Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические проявления




Универсальность культуры и ее конкретно-региональные и

Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер. В какую бы эпоху ни жил человек, для него всегда горе есть горе, а радость есть радость.

И всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. И повсюду порядок отличим от хаоса, красота от безобразия, любовь от ненависти.

Будучи единой, культура вместе с тем не монотонна. Она неисчерпаемо многообразна, переменчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространственные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.

Наиболее принятым крупномасштабным членением мира культуры выступает выделение двух регионов - Востока и Запада. Это деление не скрупулезно территориальное и не жестко хронологическое - оно подвижно. Но во всех случаях речь идет о генеральной направленности культурных свершений. Дихотомия Восток — Запад связана с различием социокультурных струк­тур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминантной установки массового сознания). Эти как бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах: Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отношений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования част­нособственнических отношений (хотя они и имели место), не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства нашли отражения в различии духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях, в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока наложили от-Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

печаток на все проявления их культурного бытия.

Возможно и рассмотрение типологии культуры во временном срезе. Культура, взятая глобально, может быть охарактеризована как изменяющаяся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности непреходящи. Фрески Аджанты и Эллоры, стихи Ду Фу или поэмы А.С. Пушкина, Нагорная проповедь или Лотосовая сутра, научные дерзания Г. Галилея или А. Эйнштейна всегда в глазах людей будут величайшими культурными свершениями человеческого рода.

Вместе с тем правомерно говорить об архаизме, классике, модерне и постмодерне в культуре. Модерн - это характеристика состояния культуры, которая присуща промышленно развитым капиталистическим странам и хронологически может быть обозначена рубежом XIX и XX вв. Этот тип культуры вобрал в себя противоречия и коллизии XX в.; он противостоит классике и связан с разрушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности.

Постмодерн, развернувшийся в 1970-х гг., - это современные культурные реалии (в основном, в странах Запада). Его характеристики еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние мировой цивилизации, переломный характер событий конца века, еще не определившееся направление поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован. И постмодерн - это не что иное, как культурологическая фиксация этого состояния человеческого мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.