Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект дохода и эффект замещения




Эффект дохода показывает изменение величины спроса, обусловленное исключительно изменением реального дохода при прежних относительных ценах.

Эффект замены показывает изменение величины спроса обусловленное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.

Эффекты замещения и дохода чаще всего наблюдаются вместе, т.к., например, при понижении цены товара потребитель замещает им более дорогие товары и одновременно увеличивает спрос на этот товар вследствие роста реального дохода.

Сумма двух эффектов приводит к изменению величины спроса.

Различают эффекты дохода и эффекты замены по Хиксу и Слуцкому.

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. По Слуцкому выделение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Выводы по Хиксу:

o методология Хикса отвечает основным положениям порядковой теории предельной полезности (потребительские предпочтения, кривые безразличия и т.п.).

o по методологии Хикса эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия U1 (реальный доход потребителя не меняется, т.к. он остается, на исходной кривой безразличия).

Эффект дохода по Хиксу характеризуется переходом с одной кривой безразличия на другую.

Выводы по Слуцкому:

o методология Слуцкого соответствует основным положениям количественной теории предельной полезности.

o Слуцкий опирается на наблюдаемые и регистрируемые факты поведения потребителя на рынке.

По методологии Слуцкого эффект замены характеризуется движением вдоль вспомогательной бюджетной линии.

Эффект замены всегда отрицательный: повышение цены стимулирует потребителей замещать это благо другими, относительно подешевевшими; понижение цены одного блага стимулирует потребителей увеличивать его потребление, уменьшая потребление другого блага.

Эффект дохода может быть:

o отрицательной величиной для нормальных товаров (как в нашем примере);

o положительной величиной для некачественных товаров

o н ейтрален - когда спрос на товар при изменении дохода не изменяется и эффект дохода равен нулю.

Контрольные вопросы и задания по теме:

1.Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?

2. Что характеризует кривая производственных возможностей?

3. О чём говорит закон замещения?

4. О чём говорит закон возрастающих альтернативных издержек?

5. Что вы понимаете под альтернативным товаром и альтернативными издержками?

6. Что вы понимаете под предельной нормой трансформации?

7. Как рассчитывается предельная норма продуктовой трансформации?

8. Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (18; 0), В (11; 16), С (16; 9), Е(8;15), М (7; 16), Р (0; 21)? Обоснуйте свое решение, не прибегая к построению графика КПВ.

9. Какие проблемы возникали в России в связи с конверсией военного производства, с налаживанием на предприятиях ВПК производства гражданской продукции. Всегда ли эта продукция оказывалась дешевле аналогичной, производимой на гражданских предприятиях?

10. Сформулируйте понятие производственной функции? Почему ее называют технологической функцией?

11. Что означает экономически эффективный и технологически эффективный способы производства?

12. Как рассчитывается производительность факторов производства. Приведите графическое изображение общей, средней и предельной производительности факторов производства.

13. Что отражает закон убывающей средней и предельной производительности факторов производства? Как он действует краткосрочном в долгосрочном периодах?

14. Зависят ли средний, предельный и общий продукты труда от величины используемого фирмой капитала? Если «да», то каким образом?

15. В чем проявляется проблема уровня и темпов физического и морального износа оборудования и других капитальных благ в России?

16. Сформулируйте амортизационную политику российских предприятий.

17. Как вы понимаете смысл следующих выражений: «Издержки производства не оказывали бы никакого влияния на конкурентную цену, если бы они не воздействовали бы на предложение» и «Множество бесплодных споров об «истинной стоимости» вещей возникает из-за неспособности понять, что только действиям присущи затраты и что одни и те же действия нередко означают различные затраты для разных людей»?

18. Почему в России возможно резкое улучшение положения предприятий при относительно небольших издержках (эффект увеличивающей отдачи).

19. Покажите графически и объясните, как внедрение прогрессивных форм организации производства повлияет на карту изоквант.

20. Какую программу нужно проводить предприятию, чтобы минимизировать издержи производства?

21. На конкретном примере приведите оптимальную комбинацию факторов производства.

22. Что предполагает многофакторный анализ прибыли?

23.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если да, то, каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической системы к другому?

24. Какие фирмы преобладают в современном рыночном хозяйстве: допредельные, предельные или запредельные?

25. Фирмы, производящие в себе убыток, должны обязательно всегда закрываться. Верно ли это утверждение?

26. В какой степени цель фирмы-монополиста заключается в максимизации прибыли? Всегда ли фирма-монополист должна стремиться к максимальной прибыли, а не (например) к улучшению социальных условий, спонсированию искусства или политической компании?

27. Для получения максимальной прибыли нужно продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение?

28. Является монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает, и кто проигрывает в условиях монополии?

29. Всегда ли монополия приводит к Х-неэффективности? В каких случаях монополия способствует техническому прогрессу?

30. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

31. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?

32. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему «да» или почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких – о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

33. Объясните правило максимизации полезности.

ТЕМА 3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ / СЛАБОСТИ (несостоятельность) РЫНКА

3.1. Эффективность выпуска или состояние рыночного равновесия.

Общее равновесие – соответствие (согласование) развития всех сфер экономической системы: спрос и предложение не только товаров и услуг, но и рабочей силы, капитала – равновесие на всех рынках + влияние политических, социальных факторов.

Основоположником теории равновесия в условиях совершенной конкуренции считается Л. Вальрас.

Весь экономический мир Л. Вальрас разделил на две группы:

1. фирмы (покупатели – на рынке факторов производства, и, продавцы – на рынке потребительских товаров);

2. домашние хозяйства (продавцы – на рынке факторов производства и покупатели – на рынке потребительских товаров).

Соответствие спроса и предложения товаров и услуг устанавливается через «нащупывание» цен (методом проб и ошибок).

Состояние равновесия предполагает наличие трех условий:

1. спрос и предложение факторов производстваравны: на них устанавливается постоянная и устойчивая цена;

2. спрос и предложение товаров и услуг равны; они реализуются на основе постоянных и устойчивых цен;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.