эконометрика.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания понятия «статистика».

В настоящее время под статистикой понимают:

- Особую область практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных о массовых явлениях.

- Науку, которая занимается разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой.

- Статистические данные, представленные в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.