Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли психологии




Инженерная психология – отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной (аппаратом, ЭВМ и т.п.).

Психология управления -отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности, способы эффективного управления персоналом, предприятием.

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Начало ее разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий. Первыми крупными представителями нового направления были А.Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттелл и др.

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Первым подробно и последовательно описал психическое развитие ребенка психолог Тидеман в работе “Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка”. В России психолого-педагогические основы закономерности развития детей изучали К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.С. Выготский и др.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Эта отрасль зарождалась внутри конкретных наук - психологии и социологии, антропологии, этнографии. Началом существования социальной психологии считают 1908 год, когда одновременно появились работы У.Макдугалла и Э.Росса, в названиях которых содержался этот термин.

Психотехника - ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Возникла в начале ХХ века и получила теоретическое оформление в работах немецких психологов В.Штерна, Г.Мюнстерберга и др. Основными задачами психотехники признавалось осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации; изучение утомления и упражнения в процессе труда; приспособление человека к машине и машины к человеку; выяснение различных средств воздействия на потребителя (реклама).

На основе философских категорий сформировался и развивается собственный понятийный аппарат психологической науки.

Основные категории психологической науки: мотив, личность, деятельность, общение, сознание и самосознание.

Мотив – 1) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;2) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет.

Личность – 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2)субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности.

Общение -сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, и понимание другого человека.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Эмпирически оно выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Самосознание -осознание человеком самого себя, своих способностей, возможностей, своего места, роли и значения в системе отношений с другими людьми, с обществом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.