Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиоведение как наука и учебная дисциплина




Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий

Содержательный модуль: 1.1 Религиоведение

Модуль 1. Религиоведение, логика, этика и эстетика

Критерии

оценки знаний по курсу и модулям

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Параметры Оценка ответа в баллах
Зачтено А Зачтено В, С Зачтено D, E Не зачтено F Не зачтено FX
Владение понятийным аппаратом и категориями Основные понятия и категории усвоены Понятия усвоены, но в некоторых случаях неточно Понятия и категории усвоены неточно Основные понятия и категории не освоены Основные понятия и категории не освоены
Знания научного фактического материала Свободное владение необходимым научным материалом В изложении материала определяются неточности В изложении материала определяются неточности и упускаются необходимые фактические данные Невладение фактическим материалом Незнание фактического материала
Умение проводить анализ и обобщение Самостоятель- но проводится научный анализ фактического материала Самостоятельное проведение научного анализа фактического материала, но допускаются неточности и непоследователь ность Пересказ учебного материала с элементами анализа Пересказ учебного материала без проведения анализа Пересказ учебного материала без проведения анализа с неточнос- тями
Знание учебной и дополнительной литературы курса Свободное владение материалами учебника и знание основной литературы Владение материалами учебника и знание основной литературы Знание материалов учебника и основной литературы Знание материалов учебника, незнание основной литературы Незнание материалов учебника незнание основной литературы
Полнота освещения материалов курса Свободное владение материалами курса, ответы на все вопросы обоснованы Свободное владение материалами курса, недостатки в обоснованности ответов Владение материалами курса, недостатки в обоснован ности ответов Слабое владение материалами курса, нет обоснованных ответов Невладение материалами курса, отсутствие обоснованных ответов
Оценивание тестовых заданий Ответы на все вопросы верны Верны ответы на вопросы до 80 % Верны ответы на вопросы до 60% Верны ответы на вопросы до 50 % Ответы на вопросы менее 50 %

 


 

 

1. Религиоведение как наука и учебная дисциплина.

2. Определение религии и взгляды на религию в обществе.

3. Основные религиоведческие концепции и их характеристика.

4. Классификация и основные типы религий.

 

Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стремление к счастью и смыслу». Этот его собственный смысл связывается с более глобальными вопросами, с вопросами об общих представлениях о существовании мира и человека.

Многие науки гуманитарного цикла занимаются исследованиями мира, ставя перед собой цель приблизиться к пониманию бытия.

Курс «Религиоведения» представляет собой составную часть цикла гуманитарных общественных дисциплин. Его изучение дает возможность познать и осмыслить такое сложное социальное явление как религия в различных аспектах ее проявления. Раскрыть причины возникновения и существования религии, ее структуры, верований и культов. Курс религиоведения знакомит с основными ранними, национальными, мировыми и нетрадиционными религиями, отдавая преимущество религиозным направлениям, которые, так или иначе, проявили свое влияние на религиозную ситуацию в Украине. Курс направлен на помощь в осмыслении влияния религиозного фактора на процессы культурного развития человечества.

Религиоведение – гуманитарная наука, которая исследует общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих.

Как самостоятельная отрасль науки религиоведение возникло во второй половине ХІХ столетия. Это было обусловлено тем, что большой объем теоретического и эмпирического материала о разнообразных религиозных направлениях, культах, обрядах, исследование религии как феномена духовной жизни вызывали необходимость более тщательного и внимательного рассмотрения воздействия религиозных компонентов на жизнь человека. Таким образом, на стыках философии и теологии, психологии и социологии, антропологии и этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики возникает новое направление в научных исследованиях – религиоведение.

Непредубежденные исследования религии во времена появления религиоведения как науки и учебной дисциплины вызывали отрицательную реакцию со стороны теологов и некоторых ученых, которые опасались, что возникнет угроза для ревизии религиозных ценностей и, прежде всего, христианских. Тем не менее, интерес европейской общественности к религиоведческой проблематике увеличивал желания людей с научных позиций подойти к анализу иррациональных элементов человеческого сознания, что и оказало содействие на дальнейшее развитие религиоведения.

В 70-х годах ХІХ века историю и философию религии стали преподавать в самых известных университетах Англии, Голландии, Германии, Франции и Италии. С начала ХХ века религиоведение сформировало новые, относительно самостоятельные, дисциплины: философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии. В это же время был окончательно сформирован круг исследовательских проблем, как для самого религиоведения, так и для религиоведческих дисциплин.

Сейчас религиоведение существует как самостоятельная научная дисциплина, которая используется не только светскими учеными, но и теологами и религиозными ортодоксами. Религиоведение как самостоятельная дисциплина имеет свой предмет, собственную структуру и собственный круг исследовательских приемов.

 

Предмет религиоведения. Предметом религиоведения являются объективные закономерности возникновения, становление и развития религий, их функционирования, структуры и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями знаний.

Согласно представленному определению предметом исследования в религиоведении есть теоретико-научный поиск главных качественных черт, присущих различным религиозным образованиям. Для тщательного, комплексного и более совершенного рассмотрения предмета религиоведения используются два направления исследований:

· теоретическое направление – рассматривает философские, социологические и психологические аспекты религиозного влияния на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.