КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты финансового права и особенности финансовых правоотношений
Понятие, предмет, метод финансового права Лекция 9. Основы финансового права ТЕМА 9. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА Основные понятия: предмет, метод финансового права; финансовые правоотношения; финансовая деятельность государства; финансовый контроль; бюджетная система; бюджетный процесс; государственные доходы и их источники; налоговая система Республики Беларусь; налоги; сборы; пошлины; государственные финансовые ресурсы; банковская система. Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения между центральными и месгными правительствами и иными собственниками финансовых ресурсов, имеющими законное право на их получение, распределение и использование. Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Отношения, составляющие предмет финансового права, исключительно многообразны, их отличительными признаками являются, во–первых, то, что они возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов; во–вторых, материальной основой этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства; в–третьих, одной из сторон в этих отношениях всегда выступает государство в лице органов, представляющих его интересы. Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно–правовой метод или метод государственно–властных предписаний, для которого характерны императивный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников. По определению, субъектами финансового права являются носители предусмотренных финансово–правовыми нормами субъективных прав и обязанностей в области финансовой деятельности государства. К ним относятся: государство; административно–территориальные единицы; органы государственной власти и государственного управления общей компетенции; специализированные органы управления финансовой системой государства; финансовые органы, понимаемые в широком смысле; юридические лица; определенная часть физических лиц. Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права отношения между субъектами – носителями юридических прав и обязанностей. Права и обязанности сторон, составляющие содержание финансовых правоотношений, определяются не договором или иной формой соглашения сторон, а законодательным актом, предусматривающим основания возникновения, изменения и прекращения финансовых отношений. Финансовые правоотношения бывают перманентными, т.е. постоянно возобновляемыми и срочными. В основном они длятся в течение определенного периода времени, в пределах которого у участников финансовых отношений существуют права и обязанности относительно друг друга. Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь Финансовая деятельность государства – это деятельность по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, представляющих собой материальную основу функционирования государства. Финансовая деятельность государства строится исходя из следующих принципов: единства, согласованности, неравенства сторон, самостоятельности, плановости, разграничения компетенции, гласности. Указанные принципы закреплены в законодательстве, регулирующем разные направления финансовой деятельности республики и местного самоуправления. Они лежат в основе построения всех финансово–правовых институтов, находя в них конкретное преломление и конкретизацию. Финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность звеньев, взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них цели и задачи, определяемые финансовой политикой. Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих звеньев: финансы Республики Беларусь; финансы местного управления и самоуправления; республиканский бюджет; местные бюджеты; бюджеты свободных экономических зон; бюджет Союза Российской Федерации и Республики Беларусь; республиканские внебюджетные фонды; муниципальные внебюджетные фонды; финансы предприятий и отраслей; имущественное, личное страхование и страхование ответственности; государственный и банковский кредит. Финансовый контроль в Республике Беларусь Контрольная функция финансов как экономические категории проявляется в финансовом контроле – важнейшем в системе государственного контроля. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля. Сущность финансового контроля состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства; трудовых коллективов и большинства населения. Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: · мобилизации; · распределения; · использования государственных денежных фондов. Исходя из этого, основными задачами финансового контроля является проверка; выполнения финансовых обязательств перед государством; законности распределения финансовых ресурсов; целевого характера и эффективного использования государственных средств; правильности совершения хозяйственных и финансовых операций; соблюдения государственной финансовой дисциплины. Особенностью финансового контроля является его всеобъемлющий и универсальный характер. Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество органов, которые в той или иной мере осуществляют функции в этой области. Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Значительный объем контрольных полномочий выполняют Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, местные финансовые и налоговые органы. В Республике Беларусь придается большое значение финансовому контролю. Основополагающим законодательным актом, регулирующим эту сферу отношений, является Указ Президента Республики Беларусь №673 от 15 ноября 1999 г., в соответствии с которым образован совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. Этим Указом утвержден Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово–хозяйственной деятельности и применения экономических санкций. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения, оно определяется административно–территориальным устройством Республики Беларусь как суверенного государства. Из приведенного определения следует, что бюджетное устройство содержит три составляющих элемента: бюджетную систему; принципы построения бюджетной системы; обусловленность административно–территориальным делением. Под бюджетной системой Республики Беларусь понимается основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского и местных бюджетов, а также бюджетов СЭЗ и Союза Российской Федерации и Республики Беларусь. Важнейшими принципами бюджетной системы являются: единство, самостоятельность, полнота, реальность, гласность. В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь состоит из более, чем 1800 бюджетов. Самым массовым звеном являются бюджеты сельских и поселковых советов депутатов. Системообразующим законодательным актом, регулирующим межбюджетные отношения, является Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15 июля 1998 г. Понятие и назначение бюджета. Государственные доходы и их классификация Бюджет является уникальной по своей сути экономико–правовой категорией. Он играет определяющую роль в экономическом и социальном развитии государства. Внутреннее содержание любой категории раскрывается через функции. Принято выделять две функции, присущие бюджету: распределительную и контрольную. Многоаспектность бюджета позволяет определить его как: · экономическую категорию; · систему экономических отношений по поводу образования, распределения и использования основного централизованного денежного фонда государства; · основой финансовый план государства; · самый значительный по своим размерам централизованный денежный фонд государства; · ключевой рычаг в руках правительства с целью воздействия на экономическое и социальное развитие республики; · закон, обязательный для выполнения всеми участниками бюджетных правоотношений. Доходы бюджета заключаются в разных платежах, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам: социально–экономическому; порядку и условиям зачисления; юридическим формам. По социально–экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; доходы от граждан; доходы от внешнеэкономической деятельности; пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации. По порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы подразделяются на: закрепленные, регулирующие и заемные. Под регулирующими понимаются доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше и нижестоящими бюджетами. По юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы – поступление в виде налогов установленных законами. Неналоговые – имеют различную природу, но в основном это плата за оказанные государством услуги и доходы от продажи государственной собственности.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |