Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные и коммуникационные технологии




Научно-технический и инновационный потенциал

Природно-ресурсный потенциал

Население и трудовые ресурсы

Особенности экономико-географического и геополитического положения

Республика Беларусь имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем между экономически развитыми западноевропейскими странами и регионами Евразии, обладающими богатейшими природными ресурсами.

Геополитическое положение Беларуси определяется тем, что республика находится между крупнейшими странами СНГ и странами Евросоюза.

Республика Беларусь будет расширять взаимовыгодное сотрудничество со всеми соседними и другими странами с учетом своих национальных интересов, особенно в части решения общих региональных социально-экономических и экологических проблем, имеющих важное значение для перехода к устойчивому развитию.

Современное состояние демографической ситуации характеризуется естественной убылью населения, обусловленной устойчивым снижением рождаемости и ростом смертности, ухудшением возрастной структуры и, как следствие, демографическим старением населения. Внутренние миграционные потоки в основном направлены из сельской местности в городскую, в результате чего село ежегодно теряет до 1,5% численности своего населения.

По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях.

Земельные ресурсы: земельно-ресурсный потенциал Беларуси оценивается как достаточно высокий.

В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись 1,3 млн га сельскохозяйственных и 1,6 млн га лесных земель.

Минерально-сырьевые ресурсы. В недрах Беларуси выявлено более 4 тыс. месторождений минерального сырья.

Лесные ресурсы. Республика Беларусь является достаточно обеспеченной лесными ресурсами. Общая площадь лесов составила 9,24 млн га.

Биологическое разнообразие. Беларусь обладает значительным потенциалом биологического разнообразия, которое охватывает ресурсы растительного (включая лесные), животного мира, а также так называемые «неэксплуатационные» ресурсы биоразнообразия – не используемые в настоящее время для промышленного, хозяйственного или прямого потребления.

Научно-технический потенциал, т.е. ресурсы и условия осуществления исследований, разработок и инноваций, в Беларуси представлен практически во всех сферах экономической деятельности – от производства до управления. Исследования и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. В них занято 30,7 тыс. человек, в том числе 18,5 тыс. исследователей и 12,2 тыс. техников и вспомогательного прочего персонала.

Наибольшая доля ИР приходится на естественные (математика, физика, химия, биология) и технические науки; значителен потенциал медицинских и сельскохозяйственных наук. Инновационно активны в стране 13,9% промышленных предприятий, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной составляет 9,3%, доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте – 3,7%.

В течение последних лет отношение затрат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1%. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остается высокой. По данным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001–2020 гг., 48,2% действующих технологий использовались еще до 1985 г. Из эксплуатируемых промышленными предприятиями 13,2 тыс. передовых производственных технологий, 31,4% внедрены до 1994 г.; создано же за 2002 г. 407 передовых производственных технологий, 91% которых являются новыми только в Беларуси.

В результате формирования крупных производственных комплексов в реальном секторе экономики, развития науки и инновационной деятельности в вузах и мощного исследовательского комплекса НАН Беларуси, расширения международных экономических и научно-технических связей, государственной инновационной стратегии развития созданы необходимые условия обеспечения технологического прогресса. Вместе с тем сложное экономическое положение реального сектора экономики, острый недостаток финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость рыночных механизмов препятствуют развитию спроса на исследования и разработки, взаимодействию между участниками инновационных процессов, а также инновационной инфраструктуры (организационная, финансовая, консультационная, информационная и др. поддержка трансфера технологий). В результате медленно осваиваются как отечественные, так и передовые зарубежные разработки. Реализация задачи устойчивого социально-экономического развития Беларуси может быть достигнута только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующего усиления государственной научно-технической политики.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды.

Для достижения этой цели необходимо:

· создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок и повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

· постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок в соответствии с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

· адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

· рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

· совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

· поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;

· укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

· совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий.

Концепцией национальной инновационной системы (НИС) определено, что научно-техническая и инновационная политика Беларуси должна обеспечить оптимальные условия для интеграции науки, производства и образования в интересах развития инноваций, опираясь на национальные особенности и традиции. Основные стратегические задачи государственной политики, обеспечивающие устойчивое развитие экономики за счет использования новых знаний, состоят в следующем:

1. Трансформация, наращивание и укрепление научно-технического потенциала, развитие приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Определяющими здесь являются показатели затрат на ИР и кадровый потенциал науки. Отношение затрат на ИР к ВВП как показатель возможностей государства инвестировать в производство и использование знаний в ближайшие годы необходимо довести до 3%.

Основным инвестором ИР в Беларуси за все годы трансформационного периода оставалось государство, хотя его доля в затратах на ИР снизилась с 49% в 2001 г. до 43,7% в 2002 г. Государственное участие в науке и в дальнейшем сохранит свою значимость, при этом должна существенно возрасти роль внебюджетных источников финансирования, и прежде всего средств предпринимательского сектора.

Важной проблемой является повышение эффективности кадровой составляющей научно-технического потенциала. Для ее решения необходимо:

· создание условий для работы в науке путем оснащения ее современными средствами труда – приборами, оборудованием, материалами, информационно-коммуникационными технологиями (износ активной части основных производственных фондов в науке и научном обслуживании достиг 83%), а также существенное повышение уровня оплаты труда исследователей и разработчиков по отношению к другим категориям специалистов;

· совершенствование вузовской подготовки в направлении повышения инновационной составляющей образовательного процесса и формирования у будущих специалистов инновационного мышления и навыков, ориентированных на успех в конкуренции. Актуальными остаются проблемы более тесной интеграции образования и фундаментальной науки, развитие непрерывного и дистанционного образования, присоединение белорусской системы образования к соглашениям ВТО с перспективой формирования реально открытого рынка образовательных услуг.

Продвижение в решении этих проблем обеспечит привлечение в науку молодых специалистов (в настоящее время в стране 36% исследователей старше 50 лет, 52,8% докторов наук старше 60 лет), а также ротацию кадров между наукой, производством, образованием как способ трансфера знаний, умений, навыков.

2. Повышение эффективности использования научно-технического потенциала. Для этого необходимо:

· организационное сближение всех стадий инновационного процесса от ИР до выхода продукции на рынок. Основной механизм реализации этого направления – государственные программы технологического развития отраслей экономики и интеграционные инновационные проекты, которые должны включать как технологические решения, так и подготовку специалистов, защиту интеллектуальной собственности, распространение полученных знаний (публикации, лицензии, патенты). Условие эффективности этих механизмов – их соответствие инновационной стратегии государства и производственной сферы, основанной на результатах научно-технологического прогнозирования и изучения мирового рынка технологий. Фундаментальная наука призвана выполнять цементирующую роль в НИС за счет расширения комплексных, междисциплинарных исследований, например, в области активно развивающихся в мире наук о жизни, нанотехнологий. Создание своеобразного инновационного пояса вокруг фундаментальной науки позволяет наладить системные взаимодействия в области трансформации научных идей в передовые технологии и в аспекте воспроизводства ресурсной базы – кадровой, финансовой, материально-технической;

· укрепление научно-технического потенциала предпринимательского сектора экономики и рыночных отношений в научно-инновационной сфере путем развития корпоративного сектора экономики, сетевых взаимодействий и эффективных институциональных форм, интегрирующих интересы науки, производства и образования;

· экономическое стимулирование увеличения финансовых ресурсов предпринимательского сектора экономики для ИР и инноваций – снижение налоговой нагрузки на инновационно активные предприятия; исключение налогообложения внебюджетных источников финансирования ИР; максимальное снижение таможенных платежей и пошлин на оборудование, приборы, материалы для научных целей и инноваций;

· усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований, что предполагает усиление инновационной составляющей ИР, в том числе и фундаментальных. В условиях ограниченности бюджета необходима инвентаризация и отбор имеющихся научных заделов с позиций перспектив их коммерциализации и концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях;

· повышение роли интеллектуальной собственности как стимула для исследователей и как временной монополии производителей на использование нового знания, обеспечивающей успех в конкуренции. Здесь важно не только совершенствование национального законодательства, но главным образом развитие зарубежного патентования отечественных изобретений как условия развития экспорта технологий и привлечения иностранных инвестиций;

· развитие международного научно-технического сотрудничества в направлении продвижения отечественных достижений на внешний рынок и главное – участия в совместных исследовательских и инновационных проектах. Наиболее эффективным механизмом здесь является дальнейшее формирование единого научно-технологического пространства Беларуси и России и вхождение в Единое европейское исследовательское пространство, перспективы которого открываются перед Беларусью через достаточно развитое в настоящее время участие в программах и проектах международных организаций;

· участие государства в создании и развитии объектов инновационной инфраструктуры (инновационные центры, технологические парки, центры трансфера технологий и т.п.), содействие развитию малых форм инновационного предпринимательства;

· развитие инновационной активности населения – воспитание ноосферного мышления, интереса, предпринимательских способностей и готовности к инновационным действиям всего общества. Этот комплекс качеств характеризует человеческий капитал и объединяется понятием «ноосферная культура».

Переход к постиндустриальному обществу предполагает превращение научно-технической политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. По мере интенсификации инновационных процессов будет возрастать влияние выбранных ориентиров в научно-технической сфере на траекторию социально-экономического развития в целом. В связи с этим необходима взаимоувязка научно-технической стратегии с другими составляющими государственного регулирования – промышленной, социальной, информационной и экологической политикой.

Стратегией развития большинства стран мира становиться переход к информационному обществу, характерными чертами которого являются:

· формирование инновационной, основанной на знаниях, экономики;

· информатизация органов государственного и местного управления с целью повышения качества принимаемых управленческих решений и эффективности оказания услуг населению и бизнесу;

· развитие человеческого капитала, повышение образовательного уровня населения;

· информатизация социально-культурной сферы с целью обеспечения возможностей дистанционного медицинского обслуживания и образования, работы на дому, удовлетворения потребностей населения в общении, культурной, развлекательной и справочной информации.

Технологической основой информационного общества является современная информационно-коммуникационная инфраструктура. Развивающиеся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) фундаментально изменили природу глобальных взаимоотношений и возможностей для экономического и социального развития. Переход к устойчивому развитию во многом зависит от расширяющейся интеграции ИКТ в общество и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В этой связи стратегически важно для Республики Беларусь быть готовой к информационно связанному миру.

Реализация первоочередных стратегических задач в сфере информатизации и развития ИКТ предусматривается Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь».

Реализация Программы создаст необходимые условия для приведения стандартов страны в сфере информатизации в соответствие с мировой системой стандартов и ускорит формирование информационного общества.

Основной целью дальнейшего развития процессов информатизации и сектора ИКТ является формирование в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

· создание общегосударственной автоматизированной информационной системы, формирование единого национального информационного ресурса и инфраструктуры, обеспечивающих автоматизированное информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети, а также реализацию прав граждан и юридических лиц на свободное получение открытой информации из этой системы;

· развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам;

· развитие ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий (ИТ-индустрии). Разработка передовых информационных технологий в рамках соответствующих государственных научно-технических программ, создание по единым принципам автоматизированных информационных систем в различных секторах экономики и государственном управлении, а также разработка механизмов по стимулированию выхода этих разработок на мировые рынки;

· совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, создание правовых основ для широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни страны;

· создание условий для совершенствования деятельности государственных органов и органов местного управления и повышения эффективности их работы по управлению социально-экономическими процессами за счет создания автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов, в первую очередь информационных ресурсов, имеющих государственное значение, необходимых для оперативного принятия решений на соответствующих уровнях;

· развитие процессов информатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики. Активизация внедрения и распространения информационно-телекоммуникационных технологий для обеспечения ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг, оптимизации товаротранспортных потоков, ориентированных на внутренние и внешние рынки. Информационная поддержка технического перевооружения объектов промышленного производства, создания высокотехнологичного конкурентоспособного оборудования;

· развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей. Формирование профессиональных образовательных программ, создание для их реализации аппаратных и программных средств, в том числе и системы дистанционного обучения;

· содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения информационно-телекоммуникационных технологий. Создание условий для пропаганды достижений культуры как в стране, так и за рубежом путем формирования информационных ресурсов Национальной библиотеки, других ведущих библиотек, ресурсов культурологического профиля и представления их в национальном секторе Интернет, создание электронной энциклопедии белорусской культуры, а также машинного фонда белорусского языка. Разработка типовых решений по созданию электронных газет, национального сервера новостей в Интернет для оперативного доведения до СМИ информации о жизни страны, создание предпосылок для формирования национальной аудио- и видеопродукции для распространения посредством электронных СМИ и Интернет;

· совершенствование системы информационной безопасности страны. Создание новых средств защиты информации, а также разработка нормативно-методических материалов и типовых комплексных решений, направленных на обеспечение информационной безопасности в соответствии с Концепцией национальной безопасности.

На первом этапе (до 2010 г.) должны быть сформированы системы мониторинга действующих в Беларуси государственных программ в различных отраслях экономики и сферах деятельности, государственных научно-технических программ по решению наиболее значимых народнохозяйственных, экологических и социальных проблем. Наряду с этим будут подготовлены нормативно-методические материалы по совершенствованию организации работ в области информатизации. Продолжится реализация проектов по созданию автоматизированных информационно-вычислительных систем и совершенствованию информационной инфраструктуры. Начнут реализовываться проекты по электронному документообороту и созданию информационно-аналитических центров в государственных органах и подключению их к глобальным вычислительным сетям и Интернет.

Должны быть реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие между автоматизированными информационными сетями государственных органов, создана основа единой информационной инфраструктуры для государственных органов, формирования единого национального информационного ресурса. Продолжатся разработки по созданию комплексной системы электронной торговли. Предусматривается создать современную материально-техническую базу для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов и пользователей в сфере ИКТ.

На втором этапе (2011–2020 гг.) необходимо завершить создание общегосударственной информационной системы, в рамках которой должен быть сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный процесс) на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Это, с одной стороны, обеспечит кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного и местного управления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов, а с другой – обеспечит реализацию прав граждан и юридических лиц Беларуси на свободное получение открытой информации из этой системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.