КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свободомыслие в истории духовной культуры 3 страница
на Сигера Брабантского. Ибн Сина выступил против идеи кре- ационизма, провозгласив идею совечности мира Богу. Материя, по Ибн Сине, не сотворена, "форме абсолютно не дано быть причиной или средством бытия материи"10, формы имманентны материи. Бог не воз- действует на мир, он не вмешивается в земные процессы. Последо- вателем Ибн Сины был представитель арабо-испанской философии Ибн Рушд, известный на Западе под именем Аверроэс. Этот мыслитель развил отдельные стороны учения Аристотеля, усилив его нату- ралистический аспект. Ибн Рушд доказывал тезис о вечности и не- сотворенности мира. Согласно Аристотелю, материя и форма вечны, но форма форм - активное начало - противостоит пассивной ма- терии, являющейся возможностью, не имеющей бытия без формы. Со- гласно же Ибн Сине, форма не существует без материи, и наоборот, материя сама порождает многообразие форм, она не сотворена и не нуждается в сотворении. Следовательно, творение из ничего - выдум- ка. Ибн Рушд признавал наличие некоей действующей силы, которая превращает зародыши форм в материи в действительные формы, - это двигатель, безличная сущность, подчиняющаяся необходимости11.
Высокая оценка разума нашла отражение в учении как арабских, так затем и европейских аверроистов об активном, деятельном разуме, существующем объективно, безличном и не входящем в состав чело- веческой души. Этот космический бессмертный разум - один для всех прошлых, настоящих и будущих людей и соединяется с индивидуаль- ной душой в момент познания. Воплощением космического разума, согласно Ибн Рушду, является философия, без которой не может обойтись род человеческий, а образцом человека, в душе которого наиболее полно воплотился этот разум, - Аристотель. Ибн Рушд, про- возгласив существование объективного космического разума, не име- ющего никакого отношения к учению о загробном мире, о воздаянии, одновременно отверг идею бессмертия индивидуальной человеческой души: она умирает вместе с телом. Многие идеи мыслителей Востока были восприняты вольнодумцами европейского средневековья. Свободомыслие Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 - в европейской 1142). В автобиографическом сочинении "Ис- философии тория моих бедствии" он талантливо описал не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои фило- софские убеждения, конфликты с церковью и правоверными схола- стами. П. Абеляр пользовался широкой популярностью среди слушателей Парижского университета. Когда он был оттуда изгнан, толпы молодых людей стекались на его лекции, читаемые им в лесу под Парижем. Католическая церковь дважды осудила его учение как ересь. Принцип П. Абеляра - "понимать, чтобы верить". Абеляр про- водил четкую границу между верой и знанием. Он усматривает в за- блуждениях веры "величайшие опасности", не видит в ней никакого движения вперед. Философы, по мнению П. Абеляра, используют разумные доказательства; в отличие от веры, человеческие знания о вещах со временем возрастают; в любом философском обсуждении ав- торитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание. Первым ключом мудрости П. Абеляр считает постоянное вопрошание, а самым главным для философа - исследовать истину при помощи разума и следовать во всем его доводам. П. Абеляр пола- гал, что в Евангелиях кое-что кажется несогласным с истиной, значит, даже в христианстве заключено немало заблуждений12. Тенденция к обособлению философии от теологии нашла выра- жение у аверроиста, сторонника теории двойственной истины, препо- давателя Парижского университета Сигера Брабантского (ок. 1235 - ок. 1282). Для Сигера Бог - это некая безличная абстракция, которая не властвует над миром и человеком, а мыслит лишь о себе самом, подобно богам Эпикура; Бог не может предвидеть будущее, не может дать бессмертие смертной вещи. Мир вечен; никогда не было первого человека. Существует вечный интеллект, общий разум бесконечной цепи поколений, который может действовать лишь в связи с телом.
Наказание и награду человек получает в земной жизни; душа погибает вместе с гибелью тела. Нет и чудес; ненужными оказываются молитвы, обряды и т. п.13. § 2. Свободомыслие Возрождения РОЛЬ науки в развитии Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения свободомыслия было обусловлено как социальными сдвигами, так и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперимен- тальный характер. В этот период (XIV - XVI вв.) расширяется сфера свободных ремесел, в которой действует самая активная часть зем- ледельческого населения, вырвавшаяся из крепостного состояния и обосновавшаяся в городах. Развивается техника свободного промыш- ленного труда, торговля, возникает книгопечатание, отразившее пот- ребность общества в массовом фиксированном знании14. Именно в этот период совершается кругосветное путешествие Магеллана, происходит открытие Америки, возобновляется интерес к медицине, анатомии, физике, астрономии. Н. Коперник (1473 - 1545) в книге "Об обращении небесных кру- гов" математически обосновал гелиоцентрическую систему мира. Это учение противоречило геоцентрической системе, с помощью которой обосновывались библейские представления о происхождении мира ц человека, а также учение об искуплении. Почти через столетие есте- ственнонаучные открытия Галилео Галилея (1564-1642) подт- вердили правильность учения Коперника о том, что между мирами земным и небесным нет различий, они подчиняются одним и тем же законам природы, которые познаются математическим и эксперимен- тальным путем. Сходства и различия Светская культура Возрождения и транс- между светской культурой формированная религиозность Реформа Возрождения и Реформацией ции противостояли феодализму и католицизму. Общее между ними - социально-эко- номические истоки, отражение настроений возникающих буржуазных прослоек общества; критика католической церкви, использование античной традиции, древних языков. Но между ними были и суще- ственные различия: Возрождение выстроило не новую религиозность, как это сделала Реформация, а новую, светскую, культуру; критика католицизма велась с позиций рационалистических. Культуре Возрож- дения присуща свобода от жесткой регламентации мыслей, веро- терпимость. В отличие от Реформации, сохранившей концепцию греховности человеческой природы, Возрождение провозглашает принципиальную доброту человека и, главное, разрабатывает новую, гуманистическую концепцию личности. В центре внимания Возрож-
дения - мирской человек, обладающий индивидуальной свободой, в то время как у деятелей Реформации человек рассматривается в его непосредственном отношении к Богу. Гуманисты XV - XVI вв. Стремление возвысить человека, показать о ценности человеческой его великие творческие возможности личности свойственноФ. Петрарке (1304 - 1374). Его обостренныйинтерес к собственной личности постепеннопреобразуется в интерес к другой личности, которая воспринимаетсякак начало, духовно сложное и неисчерпаемое, исполненное достоинства, и цель которой - в ней самой. Человек - это свободный,активный создатель ценностей жизни, он может стать тем, кем поже-лает. Ценностями в эпоху Возрождения провозглашаются творчество,труд, нравственное совершенство, гражданская деятельность, гармония интересов личности и общества, просвещенность, образованность. Гуманисты предпочитают религиозной и национальной общностиобщность людей по культурным интересам. Поворот от традиционноготеоцентризма к антропоцентризму не означал игнорирования нравственных принципов. В работах деятелей Возрождения Л. Бруни (1370или 1374 - 1444), А. Ринуччини (1426 - 1499) заключены идеи гражданского гуманизма. В "Диалоге о свободе" Ринуччини в качестве высшей этической категории рассматривается свобода, возможность житьтолько по законам разума. Он выделил два аспекта свободы: социальную активность и свободомыслие - не ограниченную чем-то внешним умственную деятельность. Гражданский гуманизм основывался напризнании равенства граждан, на служении обществу и государству и приходил в противоречие с католическим пониманием жизни15. Антиклерикализм Гуманисты Возрождения подвергли католичепредставителей Возрождения скую церковь вместе со всеми ее институтами- папской иерархией, монашеством, обря- дами - резкой критике. Л. Валла (1407 - 1457) в 1440 г. опубликовал историко-филологическое сочинение "Рассуждение о подложности Дарственной грамоты Константина". Л. Валла доказывал, что так на- зываемый Константинов дар - грамота, якобы подписанная импера- тором Константином в целях передачи власти в Римской империи папам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: "Я дерзаю выступать против верховного первосвященника", "я предъявляю им (папам - 3. Т.) тяжкое обвинение"16. П. Браччолини (1380 - 1459) и Л. Бруни написали сочинения с одинаковым названием "Против лицемеров", где рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи - люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесче- стны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т. д. - таковы оценки Браччолини17. Дж. Бруно (1554-1600) выступил не только против духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества, против экономического господства католической церкви. Покушение
на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвине- нный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г. Критика религиозного В эпоху Возрождения подверглась критике мировоззрения прежде всего схоластика, в которой мыслители видели авторитарную догматичес- кую систему. Авторитет в течение нескольких веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был под- вергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первый план другого мыслителя древности - Платона. В XV в. в Риме была основана платоновская Академия, члены которой вели борьбу против папства, намеревались объявить в Риме республику, а вместо традиционной религии установить философски осмысленное язычество. Эразм Роттердамский (1469 - 1536), знаменитый немецкий гу- манист, известный как критик католической схоластики, считал учение Христа бессильным в преодолении вражды и войн между людьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его (Христа) исповедует. В сочинении "Жалоба мира" Эразм утверждает: "Ни.одна из религии не согласна с другими религиями", "...каждый человек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и то же религиозное братство не раздирается раздорами?"18. Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистические представления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бес- смертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям, Дж. Ванини (1585-1619), сожженный церковью, доказывал поло- жение о смертности души: люди и животные схожи в своих восприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении и смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умереть вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых, но если бы душа была вечной, Бог бы вернул хотя бы одну из душ, чтобы осудить и опровергнуть атеизм19. В трактате "О бессмертии души" П. Помпонацци (1462 - 1525) выставил возражения против обоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утвер- ждает: признание смертности души не означает пренебрежения нрав- ственностью. Мыслители Возрождения В эпоху Возрождения многие о причинах и эволюции философыпринимают и развивают религии идею человече ского происхождения религии. Ванини принималтеорию обмана, причинами же обмана считал корыстолюбие служителей религии, желание государей удержаться на троне и расширить владения. Он восстанавливает и учение древних о страхе и невежестве как источниках религии, соглашаясь с Лук- рецием: "Страх был первым создателем богов на земле". Он вводит и новый - астрологический - фактор в теорию происхождения религий: чудесные явления суть лишь результат определенного рас-
положения светил; звезды, сближаясь, оказывают влияние на волю людей: "Под влиянием небесных тел... религии появляются, развива- ются и погибают"20. В этот период был поставлен и вопрос об эволюции религий. Италь- янский политический мыслитель, философ и писатель Н. Макиавелли (1469- 1527), полагавший, что религия сотворена человеком, утвер- ждал, что религии сменяют друг друга, разрушая предшествующую им культуру: "Различные формы религиозных учений в течение пос- ледних 5 - 6 тысяч лет сменялись два-три раза. Когда возникает новая религия, ее первым делом для укрепления своей репутации... является уничтожение старой. С каким ожесточением отцы христианской церкви преследовали любое напоминание о древности, сжигая поэтов и сочинения историков, разрушая изображения старых кумиров"21. Н. Макиавелли, признавая в религии опору общества, искал возможности для установления новой, полезной для (Общества и государства религии: если религия ослабевает, надо менять ее формы. Эволюция религий была предметом размышлений и Дж. Бру- но. Он различал в развитии религии три эпохи: египетскую, являвшуюся культом природы, иудейскую, принявшую символы египетской за сверхъестественные существа, и христианскую, окончательно испортившую мифы о природе. Борясь против христианства, Дж. Бруно возвышал древнюю религию. Вслед за Дж. Бруно Дж. Ванинй скажет, что "империи и религии тоже име- ют свое начало и свой конец", но в отличие от Бруно признает сущность всех религий одинаковой22. Свободомыслие в искусстве XIV - XVI века в Европе характеризуются и литературе Возрождения взлетом художественного и литературного творчества, не в последнюю очередь связан- ным с развитием науки. Многие художники этого времени - А. Дюрер (1471 - 1528), Леонардо да Винчи (1452 - 1519) и др. - занимаются проблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрера проникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художе- ственное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со сво- бодомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475- 1564), Тициана (ок. 1476/77 или 1489/90 - 1576) и других наполняются общечеловеческим содер- жанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средне- вековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств, страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится че- ловек как природное, земное, страдающее и радующееся существо. Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение пред- ставлений о реальном человеке и его реальной жизни. Художественная литература Возрождения во многом антиклерикальна, она способст- вовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию че-
ловека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренес сансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслия в Европе. Глава XXI СВОБОДОМЫСЛИЕ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ § 1. Свободомыслие в новое время в Европе и Америке Философская Свободомыслие в новое время получает и естественнонаучная развитие в связи с процессами демокра- основа свободомыслия тизации общества, с уходом в прошлое ста- рых феодальных структур, с формированием и укреплением класса буржуазия. Свободомыслие - мощное течение в культурной жизни нового времени, во многом опиравшееся на бурное развитие наук в этот период - естественных, медицины, математики, истории, этнографии, искусствоведения, религиоведения и т. д. Зна- менитая "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и реме- сел", созданная в XVIII в., систематизировала имевшиеся к тому времени познания в области природы, общества и человека. В ней со- держалось более шестидесяти тысяч статей. Энциклопедия подверглась цензуре докторов Сорбонны, а в 1759 г. была осуждена и проклята папой. Она сыграла огромную роль в создании особой духовной ат- мосферы, пронизанной гуманизмом, вольномыслием, творчеством, свидетельствовала о том, что помимо теологии и религии существует разнообразный мир культурного творчества. XVII - XIX века в Европе, Америке и России характеризуются интенсивным процессом секуляризации духовной культуры, в част- ности искусства, этики, философии. Схоластический стиль фило- софских сочинений сменяется в философии англичан и французов свободным, ясным, прозрачным языком, максимально приближающим человека к познанию мира. Это знаменует выход философии в жизнь и сознание масс. Материализм, впервые детально обоснованный французскими философами XVIII в., вызревал ранее в недрах пантеизма и деизма. В философии Б. Спинозы (1632 - 1677) пантеизм выступает как дань традиции. Он разработал учение о природе как единой, вечной и бес- конечной субстанции, которая есть единственная основа всех явлений, "причина самой себя". В форму пантеизма облекается иногда нату- ралистическая философия, противопоставляющая механистическому
материализму диалектические идеи, что характерно, например, для И. В. Гёте (1749 - 1832). Для XVII - начала XVIII в. более органичной формой свободо- мыслящей философии оказывается деизм; это связано с развитием ме- ханических наук и соответственно явной или скрытой идеей первотолчка. Деизм не был однороден: деистами были такие разные философы, как Г. Лейбниц (1646 - 1716), И. Кант (1724 - 1804), Т. Гоббс (1588 - 1679), Ф. М. Вольтер (1694-1778), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778), М. В. Ломоносов (1711 - 1765), А. Н. Радищев (1749 - 1802). Деизм, признавая некое разумное существо, давшее толчок материи, отвергал вмешательство сверхъестественных сил в дела природы и общества. Д.Дидро (1713- 1784), стоявший вначале на деистических позициях, позже подверг деизм критике и перешел на позиции материализма, согласно которому не существует сверхъесте- ственных сил; материя, неразрывно связанная с движением, носит суб- станциональный характер, лежит в основе всех явлений природы, развивающейся по естественным законам. XVII век характеризуется ростом свободомыслия среди разных сло- ев населения Европы. О "катастрофе наступающего атеизма" пишет немецкий философ Г. Лейбниц, он призывает противостоять атеистам, натуралистам и скептикам, пишет о том, что есть люди, которые "уво- дят других от признания и почитания божественного провидения, а самого Бога или упраздняют в нашем мире, или же, лишив его разу- ма... и воли, превращают в какую-то всеобщую природную бессоз- нательную силу, или мировую душу"1. Начало научного анализа Б. Спиноза в "Богословско-политическом вероучительных книг трактате" выступил в качестве одного из осно- воположников научного анализа Библии. Библия - дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно и непредвзято; Писание является продуктом творчества многих авто- ров. Б. Спиноза подчеркивал: "Метод истолкования Писания... не отличается, по-моему, от метода истолкования природы, но согласу- ется с ним совершенно"2. Б. Спиноза стремился учесть обстоятельства написания библейских книг, изменения в еврейском языке. Важно знать "о жизни, характере и занятиях автора каждой книги; кто имен- но он был, по какому случаю, в какое время, кому и, наконец, на каком языке он написал; потом судьбу каждой книги... и, наконец, каким образом все книги, которые теперь всеми признаются за свя- щенные, соединились в одно целое... Важно также знать, по какому случаю, в какое время и для какого народа или века все правила были написаны... могла ли она (книга. - 3. Т.) быть испорчена руками под- делывателей, или нет, вкрались ли ошибки и были ли они исправ- лены..."3. Опираясь на эти принципы, Спиноза обосновывал положения о том, например, что автор Торы - не Моисей; Книги Су-
дей, Самуила и Царей - переработка более древних книг. Много внимания Спиноза уделил Книгам Пророков; пророки, говорит он, обладали живым воображением, но многого не знали. Характер про- рочеств зависел от темперамента пророка, от условий, в которых он жил. Б. Спиноза подверг критике идею богоизбранности еврейского на- рода: нет народов избранных в отношении разума и добродетелей, на- роды все равны. Анализируя христианство, Б. Спиноза замечает, что он воспринимает страдания, смерть и погребение Христа буквально, а воскресение - аллегорически. Идея связи атеизма На позициях скептицизма стоял известный и нравственности французский философ П. Бейль. Мировозз- рение его сформировалось во многом под влиянием М. Монтеня (1533 - 1592), который подверг сомнению пре- тензии средневековой философии на истинное познание бытия. М. Мон- тень полагал, что "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Мы прибегаем к любому средству, чтобы овладеть им". П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от божествен- ного закона: склонность к добру и злу - не от религии, но от самого человека, злодейская душа может быть убеждена в существовании Бо- га. Христиане, участвовавшие в крестовых походах, говорит П. Бейль, "совершали самые ужасные бесчинства, о каких когда-либо было слышно... христиане Запада совершали ужаснейшие злоупотребления всевозможных видов"5. Вместе с тем П. Бейль говорит о возможности существования общества атеистов, которое может быть нравственным: такое общество имело бы принципы, достаточные для сохранения общественного спокойствия. Атеизм для П. Бейля не был пустым отрицанием религии: "Можно свести атеизм к общему положению, гласящему, что природа есть причина всех вещей, что она существует вечно и лишь благодаря самой себе..."6. Со времен П. Бейля атеист стал рассматриваться как достой- ный человек. Свободомыслие Критиком религиозных суеверий и церкви философов-деистов был Т. Гоббс, деятельность которого про- ходила в самый разгар английской буржуаз- ной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда, отказывал в ней атеистам, которых считал источником анархии и без- властья. Будучи сторонником сильного государства, он полагал, что религия может быть использована в интересах его укрепления, она внушает страх и повиновение властям. Т. Гоббс утверждал, что бес- телесных субстанций не существует, значит, нет загробного мира, где по религиозным представлениям, обитают души, умерших. Т. Гоббс предложил метафорическо-аллегорическое толкование Библии: Бог и Сатана - это нарицательные имена человеческих качеств. Одним из первых он уделил внимание происхождению религии, видя ее причины
в страхе перед бедностью или другими бедствиями, в страхе перед бу- дущим, в прямом обмане людей власть имущими, в любознательности и удивлении, в невежестве. Противником религиозного фанатизма и клерикального гнета был Ф. М. Вольтер. Он признавал наличие Бога как высшего Разума, вы- сшего Механика, Мастера, Математика, с бытием которого связывал движение небесных тел, совершенство строения живых организмов. Развитие же человека и человеческого общества Вольтер связывал с естественными причинами. Его антиклерикализм оказал влияние на распространение антирелигиозных настроений не только во Франции, но и во всей Европе, а также в Америке и России. Начала религиозного фанатизма, по Вольтеру, заложены в древневосточных религиях, осо- бенно в иудаизме, послужившем одним из источников христианства и ислама. Все эти религии стремятся утвердить авторитарную власть в обществе. Особенно "досталось" от Вольтера римско-католической церкви; его призыв "Раздавите гадину!" был подхвачен многими противниками и критиками экспансионистской политики католичес- кого Рима. Английский деист Дж. Толанд (1670 - 1722) издал "Письма к Се- рене" - сочинение, примечательное для характеристики эволюции деизма. По существу, Дж. Толанд преодолевает деизм, связанный с идеей первотолчка. Материя для него - активное начало, обладающее внутренней энергией. Дж. Толанд полагал, что истинная религия лежит между суеверием и атеизмом, однако же суеверие гибельнее для общества, чем атеизм. Под влиянием П. Бейля Дж. Толанд воз- высил образ атеиста. Атеиста удерживает от преступлений не религия, а гражданское уважение к своим обещаниям, ничто не заставит его действовать на погибель другим. Атеист "никогда не преследует не- навистью или оружием из-за различия в убеждениях, так как его за- ботит не то, во что веруют другие люди, а как они поступают"7, - пишет Дж. Толанд. Он говорит о том, что атеист не ожидает посмер- тного воздаяния, знает, что никто не может достичь счастья без взаимной поддержки и усилии других людей. Просвещение в Германии Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало на себе влияние французских просветителей — П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками церкви и религии в Германии были Г. Э. Лессинг (1729 - 1781), поэт и публицист Ф. Шиллер (1759- 1805), а также ученый историк, филолог, фольк- лорист И. Г. Гердер (1744 - 1803). Его книга "Идеи к философии истории человечества" - компендиум знаний тога времени не только о происхождении Земли, ее положении во Вселенной, о ее раститель- ном и животном мире, о происхождении и сущности человека, о его взаимосвязи с "матерью-природой", но и о религиозных верованиях народов Земли - китайцев, тибетцев, индусов, египтян, вавилонян,
персов, греков, римлян, евреев и т. д. Идея развития от низших сту- пеней к высшим по естественным законам распространяется и на историю человечества, на его культуру, науку, религию. И. Г. Гердер полагал, что общество движется к высшему состо- янию, которое он назвал гуманностью; это - цель человеческой природы. Гердер, основываясь на знании истории религий, искал причины ее происхождения в самой природе человека. Религия возникла в результате того, что человек почувствовал действие сил природы; то, что предстает перед человеком, оживляет воображение. Разбирая религию евреев, он заметил, что "еврейские сочинения" да- вали доступные ответы о сотворении мира, происхождении зла, но ложное их толкование причинило ущерб обществу: много жестоких учений возникло из рассказа о яблоке и змие; естествоиспытатели прицепляли все феномены строения земли к сорока дням потопа; историки привязывали все населяющие землю народы к одному бо- гоизбранному народу. Рассматривая возникновение христианства, Гер- дер связывает его со все большим обнищанием еврейского народа, который держался за образ мессии; "откровения" были созданы в это время "до крайности напряженной фантазией". Гердер обращает внимание на двойственную роль христианства: оно учило людей верить в одного Бога и потому превращало народы в братьев, и оно же прев- ращало народы в рабов, "навязывая им цепи и рабское иго": "Могучие
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |