КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире 5 страница
условиях. В соответствии с целями культа формируются предпочтения при отборе художественных решений. Так, шутка, смех (и карикатура, шарж, искусство скомороха как театрализация комической стороны жизни) исключаются из сферы церковно-значимых ценностей (в пра- вославии) или получают статус второстепенных, вспомогательных ком- понентов (в европейском средневековом искусстве). Условность граней общественной жизни, подмечаемая в этих художественных формах, не согласовывалась с незыблемостью и четкостью церковного канона. Многообразный и духовно богатый процесс эстетического освоения действительности, простиравшийся далеко за пределы церкви, "обсту- пал" ее; частично он получил отражение и преломление в решениях, признанных церковью каноническими. Формализуя условия творче- ства художников, работавших для церкви, канон сосредоточивал их усилия на решениях, эстетически заметно отличавшихся при внешней схожести композиции, цветовой гаммы, живописного ритма, мелодии, архитектурной формы. Корни этих отличии - в исторических, фило- софских, нравственных, социально-политических и правовых ситу- ациях эпох, отраженных искусством сквозь призму канонов и
религиозных установок. Эстетические принципы художника склады- вались и развивались в поисках решений, отвечавших духовным пот- ребностям времени, в котором доминирующее религиозное сознание интегрировало разноплановые общественные проблемы. Темы высокого предназначения и трагедии материнства (каноны Богоматери с мла- денцем), заступничества и милосердия ("Христос с предстоящими", "Николай Мирликийский предотвращает казнь" и др.), самопожерт- вования по имя единства земли русской ("Борис и Глеб"), торжества гармонии над раздором и хаосом ("Троица") развивались древне- русскими иконописцами в многочисленных вариациях. Патриотические идеи составили смысловой центр композиций "Пок- рова Богородицы", ассоциировались с иконой "Казанской Богоматери"; они же вдохновляли создателей Покровского храма (Василия Блажен- ного) и храма Христа Спасителя. Сходные процессы протекали в му- зыкальном и литературном творчестве Древней Руси. Духовное содержание произведений, признанных церковью каноническими, про- является за рамками богослужения - в городских архитектурных ан- самблях, музеях, выставках, концертах. Тем самым подтверждается мысль об относительной самостоятельности художественного начала по отношению к религиозно-культовому. Поистине бесценны многие памятники художественной культуры, созданные на темы и сюжеты мировых и многих национальных религий. Мы встречаем их в архитектуре и в изобразительном искус- стве (фреска, мозаика, икона, картина, скульптура, мелкая пластика), в инструментальной и хоровой музыке, сольном исполнении (а также в их сочетаниях), в искусстве драмы (выразительное чтение, взаимо- действие священнослужителей и верующих при "исполнении" религиозных текстов, строгий порядок "сценария" богослужения), в орнаменте, художественном шитье и т. д. В каждой религии произве- дения этих видов и жанров искусства взаимодополняют друг друга, обеспечивая эстетико-психологическое сопровождение религиозной проповеди и культовых действий. Вместе с тем музеи, хранящие произведения религиозного искус- ства, архитектурные ансамбли, включающие и здания культового на- значения, концертные залы, где звучат сочинения, написанные для церкви или на религиозные темы, позволяют, особенно в сопостав- лении с искусством, прямо входящим в систему культа, выявить такую сторону искусства, как полифункциональность. Она определяется прежде всего различием формальных и содержательных особенностей искусства. Если первые обусловлены сюжетом, символической атрибутикой и внешними особенностями образов художественного произведения, то вторые - спецификой воплощения идейного замысла художника и функциональным назначением произведения. При этом
сам замысел, его реализация, равно как и общественное место (а значит, и смысл художественного решения), зависят от социально- исторического контекста эпохи, когда оно создавалось. Соответствен- но, произведение религиозного искусства несет информацию о тех общественно-идейных ситуациях, к которым оно относится; воплощая определенное нравственно-эстетическое, философское, политическое и религиозное содержание, оно вызывает идейные и эмоциональные ас- социации как у современников, так и у представителей последующих поколений. В свою очередь, "аудитория", воспринимающая произве- дение, концентрирует внимание на его формальных либо содержатель- ных сторонах, может выбрать ту или иную их "пропорцию". Так, "Троица" Андрея Рублева воспринималась современниками художника с точки зрения содержания как неотъемлемая принадлежность храма; ныне посетители Третьяковской галереи видят в ней эстетический иде- ал русского средневековья на рубеже XIV - XV столетий, наиболее глубоко воплотивший в конкретно-исторической форме общечелове- ческое стремление к гармонии, миру и красоте. Взаимодействие образов Подобное смещение акцентов возможно религиозного искусства не только в диапазоне исторического времени, нос духовным миром личности и в пределах современности. Разные люди могут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного искусства в его преимущественно эс- тетическом, нравственном, философском, политическом, историчес- ком, религиозном значениях. Духовное развитие личности, смена ее интересов и установок видоизменяют восприятие художественного образа в течение индивидуальной жизни. Структурно организованная система линейных, объемных, цветовых или звуковых компонентов, составляющих с внешней точки зрения художественное произведение, воспринимается человеком, принадлежащим к определенной культуре, имеющим сложившиеся или "размытые" мировоззренческие установки, известный объем знаний и навыков (в том числе и в сфере эмоциональных отношений), профессиональные и личностно-окрашенные интересы, самооценки, амбиции и притязания. В этой психологической среде каждый раз при восприятии произведения искусства осуществляется "со-творчесгво": художественный образ становится достоянием внутреннего мира личности6. Богословские представления о природе и назначении религиозного искусства направляют этот процесс сотворчества преимущественно в русло создания, активизации и закрепления религиозных ассоциаций и переживаний. Однако процессы создания произведений религиозного искусства, пере- дачи, развития и обогащения его традиций, освоения их содержания в социальной памяти, равно как информационное и эмоциональное
взаимодействие с ними наших современников, более широки и мно- гоплановы, чем религиозные интерпретации этого искусства. Тенденции эволюции Секуляризация ослабляет, как известно, религиозного искусства духовное и организационное в условиях секуляризации искусство. Ряд его видов и жанров раз вивается в соответствии с потребностями светской культуры (балет и комедия, симфонические и концертные сочинения в музыке, цирк, кинематограф и т. д.); в других сокращается "сектор" церковных заказов (архитектура, живопись, скульптура). Менее опре- деленными становятся церковные требования к религиозному содер- жанию художественных произведений. В протестантизме они сводятся, по существу, к защите норм религиозной нравственности художест- венными средствами и к утверждению искусством божественной природы мира и человека. Католицизм после II Ватиканского собора осуществляет программу освоения церковью современного искусства при условии, если последнее не отвергает идей христианства, способ- ствует религиозным размышлениям и переживаниям. Более строго, с канонической точки зрения, отбирает новые художественные решения православная церковь; это касается как строительства новых храмов, так и их оформления средствами живописи. В музыке и поэзии, свя- занных с православной традицией, появляются образы и сюжеты, отра- жающие противоречия бытия и сознания человека нашего времени. Еще более разнообразен круг художественных решений, призна- ваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно- философскими концепциями. Наряду со своеобразным освоением восточной философско-религиозной и религиозно-художественной традиции (в том числе С. Вивеканандой, семьей Рерихов и др.) для них характерен интерес к европейской мистике (и художественным средствам воплощения ее идей), художественно-философским разра- боткам темы единства природы, общества и человека (прежде всего в религиозно-космическом варианте), к экзистенциалистской пробле- матике [представленной в наследии Б.Паскаля (1623 - 1662), С. Кьеркегора, М. Хайдеггера (1889 - 1976), А. Камю (1913-1960) и других философов и художников ]. Сквозь призму этих подходов пере- осмысливаются многие положения традиционных религий. Как традиционные, так и современные религии нуждаются в образных средствах искусства, обращаются к сокровищнице его находок и ас- социаций. Вне художественного контекста мир религиозной фантазии значительно потерял бы в своей выразительности. Вместе с тем религиозное содержание многих художественных произведений древ- него мира, средневековья и Возрождения нельзя объяснить данью внешним требованиям или моде. В нем преломилось своеобразие как общественной жизни прошлого, так и мировоззрения их создателей.
Аналогично фундаментальные противоречия современного общества, его кризисные состояния и угрожающие ему катаклизмы получают отражение в художественных образах, в том числе и религиозного искусства, XX столетия (М. Шагал, С. Дали, Л. Гудиашвили, М. Ше- мякин - в изобразительном искусстве, О. Нимейер - в архитектуре, и др.). В нашей стране в искусстве последних десятилетий сложилось несколько художественно-эстетических подходов к религиозным обра- зам и сюжетам: 1) их воспроизведение в соответствии с каноническими требо- ваниями христианских церквей, существующих в нашей стране (труд художника-кописта, современные версии традиционных сюжетов); 2) осмысливание в образно-художественной форме исторической роли религии в судьбах Отечества и его культуры. Наибольший резо- нанс в этом направлении получили художественные решения, связан- ные с христианством (например, творчество писателей В. Тендрякова, В. Солоухина, Ч. Айтматова, художника И. Глазунова); 3) развитие темы нравственно-религиозного содержания смысла жизни и деятельности человека (поэты Б. Пастернак, С. Аверинцев, писатель А. Солженицын и др.); 4) художественное воплощение неоориенталистских (в том числе теософских и антропософских) воззрений, сочетаемых иногда с христианскими, в том числе и православными версиями истории и культуры (писатель Д.Андреев, художник О. Кандауров и др.). Нередко между названными направлениями отсутствуют жесткие границы, имеет место взаимопроникновение образно-художественного материала и элементов философско-эстетических концепций. Конкрет- ный анализ эволюции творческих решений помогает выяснить "доминанту" в соотношении эстетической, философской, нравственной и религиозной составляющих, преломившихся в образно-художествен- ной форме современного искусства.
Раздел шестой
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |