Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России, назначение, состав, решаемые задачи




Информационные системы, их классификация и виды обеспечения. Информационные таможенные технологии, определение и основные понятия.

Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

Также в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

Одно из наиболее широких определений ИС дал М.Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».

В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».

В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.

Классификации информационных систем

Классификация по архитектуре

По степени распределённости отличают:

настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;

распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:

файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);

клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).

В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.

В свою очередь, клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.

В двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.

В многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным ПО.

Классификация по степени автоматизации

По степени автоматизации ИС делятся на:

автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);

автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

«Ручные ИС» («без компьютера») существовать не могут, поскольку существующие определения предписывают обязательное наличие в составе ИС аппаратно-программных средств. Вследствие этого понятия «автоматизированная информационная система», «компьютерная информационная система» и просто «информационная система» являются синонимами[4].

Классификация по характеру обработки данных

По характеру обработки данных ИС делятся на:

информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;

ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

Классификация по сфере применения

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.

Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.

Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).

Классификация по охвату задач (масштабности)

Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.

Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.

Корпоративная ИС в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

Виды обеспечения информационных систем.

1 уровень – техническое обеспечение. Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих технических средств.

2 уровень – информационное обеспечение – совокупность сведений, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования. Основная его часть – автоматизированные банки данных, состоящие из БД, БЗ, САПР и СУ.

3 уровень – программное обеспечение – совокупность машинных программ, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования.

4 уровень – организационно-методическое – совокупность документов, устанавливающих состав проектной организации и ее подразделений, связи между ними и их функции, совокупность документов, устанавливающих состав и правила отбора и эксплуатации средств обеспечения автоматизированного проектирования.

5 уровень – лингвистическое – совокупность языков проектирования, включая термины и определения, правила формализации естественного языка и методы сжатия и развертывания текстов.

6 уровень – математическое обеспечение – совокупность математических методов, математических моделей и алгоритмов проектирования.

7 уровень – концептуальное – совокупность универсальных мировоззренческих концепций, отражающих цели развития системы.

Таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения.

Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии.

Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства таможенного союза, являются открытыми и общедоступными.

Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии таможенного союза.

Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

Уровень защиты информации, обеспечиваемый программным техническим средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств - членов таможенного союза.

ЕАИС ФТС России.

Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создает новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ГТК РФ представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Развитие этой системы есть не что иное, как процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе. ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях - от таможенного поста до центрального аппарата ГТК РФ. Основанием для развития и модернизации ЕАИС явилась комплексная программа последовательного поэтапного процесса повышения роли таможенной политики России как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993-1995 гг., утвержденная ГТК РФ 13 мая 1993 г.

Информационно-справочные системы. "ВЭД-Инфо".

Электронный справочник "ВЭД-Инфо" является полноценным справочником по действующему таможенному законодательству, аналогично правовым базам "Консультант+", "Гарант" или "Кодекс", но ориентированным не на профессиональных юристов, а на специалистов по внешнеэкономической деятельности и таможенных брокеров. "ВЭД-Инфо" позволяет легко находить любую информацию по товару как объекту внешнеторговой сделки предприятия. В том числе "ВЭД-Инфо" берет на себя систематизацию законодательных актов по определенному товару или определенной теме и отслеживание изменений законодательства.

Справочник включает в себя:

1) базу нормативных документов ГТК РФ (более 10000 документов, начиная с 1950 г.) с гипертекстовыми ссылками между ними и возможностями просмотра, как в хронологическом, так и тематическом порядке;

2) подборку правовых документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью (Таможенный и Налоговый кодексы, законы РФ, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства РФ, международные договора, ИНКОТЕРМС 1990 и 2000 и проч.);

3) товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ, издание 2-е, и ТН ВЭД России в действующей редакции);

4) справочную информацию по классификации товаров (на основании документов ГТК), заключения Центральной таможенной лаборатории;

5) функцию получения справки по товару: размер ставок экспортных и импортных пошлин, размер ставок акцизных сборов и НДС, требования к наличию лицензий, сертификатов, разрешений и иные особенности таможенного оформления в зависимости от страны происхождения или страны назначения товара. Все позиции справки имеют гипертекстовую ссылку на тексты соответствующих приказов ГТК РФ или региональных ТУ;

6) вызов справочника из других программ фирмы "СТМ" (модульный принцип);

7) получение информации о дополнительных единицах измерения для любого товара;

8) удобная и быстрая система поиска, настроенная на потребности практиков;

9) еженедельное обновление справочника по удобным и современным автоматизированным технологиям;

10) горячую линию поддержки для всех пользователей.

 

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Основным назначением ЕАИС таможенной службы является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

Для организации работ по реализации программ поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России в 1991 г. создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС.

Аналогичные автоматизированные информационные системы созданы и продолжают развиваться практически во всех таможенных службах развитых стран. Например, в США, Англии, Франции, Германии такие системы создавались применительно к национальным таможенным правилам более 20 лет. ЕАИС ФТС России была создана в крайне сжатые сроки. Результатом первого этапа стал выпуск в 1994 г. сборника таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. К этому моменту была повсеместно внедрена технология автоматизированного ввода, контроля и сбора данных, начиная от таможенных постов и заканчивая формированием центральной базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТД). К 1996-1997 гг. закончился первый этап разработки ЕАИС, и к этому времени были компьютеризированы все наиболее важные функции таможенных органов.

Основная цель создания ЕАИС – разработка основных таможенных технологий и реализация функций таможенных органов как автоматизированных технологий внутри интегрированных информационных систем.

Указанная цель достигается за счет решения следующих основных задач:

· постоянного совершенствования программно-технического обеспечения ЕАИС путем внедрения современной компьютерной и телекоммуникационной техники, новейшего системного и прикладного программного обеспечения;

· создания единого информационного пространства таможенных органов с участием внешних субъектов (заинтересованные министерства и ведомства, органы местного управления, участники внешнеэкономической деятельности, банки, брокеры, таможенные и правоохранительные службы иностранных государств);

· формализации, стандартизации и упрощения таможенных процедур, технологий, нормативно-методической базы;

· повышения удобства обслуживания участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), снижения сроков оформления и досмотра товаров;

· разработки и внедрения объективной системы показателей оценки таможенных рисков, оценки ситуации и принятия решений;

· внедрения форм электронного декларирования и безбумажной технологии;

· уменьшения трудоемкости ввода, контроля и оформления документов, составления отчетов и справок;

· уменьшения количества ручных операций в процессах таможенного оформления и контроля;

· повышения достоверности информации, формируемой на всех уровнях таможенной системы;

· развития существующих и создания новых механизмов взаимодействия между таможенными органами и органами государственной власти и управления, министерствами и ведомствами (в том числе иностранными), банками, участниками ВЭД и т.д.

Сложность многоуровневой структуры системы таможенных органов России, множественность их функций и задач определили и сложность структуры ЕАИС.

Иерархическая структура ЕАИС строится относительно субъектов автоматизации и базируется на иерархической структуре таможенных органов. Структура включает подсистемы ФТС России, регионального таможенного управления (РТУ), таможни и таможенного поста.

Функциональная структура ЕАИС классифицирует подсистемы относительно объектов автоматизации и определяется составом функций и задач таможенных органов. Большая часть задач ЕАИС решается на нескольких уровнях иерархии.

ЕАИС – это постоянно развивающаяся система. Поэтому состав требований к ЕАИС в процессе ее развития претерпевал множество изменений. Необходимо учитывать, что разработка и внедрение новых подсистем, а также совершенствование существующих подчинено целям и задачам таможенных органов, которые диктуются экономической политикой России.

Требования к функциональной структуре ЕАИС учитывают состав задач таможенных органов. Роль таможенной службы России как инструмента экономической политики очень важна и постоянно повышается. В связи с этим непрерывно растет количество задач (в том числе федерального значения), решаемых таможенными органами. Этим обусловлено требование этапности реализации и внедрения подсистем, функций и задач. Поэтапная реализация и развитие ЕАИС позволяют в первую очередь автоматизировать главные и наиболее «критичные» направления деятельности, а также получать результаты за минимальные сроки.

Учитывая изменяющиеся требования к функциональной структуре ЕАИС, все разрабатываемые подсистемы и технологии должны быть гибкими и иметь возможность наращивания и модернизации в соответствии с потребностями ФТС России.

Требования по стандартизации и унификации вытекают из потребности совместимости всех подсистем и элементов между собой и автоматизированными системами других ведомств. В настоящее время в рамках ЕАИС внедрены и используются следующие основные отраслевые стандарты:

· состав и структура нормативно-справочной информации (НСИ);

· положение о фонде программных средств ГНИВЦ;

· формат электронной копии ГТД (ГТДэ);

· состав и формы отчетных документов, формируемых таможенными органами;

· порядок сбора, контроля, передачи и обработки первичной таможенной информации и др.

Требования по защите информации от несанкционированного доступа включают как требования по защите средств вычислительной техники и систем телекоммуникации, так и требования по защите автоматизированной системы. Формулирование и реализация требований по защите информации от несанкционированного доступа производятся в соответствии с ГОСТ 34.003-90, ГОСТ 34.601-90 руководящими документами Гостехкомиссии.

Требования по сохранности информации предполагают реализацию физической и системной защиты и информации на всех этапах сбора и передачи данных таможенной системы путем:

· резервирования информации;

· наличия процедур восстановления данных;

· организации хранения и порядка использования документов и магнитных носителей;

· наличия регламента и протоколирования случаев корректировки и удаления данных;

· использования ведомственных и защищенных каналов связи;

· регулирования доступа в помещения обработки и хранения информации.

Требования к производительности и оперативным характеристикам системы диктуются, с одной стороны, минимизацией времени выполнения операций в процессах таможенного оформления и контроля, жестким соблюдением регламентных сроков представления информации в вышестоящие органы, центральному аппарату и правительству, а с другой – большими объемами хранимых и обрабатываемых данных. Таким образом, требования к производительности в ЕАИС одни из самых высоких для класса экономических информационных систем.

Требования к видам обеспечения включают требования к нормативно-методическому, математическому, информационному, программному и техническому обеспечению. Конкретные требования формируются исходя из целей и задач разрабатываемых подсистем.

Центральная база данных ЕАИС ФТС России

Для решения задач централизованного сбора, хранения и обработки ГТДэ в 1990 г. были разработаны программные средства и организована центральная база данных (ЦБД) ГТД ГНИВЦ ФТС России. Первая ЦБД ГТД была создана на ЭВМ VAX-3500 в среде ОС VMS, СУБД- RDB. Для обеспечения полноты, достоверности ЦБД и оперативности поступления информации из таможенных органов была внедрена многоступенчатая технология сбора и контроля информации. Внедрение указанной технологии стало возможно после разработки АРМ ТИ и АРМДостоверность.

ЦБД ГТД в RDB позволяла решать задачи таможенной статистики внешней торговли, выполнять запросы правительства, руководства ФТС и сторонних организаций. Для ЦБД ГТД на RDB были разработаны как программные средства, решающие регламентные задачи ЕАИС, так и программные средства формирования гибких запросов. Количество решаемых на ЦБД ГТД задач неуклонно росло, но еще быстрее росли информационные потребности пользователей и сложность их запросов. В 1996 г. была организована ЦБД ГТД в среде СУБД ORACLE.

ЦБД ЕАИС представляет собой систему баз данных центрального аппарата таможенной системы. ЦБД ЕАИС включает технические средства центрального вычислительного комплекса, СУБД (ORACLE), средства ведения баз данных и непосредственно данные.

В состав ЦБД ЕАИС входят следующие основные БД:

1. БД НСИ.

2. ЦБД ГГД, содержащая данные ГТДэ, ДТСэ, КТСэ, описей документов по ГТД, данные оперативного мониторинга.

3. БД валютного контроля, содержащая данные о движении капиталов и перемещении через таможенную границу денежных средств и наличной валюты.

4. БД контроля доставки товаров, включающая сведения о документах контроля доставки, книжках МДП и другие сведения, необходимые для контроля доставки грузов от приграничного пункта пропуска товаров к месту таможенного оформления.

5. БД ТПО.

6. БД таможенных платежей в составе таблиц лицевых счетов участников ВЭД, сведения о поступлении денежных средств от участников ВЭД на счета Федерального казначейства, перечислении средств в госбюджет и т.д.

7. БД электронной корреспонденции.

8. Специальным образом организованные базы данных в виде хранилищ, витрин и т.д. для выполнения срочных запросов, получения отчетности, а также другие базы данных сравнительно небольшого объема.

Ядром ЦБД ЕАИС является ЦБД ГТД. Эта база данных содержит сведения об основных документах таможенного оформления и используется при решении задач практически всех подсистем. К ГТД ЦБД одновременно обращается более 1000 пользователей. База данных обновляется ежедневно в оперативном режиме на основе сведений, переданных таможенными органами. Содержит два сегмента: выпущенные ГТД (оформление закончено), оперативная информация (ГТД, оформление по которым продолжается). Для удобства обработки ЦБД ГТД разделена по годам. В среднем в течение года оформляется 2,5 млн ГТД со сведениями о более 5 млн товаров. В составе основной БД 150 таблиц (не считая вспомогательных). Годовой объем собираемых данных около 100 Гбайт.

Oracle имеет наилучшие характеристики в классе реляционных СУБД по скорости обработки и организации хранения больших объемов данных. Кроме того, она предоставляет широкие возможности по резервированию, восстановлению и защите данных, аудиту пользователей, их прав доступа и выполняемых операций над данными. Это позволяет значительно повысить надежность системы и обеспечить защиту от несанкционированного доступа.

Технология сбора данных включает четыре уровня иерархии таможенной системы: таможенный пост – таможня – региональное таможенное управление (РТУ) — ГНИВЦ ФТС России. На уровне таможенного поста производятся основные действия по формированию, корректировке и контролю электронных копий документов. Это объясняется тем, что только в местах таможенного оформления есть возможность сопоставления электронных копий документов с первичными документами на бумажных носителях.

В связи с этим технология сбора данных на уровнях таможни, РТУ и ГНИВЦ предполагает операции форматно-логического контроля данных, формирования базы данных ГТД и документов, оформленных подчиненными органами, и передачу (ГНИВЦ не осуществляется) данных в вышестоящий таможенный орган. При обнаружении ошибок в процессе форматно-логического контроля ГТД направляется в нижестоящий таможенный орган, а из него – до уровня поста, где вносятся необходимые исправления.

Форматно-логический контроль данных ГТДэ, ДТСэ, КТСэ описей документов на уровнях РТУ и таможни производится с использованием АРМДостоверность, имеющего средства полного контроля заполнения реквизитов ГТДэ в соответствии с действующими на момент оформления нормативными актами. В РТУ и таможнях используется версия АРМДостоверность, реализованная с использованием системы программирования Clipper, в ГНИВЦ — версия «Достоверность О» в среде СУБД Oracle.

Система «тотального» контроля на всех этапах сбора данных позволяет минимизировать ошибки, повысить достоверность как баз данных, так и результатов решаемых задач.

Взаимодействие ЕАИС с внешними системами

Большая часть задач ЕАИС не является исключительно «таможенными» задачами. Некоторые другие решить без привлечения информации внешних подсистем затруднительно либо вообще невозможно. В свою очередь, ФТС России формирует информационные массивы на основе ГТД для передачи странам-контрагентам. При решении задач таможенного контроля, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил и т.д. необходимо информационное взаимодействие с МВД РФ, Генеральной прокуратурой РФ и другими правоохранительными органами. Задачи борьбы с экономическими мошенничествами и преступлениями решаются совместно с ФНС РФ, Минфином РФ, ЦБ РФ.

Пополнение федерального бюджета — основная задача таможенных органов Российской Федерации. Функции учета и контроля поступления средств в счет уплаты таможенных платежей возложены на Минфин РФ (Федеральное казначейство), ЦБ РФ и ФТС России. В ФТС России вопросами учета, контроля и анализа таможенных платежей занимается Главное управление федеральных таможенных доходов (ГУФТД).

Автоматизированная система учета и контроля таможенных платежей имеет огромное государственное значение; одна треть доходной части бюджета составляют таможенные платежи. Таких высоких показателем нет ни в одной развитой стране мира.

Для обеспечения уровня собираемости таможенных платежей в автоматизированной системе «Таможенные платежи» разработаны программные средства по следующим направлениям:

· контроль правильности начисления таможенных платежей и их уплаты участниками ВЭД;

· контроль и анализ процесса перечисления таможенных платежей со счетов таможенных органов в госбюджет;

· контроль и учет исполнения участниками ВЭД соглашений и графиков погашения задолженностей по уплате таможенных платежей;

· анализ деятельности таможенных органов по взиманию таможенных платежей;

· анализ структуры и динамики товаропотоков в целях определения плановых показателей по взиманию таможенных платежей;

· анализ результатов применения системы льгот по уплате таможенных платежей;

· контроль деятельности таможенных органов по предоставлению льгот по уплате таможенных платежей;

· контроль и анализ деятельности крупных плательщиков таможенных платежей;

· контроль и анализ ввоза-вывоза подакцизных товаров и использования марок акцизного сбора;

· контроль деятельности банков-гарантов;

· контроль взимания платежей в неторговом обороте.

База данных ФТС России и отчеты, представленные в ЦБ РФ, используются для составления платежного баланса Российской Федерации.

В качестве программных средств используются следующие системы:

1. комплекс программных средств ТБСВК (для ГНИ ВЦ и ФТС России);

2. АРМ Банк – для установки в уполномоченном банке. Имеются две реализации АРМ Банк:

· для СУБД MS SQL Server (клиентская часть разработана с использованием Visual Basic);

· для работы с dbf-файлами (программа разработана в системе программирования Clipper).

Перспективные направления развития ЕАИС

Развитие ЕАИС таможенной службы ведется в нескольких направлениях. Необходимость развития и модернизации ЕАИС диктуется рядом требований, в том числе политическими, экономическими, техническими и т.д.

Одно из направлений связано с совершенствованием системы электронного декларирования. На основании Таможенного кодекса Российской Федерации «декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей» (ТК РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ, ст. 124). В составе ЕАИС проводятся работы по реализации и внедрению технологии электронного декларирования.

Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются с использованием автоматизированной информационной системы обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах, состоящей из подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа.

Декларант после представления таможенному органу товаров и транспортных средств в сроки, установленные таможенным законодательством Российской Федерации, формирует с использованием подсистемы декларанта ГТДэ и сведения о товарах и транспортных средствах (СТТ) в электронной форме, подписывает их электронной цифровой подписью (ЭЦП) и передает в узел обработки информации таможенного органа. Документы на бумажном носителе не представляются. В узле обработки информации таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия ГТДэ определенным ФТС России структуре и формату данных, в результате которого ГТДэ принимается либо не принимается для дальнейшей обработки.

В случае успешного прохождения ФЛК узел обработки информации таможенного органа регистрирует ГТДэ и СТТ с присвоением уникального номера, после чего ГТДэ передается в формате штатных программных средств в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. Для декларанта формируется сообщение, содержащее указанный номер, либо перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством автоматизированной системы таможенного оформления осуществляет прием, регистрацию и проверку ГТДэ. Таможенный контроль заявляемых сведений осуществляется в общеустановленном порядке. Отметки о результатах проверки на этапах таможенного оформления и таможенного контроля вносятся в соответствующие служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ГТДэ.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки ГТДэ и СТТ принимает решение о необходимости и форме таможенного досмотра товаров, а также о необходимости представления дополнительных СТТ. Принятое решение о необходимости представления дополнительных СТТ либо бумажных экземпляров документов доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа после завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом подтверждает выпуск товаров ЭЦП (должностного лица), распечатывает ГТДэ на бланке грузовой таможенной декларации, проставляет в графе «Д «основного листа и графах «С» добавочных листов оттиски штампа «Выпуск разрешен», в графе «С» основного листа запись «Электронное декларирование» и заверяет их подписью и личной номерной печатью. Основное отличие технологии электронного декларирования в том, что ГТД и другие сведения представляются в таможенный орган только в электронном виде. Копия ГТД на бумажном носителе появляется после окончания таможенного оформления и таможенного контроля. Эффект от внедрения технологии электронного декларирования достигается за счет:

· уменьшения времени, необходимого для передачи ГТД и других сведений в таможенный орган;

· снижения трудоемкости процесса таможенного оформления и таможенного контроля в связи с отсутствием отдельных операций и более широкими возможностями автоматизации остальных этапов и операций (например, исключается операция сопоставления бумажной и электронной копий документов);

· возможности параллельной работы нескольких таможенных инспекторов с ГТД и др.

ЕАИС таможенной службы постоянно находится в процессе модернизации и реинжиниринга в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с:

· постоянно изменяющейся нормативно-методической базой;

· возрастающим количеством задач и объемом обрабатываемых информационных массивов;

· существующим современным уровнем технических средств, программного обеспечения и технологий.

Реинжиниринг предполагает реализацию всех указанных требований в новых или модернизируемых программных средствах ЕАИС.

Одним из приоритетных направлений информационно-технической политики ФТС России является формирование единого информационного пространства на таможенной территории Российской Федерации. В этом направлении разрабатываются программные средства, позволяющие перейти к использованию технологий «клиент-сервер», Web-технологий взамен обособленных (локальных) рабочих мест и технологий «файл-сервер».

С использованием Web-технологий реализованы:

· система оперативного мониторинга процессов таможенного оформления и таможенного контроля;

· автоматизированная информационная система по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

· информационно-справочная система центрального аппарата ФТС России на основе Intranet-сервера.

Внедрение Web-технологий позволяет в режиме реального времени использовать информационные массивы ГНИВЦ,ФТС, других министерств и ведомств для решения задач таможенных органов. К сожалению, возможности по использованию Web-технологий таможенными органами в настоящее время существенно ограничены, и для получения необходимых данных формируются официальные запросы, которые исполняются в течение длительного времени.

Формирование единого информационного пространства предполагает расширение состава информационных объектов и субъектов ЕАИС, использование различных информационных массивов не только федеральных и местных законодательных, судебных и исполнительных органов, но и баз данных и информационных систем предприятий и организаций. В свою очередь, возможна организация доступа к информационным массивам таможенных органов заинтересованным лицам в рамках их полномочий и с соблюдением мер безопасности и конфиденциальности.

Реинжиниринг ЕАИС предполагает также внедрение и использование современных технических средств (в том числе телекоммуникационных), общесистемного программного обеспечения, СУБД и систем программирования, что обеспечивает высокий технический уровень ЕАИС в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 10936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.