Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативное мышление




 

Центральное место в деятельности операторов за­нимает решение тех или иных задач, возникающих в ходе процесса управления. Оператор, участвующий в слож­ных системах управления, имеет дело с проблемными ситуациями, он должен осмыслить их, выявить задачу и найти пути ее решения. При этом нередко оператор ог­раничен временем, опоздание становится равносильным ошибке и может привести к еще большему усложнению проблемной ситуации, а иногда и к частичному или пол­ному нарушению работы всей системы.

Мышление — активный процесс отражения объек­тивного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление как социально обусловленный психический процесс неразрывно свя­зано с речью (и языком). В отличие от ощущений, вос­приятий и представлений мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения дея­тельности. Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, оперативное и теоре­тическое мышление.

Наглядно-действенное мышление — анализ и син­тез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними.

Наглядно-образное мышление — процесс транс­формации перцептивных образов и представлений объектов (например, мысленное вращение объекта, его реконструкция и т. п.). Теоретическое мышление выс­тупает в форме отвлеченных понятий и рассуждении.

Образное мышление — процесс отражения и со­отнесение текущей информации о состоянии объекта с ранее накопленной информацией. Понятийное и образное мышление в реальной трудовой деятельноети выступают в тесном единстве, переходят одно в другое, что обеспечивает конкретное отражение про­блемной ситуации.

Словесно-логическим, или понятийным, мышлени­ем называется процесс отражения в сознании челове­ка существенных связей и отношений между предме­тами и явлениями материального мира.

Для инженерной психологии особое значение име­ет оперативное мышление. Под оперативным мышле­нием понимается такой процесс решения практичес­ких задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель предпола­гаемой совокупности действий (плана операций), обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему мысленных и практических преобразований.

Основными компонентами оперативного мышления являются структурирование (которое проявляется в образовании более крупных единиц на основе связыва­ния элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в ис­ходной проблемной ситуации) и формирование алгорит­ма решения (выработка принципов и правил решения задачи, а также в каждом конкретном случае определе­ние последовательности действий). Выявлено три этапа процесса решения. На первом этапе наблюдается стрем­ление действовать только с одним элементом ситуации: каждый элемент выступает здесь как одномерный век­тор. На втором этапе элементы группируются опре­деленным образом. Третий этап состоит в выработке общих принципов решения данной задачи, обеспечи­вающих соединение элементов в инвариантные под­группы и разъединение неудовлетворительно (с точки зрения задачи) связанных элементов. В деятельности оператора существенную роль играет образное, или наглядное, мышление, т. е. оперирование представлени­ями реальной ситуации, воссозданными на основе при­нятой и декодированной информации.

Мыслительная деятельность летчика, штурмана ко­рабля, диспетчера аэропорта и многих других опера­торов неразрывно связана с трансформацией образов управляемых объектов. Всем этим операторам присуще образное видение объектов. Так, например, управляющие действия летчика обусловлены образом простран­ственного положения самолета, штурман действует исходя из представления о положении корабля отно­сительно берегов, диспетчер аэропорта принимает решение в соответствии с образом воздушной обста­новки. Оперативный образ формируется на основе соотнесения текущей информации о состоянии объек­та с той информацией о нем, которая ранее была на­коплена оператором. Развитие оперативного мышления может быть активизировано различными приемами, способами методического порядка, например через создание оперативных образов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.