Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народы Австралии




Население Австралии (вместе с Тасмани­ей) в настоящее время более чем на 98% состоит из потомков европейских переселен­цев, а также иммигрантов, приехавших из различных европейских стран. Аборигены Австралии составляют сейчас (вместе с ме­тисами) лишь 1 % населения, коренные же жители Тасмании, как отмечалось, полностью вымерли.

Австралийцы-аборигены. Коренное населе­ние Австралии, прежде расселенное в пре­делах всего материка, кроме некоторых, наиболее неблагоприятных по природным ус­ловиям областей, в настоящее время сосредо­точено преимущественно в его северных, за­падных и центральных районах.

Антропологически австралийские абориге­ны весьма специфичны и образуют особый тип австралоидной расы. Тип этот характеризу­ется темнокоричневой кожей, черными вол­нистыми волосами, обильной pacтительностью на лице, сильно выступающим надбровьем широким носом, cpaвнительно толстыми губами. Рост у австралийских аборигенов сред­ний или выше среднего, голова длинная, лицо прогнатное (т. е. с несколько выступающими вперед челюстями).

Аборигены Австралии говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой австра­лийской филе, или надсемье, т. е. языковой группировке, родство внутри которой более отдаленное, чем внутри семьи. Фила эта под­разделяется на 20 с лишним групп, крупней­шей из которых является пама-ньюнга, объ­единяющая свыше двух третей всех языков коренного населения.

Тасманийские языки всего их было два) очень слабо изучены, но, судя по всему, не родственны, австралийским языкам.

Языки коренных жителей Австралии и Тас­мании относительно бедны отвлеченными по­нятиями, зато могут очень точно передавать все детали конкретных предметов и все от­тенки действий. Небогаты австралийские язы­ки и понятиями, обозначающими количества.

Основным занятием австралийцев и тасма­нийцев были охота и собирательство, причем охотились преимущественно мужчины. Жен­щины и дети оказывали посильную помощь мужчинам во время охоты, а также собирали различные съедобные дикорастущие расте­ния и ловили мелких животных.

Главными объектами охоты были кенгуру и другие сумчатые животные, птицы. Охоти­лись австралийцы с помощью копий (иногда составленных из нескольких частей), а также различных метательных палиц, в частности бумеранга. Некоторые бумеранги обладали способностью возвращаться, описав круг или петлю, к метателю. Для увеличения дально­сти полета копья применялась особая дощеч­ка с упором на конце копьеметалка,. Тас­манийцы бумерангов и копьеметалок не зна­ли. Лук и стрелы встречались в Австралии только на полуострове Йорк, где они были заимствованы у папуасов Новой Гвинеи.

Из способов охоты более характерными были активные: преследования животного, об­лавы и т. д. Вместе с тем австралийцы при­меняли при охоте сети, силки, разные ловуш­ки и т. п.

Выкапывали съедобные растения с помо­щью длинной заостренной палки. Ею же раз­рывали норы мелких животных.

Рыболовство было менее распространено, чем охота и собирательство, что в значитель­ной мере объясняется бедностью гидрогра­фической сети на большей части австралий­ской территории. Рыбу ловили с помощью крючковой снасти, сетями, корзинами, а то и просто руками, лучили копьем, острогой и гарпуном. Иногда реки перегораживались заколами, практиковалось и отравление водоемов растительными ядами. Тасманийцы рыболовства не знали.

Земледелие не было знакомо ни австра­лийцам, ни тасманийцам. Из домашних жи­вотных австралийцам была известна полуди­кая нелающая собака динго. Орудия произ­водства, охотничье и боевое оружие, а также домашняя утварь изготовлялись из камня, кости, раковин, дерева, растительных волокон и т. п. Металл населению Австралии и Тасма­нии был незнаком, не умели аборигены из­готовлять и гончарные изделия.

Наиболее совершенными по обработке орудиями следует считать каменные топоры, частично или целиком шлифованные. Кроме них применялись тесла, ножи, скребки, зерно­терки и некоторые другие орудия. Техника обработки камня носила у австралийцев ме­золитический и ранненеолитический характер. Уровень каменной индустрии тасманийцев был существенно ниже австралийского. Они не знали техники шлифовки камня, не имели и зернотерок.

Как австралийцы, так и тасманийцы вели бродячий образ жизни и (если не считать нескольких групп австралийцев) не создавали постоянных поселений, а жили стойбищами. Жилищем служили шалаши, примитивные хи­жины, иногда ветровые заслоны. Тасманийцы жили также в дуплах больших деревьев.

Тасманийцы, да и многие австралийские племена не знали никакой одежды и ходили совсем нагими. В некоторых районах Австра­лии были известны набедренные повязки, по­яса с передниками, а кое-где и плащи из шкурок кускуса.

Пища австралийцев и тасманийцев состоя­ла из различных продуктов охоты и соби­рательства. Отдельные австралийские племе­на употребляли в пищу и рыбу. Мясо и рыба жарились на огне, раскаленных углях или камнях, иногда пеклись в горячей золе или песке. Австралийцам была знакома земляная печь, представлявшая собой яму, в которой разводился костер и нагревались камни. Тас­манийцы земляной печи не знали.

Растительные продукты порой ели сырыми. Однако в большинстве случаев продукция со­бирательства перед употреблением в пищу проходила различную обработку (размалыва­ние, растирание, вымачивание, печение и т. д.).

Способы добывания огня были разнооб­разными (пиление, сверление, высекание).

Невысокому уровню развития материаль­ной культуры австралийцев соответствовали архаические формы их социальной жизни. Наиболее крупным объединением в боль­шинстве случаев было племя. Однако оно являлось скорее этнической общностью, чем общностью социально-потестарной. Племя не имело какой-либо постоянной организации, не возглавлялось вождем. Величина раз­ных племен колебалась от 100 человек до 3 тыс. Несколько близкородственных племен иногда образовывали племенную группу, представители которой осознавали общность происхождения.

Большая часть племен подразделялась на локальные группы, владевшие определенными участками земли и бывшие основными про­изводственными ячейками.

Каждое из австралийских племен обычно делилось также на две экзогамные полови­ны — Фратрии. Фратрии в свою очередь под­разделялись на роды. Большей частью при­надлежность к фратрии и роду передавалась по отцовской линии, но существовал и счет происхождения по материнской линии.

Помимо деления на роды каждая фратрия распадалась еще на два или четыре брачных класса. Брачные классы как бы вели счет поколениям внутри фратрий и регулировали брачные связи между представителями этих поколений. Брак у австралийцев был парным. Австралийская семья обычно состояла из жи­вших в одной хижине мужа, его жены (ино­гда двух-трех жен) и детей.

Несколько семей составляли локальную группу — уже известное нам подразделение племени. Локальные группы, как и племена в целом, не знали ни экономического рас­слоения, ни социальной дифференциации. Су­ществовали лишь поло-возрастные группы: группа взрослых мужчин-охотников и группа женщин и подростков, занимавшихся в основ­ном собирательством. По достижении опре­деленного возраста мальчики, пройдя обряды инициации (приучавшие обычно к перенесе­нию физической боли и других невзгод и целью которых была подготовка к будущей трудовой жизни и воспитание выносливости), переходили в группу взрослых мужчин.

Производственный процесс в локальной группе мог в зависимости от обстоятельств носить либо коллективный, либо индивиду­альный характер, но распределение охотничь­ей добычи и продукции собирательства всег­да было равнообеспечивающим.

Для общественных отношений австралий­цев очень характерно влиятельное положение пожилых мужчин. Наиболее авторитетный из них избирался главой локальной группы.

Отношения между различными локальны­ми группами и племенами носили обычно мирный характер, в частности они вели на­туральный обмен. Конечно, иногда по разным причинам случались вооруженные столкнове­ния, но они не приводили к большому кро­вопролитию и быстро улаживались.

Общественный строй тасманийцев плохo из­вестен. Они делились на два десятка племен, внутри которых имелись более дробные под­разделения, каждое из которых не превыша­ло полсотни человек. Организация власти и семейно-брачные отношения у тасманийцев напоминали австралийские.

Очень мало известно и о верованиях тас­манийцев. Однако с уверенностью можно ска­зать, что высказывавшиеся порой предполо­жения о безрелигиозности тасманийцев бес­почвенны. У них существовали какие-то примитивные формы верований, в которых переплетались элементы тотемизма, магии, анимизма, веры в загробную жизнь и т. д. 5 Религия австралийских аборигенов изучена довольно хорошо. Преобладающей формой верований австралийцев был тотемизм, т. е. вера в сверхъестественное родство между ка­кой-то группой людей, с одной стороны, и определенным видом животных или растений, либо каким-то минералом, явлением приро­ды— с другой. Весьма характерны для австра­лийцев и магические верования, т. е. представ­ления о возможности человека сверхъестест­венным путем влиять на других людей и при­роду. Менее выражены в австралийской рели­гии анимистические представления, хотя вера в злых духов и душу вообще существовала. Аборигены Австралии не имели храмов и жрецов, хотя «специалисты» культа — колду­ны и знахари — у них уже выделились.

Народное творчество австралийцев весьма оригинально. Фольклор их был тесно связан с религиозными верованиями (тотемические мифы и т. д.), но имелось и немало произведений без религиозных сюжетов (например, сказки). Очень характерны для австралийцев пляски, называемые корробори, имевшие обычно изобразительный характер и выпол­нявшие как культовые, так и развлекательные функции. Пляски сопровождала музыка, пре­имущественно вокальная, однако известны и некоторые примитивные музыкальные инстру­менты (бумеранги, палочки и т. д.).

Изобразительное искусство аборигенов Австралии, так же как и фольклор, часто бы­ло тесно связано с религией. Широко прак­тиковалась резьба, выжигание, раскраска, ор­наментация птичьим пухом и т. д.

Тасманийцам также были известны по крайней мере некоторые формы искусства. Их рисунки носили как условный, так и реа­листический характер. Пляски жителей Тас­мании напоминали австралийские корробори.

Таковы основные черты жизни аборигенов Австралии и Тасмании к моменту начала кон­тактов с европейцами.

Европейская культура в разной мере за­тронула различные племена коренных жите­лей, и в этом отношении они могут быть раз­делены на несколько групп.

Более всего сохранили прежний быт авст­ралийские аборигены, живущие в Западной Австралии и Северной территории на специ­ально отведенных для них участках — в ре­зервациях и иных районах. Здесь по-прежне­му занимаются охотой и собирательством, используют орудия из камня, кости и дерева, придерживаются старых обычаев.

В других резервациях европейское влия­ние чувствуется сильнее. Для загнанных сюда аборигенов построены бараки, им выдается европейская одежда, готовая пища. Условия существования в таких резервациях, как пра­вило, очень тяжелые, выдаваемая пища скуд­на, медико-санитарное состояние крайне не­удовлетворительно.

Еще дальше отошли аборигены от своего старого племенного быта в так называемых миссионерских станциях, организованных раз­личными церквами и сектами, и особенно в небольших поселках, расположенных побли­зости от некоторых крупных австралийских городов. Однако уровень жизни в этих посе­лениях немногим отличается от уровня в других местах сосредоточения аборигенов.

Австралийские власти в течение многих десятилетий проводили политику откровенной расовой дискриминации. Аборигены были полностью лишены каких-либо гражданских прав, не участвовали в выборах в парламент и органы местного самоуправления, им было запрещено свободное передвижение по стране.

В последнее время, особенно во время нахождения у власти лейбористского прави­тельства Австралии, под напором усилившей­ся борьбы аборигенов за свои права, были приняты некоторые меры, направленные на улучшение условий жизни аборигенов: не­большое число коренных австралийцев при­нято в высшие учебные заведения страны, улучшено преподавание в школах для абори­генов и т. д. Однако все эти меры явно не­достаточны. Образовательный уровень корен­ных жителей по-прежнему очень низок, а многие из них и вовсе неграмотны.

Этническое развитие разных групп австра­лийских аборигенов идет неодинаковым пу­тем. Большая часть их (особенно живущие в резервациях) сохраняют племенное самосоз­нание, отдельные же группы (в пригородных поселках) постепенно дейтрайбализируются (т. е. у них происходит разрушение племен­ного строя и стирание племенной специфики). Что же касается все увеличивающейся груп­пы европейско-австралийских метисов, то они в большинстве случаев полностью утратили связь с родными племенами, перешли на английский язык и приблизились к англоавстралийцам в культурном отношении. Их пол­ная интеграция в англоавстралийское обще­ство пока невозможна, так как ей препятст­вует распространенный в Австралии бытовой расизм.

Англоавстралийцы. Англоавстралийская на­ция сформировалась в начале 20 в. после объединения австралийских колоний Велико­британии и получения новой страной статуса доминиона. Возникновению Австралии как единого государства и рождению англоавстралийской нации благоприятствовали тесные экономические и культурные связи, устано­вившиеся между разными районами Австра­лии еще в колониальный период.

В формировании англоавстралийцев основ­ную роль сыграли потомки выходцев из Анг­лии, Шотландии и Ирландии, начавших селить­ся с конца 18 в. сперва в качестве ссыль­ных, а позднее (особенно с 30—50-х годов 19 в., когда на континенте стали быстро развиваться овцеводство и золотопромыш­ленность) и в качестве свободных поселенцев. Белое население Австралии росло стреми­тельными темпами. Если в 1828 г. оно состав­ляло лишь около 40 тыс. человек, то к на­стоящему времени его численность перева­лила за 14 млн.

Хотя все компоненты, из которых сложи­лась англоавстралийская нация, в значитель­ной мере перемешались, большинство белых австралийцев хорошо помнит страну исхода своих предков, и между потомками выход, цев из Англии, Шотландии и Ирландии до сих пор сохраняются некоторые культурные от­личия, чему способствуют, в частности, раз­личия в религиозной принадлежности. Потом­ки выходцев из Англии обычно англикане либо (в меньшей части) методисты, население шотландского происхождения исповедует пре­имущественно кальвинизм, ирландского — католицизм.

Англоавстралийцы по своему культурному облику во многом схожи с населением Бри­танских островов, хотя есть у них и свои специфические черты. Появление этой куль­турной специфики связано в первую очередь со значительным периодом самостоятельного исторического развития, а также со своеоб­разием природной среды, в условиях которой формировалась англоавстралийская нация.

Большинство англоавстралийцев живет в индивидуальных одно- и двухэтажных домах. Особенностью этих жилищ по сравнению с жилыми домами в Великобритании является наличие в них веранд. Сравнительно недавно австралийские жилища в крупных городах строили в основном из кирпича и крыли че­репицей; в небольших городах, пригородах и сельских поселениях дом сооружался чаще всего из дерева, а в качестве кровли исполь­зовалось гофрированное железо. В последнее время в строительстве все более применяют­ся такие современные материалы, как желе­зобетонные конструкции, панели.

Подавляющая часть (86%) англоавстралий­цев живет в городах, причем основная масса горожан — жители столиц шести австралийских штатов, расположенных на побережье или вблизи от него. Города Австралии сравни­тельно молоды: самые «старые» из них не насчитывают и 200 лет существования. В на­чале 1970-х годов лица, работающие по най­му (рабочие, включая батраков, и служащие) составляли 87% всего самодеятельного на­селения. Подавляющая часть их занята либо в промышленности, либо в торговле, финан­совых учреждениях и сфере обслуживания. Доля населения, занятого сейчас в сельском хозяйстве, невелика (в три раза меньше числа лиц, занятых в промышленности).

 

Народы Папуасии (Новой Гвинеи)

Новая Гвинея — второй по величине остров мира—в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Во­сточная ее часть образует основной массив государства Папуа Новая Гвинея (которое включает, кроме того, архипелаг Бисмарка, Бугенвиль и некоторые другие острова), за­падная (Ириан-Джая) — входит в состав Ин­донезии.

Подавляющее большинство населения ост­рова (свыше 90%) составляют папуасские на­роды (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, кото­рая говорит на различных языках, не входя­щих в австронезийскую семью). Общее число папуасов превышает 3 млн. В этническом от­ношении папуасское население делится почти на 700 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются меж­ду несколькими не родственными между со­бой филами, или надсемьями. Самой крупной из них является трансновогвинейская н ад-семья, на языках которой говорит 85% всех папуасов и которая распространена в преде­лах большей части Новой Гвинеи, кроме не­которых ее периферийных районов. Языки следующей по величине надсемьи сепик-раму (северо-западная часть Папуа Новой Гвинеи) являются родными для 8% всех папуасов. Ос­тальные 7% папуасского населения говорят на языках надсемей торричелли (также севе­ро-запад Папуа Новой Гвинеи), западнопапуасской (крайний запад Ириан-Джая) и ряда других, а также на нескольких совершенно изолированных языках.

Большая часть папуасских народов очень невелика и насчитывает от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самые крупные из папуасских этносов: энга (почти 200 тыс.), чимбу (около 180 тыс.), хаген, или медлпа (более 130 тыс.), и камано (свыше 110 тыс. человек). Все эти народы относятся к транс­новогвинейской языковой надсемье и живут на Центральном нагорье.

Кроме папуасов на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках. Их обычно называют меланезийцами. Они расселены в нескольких прибрежных районах острова, самым крупным из которых является область бассейна реки Маркхэм. По своей численности (около 200 тыс.) мелане­зийцы сильно уступают папуасам.

В антропологическом отношении среди ко­ренного австралоидного населения Новой Гви­неи различают два основных типа, идентичных по названию с этно-языковыми группами ост­рова: папуасский и меланезийский. Для обоих типов характерны темная кожа, курчавые во­лосы, толстые губы, широкий нос, однако представители папуасского типа выделяются более узким лицом и особенно своеобразной формой носа, имеющего крючковидный изгиб в хрящевой части (так называемый ложносе-митический нос). Хотя говорящие на папуас­ских языках группы обычно принадлежат к папуасскому типу, а на австронезийских — к меланезийскому, полного соответствия здесь не наблюдается.

По своим занятиям подавляющее большин­ство папуасов — мотыжные земледельцы. Основные возделываемые культуры — таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, коко­совая и саговая пальма, хлебное дерево. Сей­час у папуасов можно встретить и заимство­ванные от европейцев культуры (бобы, кар­тофель, выращиваемое как товарная культура кофейное дерево и т. д.). Традиционные ору­дия — каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются моты­ги. Каменный топор и тесло постепенно вы­тесняются железными топорами и ножами, традиционные орудия огородничества дер­жатся более стойко.

Выдающийся русский этнограф Н. Н. Мик­лухо-Маклай, проведший более двух лет сре­ди папуасов, так описывал их подсечно-огневой способ обработки земли. Папуасы, «выбрав участок земли для плантации, сру­бают подлесок, а затем и более крупные сучья больших деревьев... Срубленное быстро увядает и засыхает. Тогда разводят огонь и сжигают срубленный кустарник и засохшие сучья. Остаются только большие деревья, их постепенно поджигают у корня несколько дней подряд, а иногда и срубают большими каменными топорами». На расчищенном участ­ке мужчины вскапывают землю, глубоко вты­кая сажальные колы в землю. Женщины и дети размельчают и растирают вскопанную землю. После следует посадка, уход за уча­стком и сбор урожая, причем все эти работы выполняют женщины. Подобным же образом ведутся земледельческие работы и в насто­ящее время.

Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак.

Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся папуасы с помощью копья, лука и стрел. Объектом охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, кускусы, ящерицы, змеи.

Рыболовство, если не считать нескольких прибрежных поселений, развито слабо.

Ремесло пока не отделилось от земледе­лия. Еще недавно все орудия, с помощью которых трудился папуас, изготовлялись из дерева, камня, кости, раковин. Из этого же материала делалось и оружие, как охотничье, так и боевое (здесь помимо одинакового с охотой оружия применялись также деревян­ные палицы и щиты, костяные кинжалы, тростниковые панцири). Как уже отмечалось, сейчас все шире распространяются более со­вершенные, покупные орудия, но многое папуасы по-прежнему делают сами: лодки, часть орудий труда, одежду, утварь и т. д.

Из выше сказанного следует, что для папу­асов характерен хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев. Однако к этому типу принадлежит не все папуасское население. В ряде болотистых районов Новой Гвинеи (например, по реке Баму), сохранился и дру­гой, более примитивный хозяйственно-куль­турный тип, где основным занятием населе­ния является сбор плодов дикорастущей саго­вой пальмы.

Папуасы селятся обычно небольшими де­ревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100—150 чело­век. Сельские поселения, в которых прожи­вает свыше 1 тыс. человек, встречаются редко.

Как и в некоторых других районах Океа­нии, в деревнях Новой Гвинеи взрослые муж­чины живут отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме, что отражает имев­шее здесь место поло-возрастное разделение труда.

Хижины — свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках — из бамбуковых стволов, в наземных — земляной. Стены со­оружаются из бамбука и древесной коры, иногда — из грубо обработанных досок. Хи­жины кроются пальмовыми листьями. Форма дома прямоугольная, реже — круглая.

Традиционное жилище сохраняется доволь­но стойко. Домов современного типа в де­ревнях довольно мало.

Одежда мужчин-папуасов состоит из поя­са, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы.

Украшения носят преимущественно муж­чины. Это браслеты, ожерелья, своеобраз­ные серьги, носовые вставки и т. д. Украше­нием служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.

Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо, главным образом в город­ские поселения. Однако некоторые элементы традиционной одежды, например юбки, стали часто делать из покупного современного ма­териала.

Пища в основном растительного происхож­дения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Приго­товляют пищу в земляной печи, в золе или на открытом огне. Огонь прежде добывали трением, однако в настоящее время для этой цели применяются купленные или выменян­ные спички. Покупают теперь и соль (раньше добывали из золы), сахар и некоторые другие продукты.

Общественный строй папуасов сложен, некоторые элементы их социальной организа­ции кажутся на первый взгляд запутанными, что в значительной мере связано с недоста­точной еще изученностью общественных от­ношений у папуасских народов.

Папуасы делятся на племена, но они, как и у австралийцев, представляют собой скорее не социально-потестарные, а этнические общ­ности. Это довольно аморфные объедине­ния, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной орга­низации, племенных вождей и т. п.

Род у папуасов отцовский, точнее ранняя его форма (материнский род встречается на Новой Гвинее только у меланезийцев). Не­сколько родов как правило объединены в со­юзы, но это не племена, а либо группа ро­дов, связанная общностью происхождения (т. е. фактически фратрия), либо группа со­седних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов — самая крупная соци­альная организация, какая имелась у папуа­сов к моменту контактов с европейцами.

Основными хозяйственными ячейками на Новой Гвинее являются общины. Среди них выделяются три основные группы, различаю­щиеся в зависимости от соотношения общин­ного и семейного начал. Наиболее распрост­ранена родовая община. Для нее характерна общинная собственность на результаты сов­местной трудовой деятельности ее членов. Вместе с тем в рамках общинной собственно­сти имеются также владения частей общины и личные. В родовой общине отсутствуют на­следственные вожди, а авторитета и руково­дящего положения ее члены добиваются в силу своих личных качеств. Важным призна­ком родовой общины является то, что боль­шая ее часть (мужчины, их сестры и дочери) принадлежат к одному роду. Вне этого рода только те женщины, которые попадают в общину в результате брака с кем-нибудь из общинников.

 

Гораздо реже встречается у папуасов дру­гая форма—- гетерогенная община, гДе хозяиство ведется преимущественно отдельны­ми частями общины (большими семьями). В собственности общины остаются лишь ле­са, болота, пустоши и некоторые другие угодья; собственность же на огороды, боль­шие лодки и т. д. принадлежит большим семь­ям. Гетерогенная община в отличие от родо­вой в качестве своего основного ядра вклю­чает уже не лиц одного рода, а нескольких, правда связанных между собой родственны­ми узами.

ТреТЬЯ форма общины —соседская - воз­никла у папуасов под влиянием внешних кон­тактов с европейцами и индонезийцами и обычно распространена в сельских поселе­ниях, расположенных поблизости от городов.

У папуасов встречаются как парные семьи, состоящие из мужа, жены и их детей, так и большие семьи, объединяющие несколько родственных парных семей.

Весьма оригинальна и духовная культура папуасов. Традиционные верования папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринданим) важную роль играла такая примитивная фор­ма религии, как тотемизм. Весьма широкое распространение получила также вера в ма­гию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков в примитивной фор­ме культа черепов.

Деятельность миссионеров на Новой Гви­нее, особенно активизировавшаяся за послед­ние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство (в форме протестан­тизма и католицизма). Однако очень часто христианизация папуасов носит поверхностный характер. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается тенденция к созданию отдельных христианских церквей, более или менее независимых от миссионерских орга­низаций.

С традиционными верованиями тесно свя­зан папуасский фольклор. Так, у маринд-аним широко бытуют мифы о деяниях тотемических предков полуживотной-получеловеческой природы, так называемых демов. Распростра­нены у папуасских племен и различные сказ­ки о духах, носящие не столько магический, сколько нравоучительный характер.

Большое развитие получило у папуасов прикладное искусство, в частности художест­венная резьба по дереву.

Вековая отсталость папуасских народов пос­ле освобождения от колониальной зависимо­сти начинает постепенно преодолеваться. Правительство независимой Папуа Новой Гви­неи проводит различные мероприятия с целью подъема экономического и культурно­го уровня населения, однако на пути ликви­дации тяжкого колониального наследия пока еще стоит немало препятствий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.