КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Смысл истории
Тема 3. Глобальный мир XXI века: коллизии обретения общечеловеческой перспективы Тенденции растущей взаимозависимости нации и регионов — экономические, политические, социокультурные. Глобальные проблемы и их общепланетарный характер: необходимость кооперации народов и государств перед лицом глобальных вызовов. Коллизии глобализма: неэквивалентный экономический, информационный и межкультурный обмен как предпосылка гегемонии Севера над Югом. Альтернативные версии глобализма: глобализм как гегемонизм (однополюсный мир), глобализм в контексте демократического полицентризма и равноправного партнерства. Глобализм и «великие учения» XX века: от коммунистического к либеральному интернационалу; старые и новые версии концепции ограниченного суверенитета. «Третий» и «четвертый» миры как аутсайдеры глобализма, выталкиваемые на обочину исторического процесса. Угроза утраты общечеловеческой перспективы: концепции «конфликта цивилизаций», «золотого миллиарда», «мирового этнокультурного (ментального) барьера». Источники восстановления общечеловеческой исторической перспективы на Востоке и на Западе. Философско-историческая концепция гуманистического глобализма, ее мировоззренческие, ценностные, социально-экономические и политические основания. Вопрос о смысле мировой истории в контексте разных культурных традиций: античной, христианской, просвещенческой, постмодернистской. Античная парадигма и ее альтернативы: история как вечное возвращение и как вторжение завистливого рока. Христианские парадигмы: история как грехопадение и как воплощение Божественного замысла о мире и человеке. Просвещенческие парадигмы: история как возвращение из плена искусственности к «естественному порядку» и как воплощение рационального проекта. Парадоксы сознания, ищущего смысл истории. Парадокс эмансипатбрского сознания, видящего в истории прогресс в развитии свободы: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму». Парадокс рационализма, понимающего историю как воплощение организационной идеи: от тотальной упорядоченности к тотальному хаосу. Парадокс технологической утопии, понимающей историю как покорение природы и вытеснение естественного искусственным: от техники созидающей к технике всеразрушения. Парадокс иудео-христианской парадигмы: от истории как торжества сильных к истории как торжеству «нищих духом». Конкретно-исторические воплощения указанных парадоксов на Востоке и на Западе. Западное эмансипаторское движение и его исторические, социокультурные и нравственные антиномии. Возможности и тупики организационной идеи: крайности порядка и реакция бунта на Западе и на Востоке. Человеческий и постчеловеческий мир техники: технический нигилизм и его исторические превращения. О сильных и «нищих духом» в постсоветскую эпоху. Место христианского обетования в эпоху перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, от экономической и постэкономической цивилизации. Раздел II НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |