Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феодальная система хозяйства




Средневековый город

Ранний европейский феодализм обходился без городов и городс­кого хозяйства. Города возникают в XI в. и начинают быстро рас­ти. В первую очередь, оживают города, построенные римлянами: Лондон, Париж, Марсель, Кельн, Генуя, Венеция, Неаполь. Бу­дущий Кельн к началу XI в. представлял собой значительное про­странство, обнесенное римскими крепостными стенами. Рядом с этими стенами на берегу Рейна появилось крошечное ремеслен­ное поселение. Потом за короткий срок город выросло размеров, втрое превосходивших прежний римский город, и был обнесен новыми стенами.

Причиной возникновения и быстрого роста городов было отделе­ние ремесла от земледелия. С одной стороны, развитие ремесла шло по пути его специализации. Раньше деревенский кузнец был мас­тером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножиидаже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде. Но те­перь появляются мастера-оружейники, которые не будут подко­вывать лошадей, мастера по изготовлению доспехов, которые не умеют делать мечи. И этим «узким специалистам» уже не хватает работы в феоде. Им нужен рынок.

С другой стороны, растет спрос феодалов на предметы роско­ши. Потому и появляются «узкие специалисты» в ремесле, что феодала уже не удовлетворяют грубые изделия домашних ремес­ленников. Он не желает больше ходить в домотканом полотне и овчинной шубе, ему требовались тонкие шерстяные ткани, а их производство нельзя было наладить в каждом феоде.

И теперь ставший ненужным феодалу ремесленник, чтобы со­вершенствоваться в своем деле и изготовлять те изделия, на кото­рые повысился спрос, покидает деревню и селится в таком месте, куда стекается много народа, где он может найти много покупате­лей и заказчиков на свои изделия, — на пересечении дорог, под стенами крупного монастыря, куда стекается много паломников. На этом месте и начинает расти город.

В города бегут крепостные крестьяне. Топы существовала по­словица: «Городской воздух делает свободным» по чаконам, при-


нятым повсеместно (любо- Главным направлением развития

пытно, что несмотря на фео- феодализма в сельском хозяйстве

дальную раздробленность, за- Западной Европы был рост

коны и обычаи были почти вез- товарного производства.

де одинаковы), крестьянину

достаточно было прожить в городе один год и один день — и он

становился свободным.

В условиях феодализма, когда рынок еще оставался узким, ре­месленник и в городе не сразу находил достаточное количество по­купателей. Поэтому первое время горожане продолжали занимать­ся и сельским хозяйством, имели огороды и поля. Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, а о городе Майнце говорили, что он частью заселен, частью засеян.

В городах часто свирепствовали эпидемии холеры и чумы. Но города давали свободу, и люди сюда стремились.

Правда, первое время город находился под властью того фео­дала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы даже сами ста­рались «организовать» города на своей земле, чтобы потом можно было облагать их высокими налогами: ведь горожане были богаче крестьян, а город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими такую же площадь. Иногда феодал пытал­ся хозяйничать в городе, как в своей вотчине.

Но в том же XI в. повсеместно начинается борьба городов за свою независимость от феодалов. В этой борьбе, как правило, по­беждали города. Крепостные стены города не уступали стенам фе­одального замка, а сплоченные вольнолюбивые горожане сами готовили оружие, в том числе и для феодалов. К тому же, города часто выступали в союзе с королевской властью: короли стреми­лись ослабить могущество крупных феодалов.

Города добивались независимости, становились городами-комму­нами, городами-государствами. Управлялся такой город выборным магистратом, заключал договора с другими государствами, вел вой­ны, чеканил свою монету, т.е. действительно выступал как само­стоятельное государство. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция и Флоренция в Италии, многие города Франции и Германии.

Но вернемся к ремеслу. Западноевропейское ремеслоцехо­вое. Цех был корпорацией ремесленников определенной специально­сти (пекарей, башмачников, ткачей). Такие объединения были не­обходимы для защиты ремесленников от конкуренции со сторо­ны, для достижения равенства между ремесленниками, для защи­ты его членов от остального мира.

Как уже говорилось, в средние века человек сам по себе, без чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог суше-


Раздел II

ствовать только как член какой-то корпорации кошрам un u шишала Своя корпорация была даже у нищих Полому сопи альный строй средневекового города иногда называют корморл тивным А цеха могли защищать своих членов Каждый цех был и то же время боевым отрядом Он имел свое знамя, снос ulxohol здание, где проводились собрания и торжественные акты Но 1ла ве стоял выборный магистр

Цех не был производственным объединением Каждый мастер член цеха, имел свою мастерскую (обычно в споем доме) где ра­ботал с несколькими подмастерьями и учениками

Как уже сказано, одной из задач цехового устройства было до­стижение равенства между мастерами Чтобы не было конкурен­ции, чтобы все мастера были обеспечены работой и каждый имел «приличное его положению существование», цеховые уставы стро­го регламентировали производство, ограничивая его размеры Ог­раничивалось количество учеников и подмастерьев, которых мог держать один мастер Каждый мастер мог приобретать лишь огра­ниченное количество сырья Если он превышал норму, лишнее должен был передать товарищам по цеху Цена продукции также определялась уставом

Дело в том, что рынок сбыта был еще узким, и поэтому, если бы один мастер смог произвести и сбыть больше продукции, то другой мог оказаться без покупателей, т е без работы Поэтому цеховые уставы регламентировали и технику производства Ведь если кто-то изобретет техническое усовершенствование, он по­лучит преимущество перед другими членами цеха Поэтому все технические нововведения запрещались, и цеха стали тормозить технический прогресс Это был первый недостаток цехового уст­ройства

Был и другой Мы отметили, что одной из задач цеха была защита своих членов от конкуренции со стороны Поэтому вся­кий человек, который хотел заниматься ремеслом, был обязан вступить в цех А для этого он должен был сначала несколько лет работать учеником у одного из мастеров, затем еще несколь­ко лет работал за плату подмастерьем Только после этого его могли принять в мастера Но для этого он до 1жен был изгото­вить шедевр — отличное изделие, т е сдать экзамен на звание мастера, устроить пир членам цеха, предъявить определенную сумму денег, которая считалась достаточной для организации своего дела Со временем препятствия на nvrn в мастера уве­личивались удлинялся срок ученичества, а сумма денег, необ­ходимая для вступления в цех, становилась нее больше Появ­ляются «закрытые» цеха, которые уже не принимаюг новых членов Только сын мастера после смерти отца мог занять его





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.