КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Около 100-451 гг
ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ После победы Октябрьской революции 1917 г. и образования СССР (1922) среди внутриполитических задач одно из важных мест заняли задачи национально-языкового строительства. Национальный вопрос был очень важной проблемой в первом социалистическом государстве, так как СССР был страной многонациональной, включающей и развитые нации с древней культурой (Армения, Грузия), и молодые нации (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), и народности, не переросшие в нации (народы Севера, Дальнего Востока и Дагестана), особое положение занимала Прибалтика, нации которой прошли этап буржуазного развития. Различия территориальных и природных условий Кавказа, Средней Азии, Прибалтики, Сибири и разная историческая судьба населения этих территорий представляли большие трудности для выработки единого плана развития культуры этих наций и народностей. Обоснование избранного правительством курса опиралось на высказывания В. И. Ленина по национальному вопросу, который писал: «Пока существуют национальные и государственные различия между народами и странами – а эти различия будут держаться еще очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе – единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не устранения разнообразия, не уничтожения национальных различий..., а такого применения основных принципов коммунизма (Советская власть и диктатура пролетариата), которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям»1. 1Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 41. С. 77.
Так как язык является важнейшим признаком нации, то, естественно, национальная политика в первую очередь касается языков и их развития. Развитие же языка связано с установлением литературного языка, что прежде всего связано с созданием письменности. За время существования СССР около 60 языков получили письменность, а тем самым возможность обучения в школе на родном языке. На пути установления и нормирования языков народов СССР встречалось много трудностей, из которых главная – это выбор того диалекта, на базе которого должен быть закреплен литературный язык. Встречаются такие случаи, когда два диалекта, сильно разошедшиеся, обладают равными правами и тогда возникают два параллельных литературных языка (например, эрзя-мордовский и мокша-мордовский). Существенным затруднением является чересполосица населения, когда немногочисленная по числу говорящих народность разбросана по большой территории вперемежку с населением других национальностей (например, ханты в Западной Сибири или эвенкийцы в Восточной). Благоприятные условия для стабилизации литературного языка представляет наличие какой-нибудь письменности в прошлом, хотя бы и не носившей общенародного характера (например, арабской письменности у татар, узбеков, таджиков). Важную роль для народов бывшего СССР играл русский язык – язык международного общения наций и народностей. Русский язык остается главным источником обогащения лексики большинства национальных языков, особенно в области политической, научной и технической терминологии. < Вместе с тем в языковой политике центральных партийно-государственных органов, начиная с 30-х гг., все более крепнет тенденция к русификации всего геополитического пространства СССР – в полном соответствии с усилением его экономической централизации. В свете этой тенденции положительные сдвиги в деле распространения письменности приобретали негативный оттенок ввиду почти насильственного введения алфавита на русской основе; русскому языку повсеместно отдавалось явное предпочтение. Ориентация внутренней политики на формирование этнически обезличенного, мнимо единого «советского народа» имела два важных последствия для языковой жизни страны. Во-первых, такая политика ускорила процесс деградации языков многих малых народов (так называемых «миноритарных языков»). Этот процесс носит глобальный характер и имеет объективные причины, среди которых далеко не последнее место принадлежит языковой политике государства. В социолингвистике существует понятие «больные языки» – это языки, теряющие свою значимость в качестве средства общения. Сохраняясь лишь у старших представителей данного народа, они постепенно переходят в категорию исчезающих языков. Количество говорящих на таких языках исчисляется сотнями, а то и десятками человек, а, например, на керекском языке (Чукотский автономный округ) в 1991 г. говорили только три человека. Во-вторых, централизаторская политика породила все более крепнувшее культурно-национальное противостояние республик и центра, и в годы перестройки это вылилось в массовый и стремительный процесс пересмотра Конституций союзных республик в части, касающейся государственного языка. Начавшись в 1988 г. в Литовской ССР, этот процесс в течение 1989 и первой половины 1990 гг. охватил весь СССР, а после его распада началась новая волна уточнения Конституций уже национальных субъектов Российской Федерации путем внесения статьи о государственных языках, каковыми признавались национальные языки наряду с русским. К концу 1995 г. во всех национальных республиках в составе РФ закон о языках либо принят, либо представлен на обсуждение. Языковая реформа, идущая в РФ, не заканчивается с принятием законов о языках. Необходимо предусмотреть весь комплекс мер по культурно-языковому строительству и обеспечить сохранение тех народов и языков, которые еще можно сохранить. А одной из первоочередных задач российских языковедов становится фиксация исчезающих языков для потомков в виде словарей, текстов, грамматических очерков, магнитофонных записей живой речи и фольклора, ибо каждый даже самый малый язык – это неповторимый феномен многонациональной культуры России – В. В.>
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К МАТЕРИАЛУ, ИЗЛОЖЕННОМУ В ГЛАВЕ VII (ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ) Аванесов Р. И. Очерки русской диалектологии. Ч. 1. М.: Учпедгиз, 1949. Брозович Д. Славянские стандартные языки и сравнительный метод // Вопросы языкознания, 1967. № 1. Вопросы теории лингвистической географии / Под ред. Р. И. А в а н е с о в а. М.: Изд. АН СССР, 1962. Государственные языки в Российской Федерации / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Академия, 1995. Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты. Л.: Худож. лит., 1936. Кибрик А. Е. Проблема исчезающих языков в бывшем СССР // Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.: МГУ, 1991. Красная книга языков народов России / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Академия, 1994. Кузнецов П. С. Русская диалектология. 3-е изд., испр. М.: Учпедгиз, 1960. Морган Л. Г. Древнее общество / Пер. с англ. Л., 1934. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1970. Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1994. Русская диалектология. М.: Наука, 1964. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. ТолстойН.И. История и структура славянских литературных языков. М.: Наука, 1988. Энгельс Ф. Диалектика природы (раздел: Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека) //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. С. 486-500. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е. изд. Т. 21. С. 23-178. Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994.
Оглавление:
П Р Е Д И С Л О В И Е........................................................................................................................................................................................... 9 ГЛАВА I................................................................................................................................................................................................................. 10 ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................................... 10 § 1. Почему язык не относится к явлениям природы................................................................................................. 10 § 2. ЯЗЫК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ..................................................................................................................................... 13 § 3. СТРУКТУРА ЯЗЫКА. ЯЗЫК КАК СИСТЕМА............................................................................................................................... 16 § 4. Язык и речь........................................................................................................................................................................................... 22 § 5. Синхрония и диахрония........................................................................................................................................................... 25 § 6. Связь языковедения с другими науками.................................................................................................................. 28 ГЛАВА II............................................................................................................................................................................................................... 33 ЛЕКСИКОЛОГИЯ............................................................................................................................................................................................... 33 § 7. Слово как предмет лексигологии.................................................................................................................................... 33 § 8. Типы слов в языке......................................................................................................................................................................... 40 Функции.................................................................................................................................................................................................... 41 § 9. Равноименность и ее разновидности.......................................................................................................................... 43 § 10. Полисемия........................................................................................................................................................................................ 44 § 11. Метафора............................................................................................................................................................................................ 45 § 12. Перенос по функции.................................................................................................................................................................. 46 § 13. Метонимия............................................................................................................................................................................................ 46 § 14. Синекдоха......................................................................................................................................................................................... 48 § 15. Омонимия......................................................................................................................................................................................... 48 § 16. Синонимы......................................................................................................................................................................................... 52 § 17. Антонимы.......................................................................................................................................................................................... 54 § 18. Табу и эвфемизмы...................................................................................................................................................................... 56 § 19. Этимология и «народная» этимология..................................................................................................................... 57 § 20. Контекст и эллипсы.................................................................................................................................................................. 60 § 21. Терминология................................................................................................................................................................................ 61 § 22. Лексикализация и идиоматика....................................................................................................................................... 67 § 23. Фразеология.................................................................................................................................................................................... 70 § 24. Словарный состав языка...................................................................................................................................................... 71 § 25. Лексикография.............................................................................................................................................................................. 81 ГЛАВА III.............................................................................................................................................................................................................. 84 ФОНЕТИКА.......................................................................................................................................................................................................... 84 § 26. Что такое фонетика................................................................................................................................................................... 84 § 27. Сведения из акустики............................................................................................................................................................. 85 § 28. Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи........................................................................ 86 § 29. Классификация звуков речи.............................................................................................................................................. 90 § 30. Согласные........................................................................................................................................................................................ 92 § 31. Гласные.............................................................................................................................................................................................. 97 § 32. Фонетическое членение речи.......................................................................................................................................... 102 § 33. Фонетические (звуковые) процессы.......................................................................................................................... 105 § 34. Позиционные изменения. Ударение. Редукция.................................................................................................. 105 § 35. Аккомодации............................................................................................................................................................................... 108 § 36. Ассимиляции............................................................................................................................................................................... 109 § 37. Диссимиляции............................................................................................................................................................................ 110 § 38. Прочие фонетические процессы.................................................................................................................................... 112 § 39. Фонемы, позиции, вариации и варианты................................................................................................................. 113 § 40. Система фонем и фонетическая система языка............................................................................................ 118 § 41. Орфоэпия.......................................................................................................................................................................................... 121 § 42. Методы и приемы экспериментальной фонетики.......................................................................................... 122 ГЛАВА IV............................................................................................................................................................................................................ 131 ГРАММАТИКА................................................................................................................................................................................................. 131 § 43. Что такое грамматика1......................................................................................................................................................... 131 § 44. Грамматические способы языков.............................................................................................................................. 141 § 45. Способ аффиксации................................................................................................................................................................ 141 § 46. Агглютинация и фузия......................................................................................................................................................... 145 § 47. Морфологический и этимологический состав слова................................................................................ 147 § 48. Чередования и внутренняя флексия......................................................................................................................... 148 § 49. ПОВТОРЫ (РЕДУПЛИКАЦИИ)...................................................................................................................................................... 153 § 50. СЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................................................................................ 155 § 51. СПОСОБ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ..................................................................................................................................................... 156 § 52. СПОСОБ ПОРЯДКА СЛОВ............................................................................................................................................................. 162 § 53. СПОСОБ УДАРЕНИЯ....................................................................................................................................................................... 163 § 54. СПОСОБ ИНТОНАЦИИ................................................................................................................................................................... 164 § 55. СУППЛЕТИВИЗМ.............................................................................................................................................................................. 165 § 56. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ.............................................................................................. 167 § 57. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ............................................................................................................................................. 168 § 58. ЧАСТИ РЕЧИ....................................................................................................................................................................................... 170 § 59. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА.................................................................................................................................. 172 § 60. СИНТАГМЫ В СОСТАВЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ..................................................................................................... 175 § 61. ПРЕДЛОЖЕНИЕ................................................................................................................................................................................. 176 § 62. ОБОРОТЫ С ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРЕДИКАТИВНОСТЬЮ................................................................................................. 178 § 63. ТИПЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ............................................................................................................................................. 179 § 64. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................................................................... 180 § 65. СОЧИНЕНИЕ....................................................................................................................................................................................... 182 § 66. ВНЕСЕНИЕ.......................................................................................................................................................................................... 183 § 67. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ.................................................................................................................................. 183 ГЛАВА V........................................................................................................................................................................................................... 184 ПИСЬМО............................................................................................................................................................................................................. 184 § 68. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПИСЬМЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПИСЬМА............................................................................................ 184 § 69. ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОГО ПИСЬМА...................................................................................... 185 § 70. ГРАФИКА............................................................................................................................................................................................. 194 § 71. АЛФАВИТ............................................................................................................................................................................................ 195 § 72. ОРФОГРАФИЯ.................................................................................................................................................................................... 198 § 73. ТРАНСКРИПЦИЯ............................................................................................................................................................................... 199 ГЛАВА VI............................................................................................................................................................................................................ 204 КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ...................................................................................................................................................................... 204 § 74. ЯЗЫКИ МИРА..................................................................................................................................................................................... 204 § 75. ВОЗМОЖНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ.................................................................................................................... 205 § 76. ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ....................................................................... 206 § 77. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ЯЗЫКОВЕДЕНИИ.................................................................................. 208 § 78. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ........................................................................................................... 216 § 79. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ............................................................. 234 ГЛАВА VII.......................................................................................................................................................................................................... 241 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ....................................................... 241 § 80. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.............................................................................................................................................................. 242 § 81. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА.......................................................................................................................................................... 242 § 82. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ............................................................................................................................................................... 245 § 83. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ................................................................................................... 246 § 84. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА............................................................................... 248 § 85. ИЗМЕНЕНИЯ В ФОНЕТИКЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ.............................................................................................. 251 § 86. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ...................................................................................... 256 § 87. ЯЗЫКИ РОДО-ПЛЕМЕННОГО СТРОЯ....................................................................................................................................... 258 § 88. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА И ИХ ЯЗЫКИ.................................................................................................................................... 259 § 89. ЯЗЫКИ ФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА............................................................................................................................................ 259 § 90. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЦИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ............................................................................................. 262 § 91. ЯЗЫКОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА.......................................................................................................... 267 § 92. ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................................................................................. 269
Христианство ведет свое происхождение из Палестины - конкретнее из района Иудеи и особенно из города Иерусалима. Рассматривая себя продолжением и развитием иудаизма, первоначально христианство процветало в районах, традиционно с ним связанных, главным образом, в Палестине. Однако, оно стремительно распространилось в соседние регионы, частично благодаря усилиям таких ранних христианских евангелистов как Павел из Тарса. К концу первого века христианство распространилось по всему Восточному Средиземноморью и даже было значительно представлено в городе Риме, столице Римской империи. По мере того, как Римская церковь становилась все более сильной, начала развиваться напряженность между христианским руководством Рима и Константинополя, предвосхищая будущий раскол между Западной и Восточной церквами, центры которых находились соответственно в этих двух городах. В ходе этого распространения, в целом ряде регионов возникли значительные центры богословской мысли и богословских дискуссий. Из них можно выделить три, имеющих особое значение. Два из них были грекоязычными, а третий - латиноязычным. 1. Город Александрия, расположенный в современном Египте, ставший центром христианского образования. С этим городом стал ассоциироваться характерный богословский стиль, который отражал его давнюю связь с платоновской традицией. Читатель обнаружит указания на "александрийский" подход в таких областях как христология и толкование Библии, что отражает как важность, так и особенность стиля христианства, ассоциируемого с этой областью. 2. Город Антиохия и окружающие его районы Каппадокии, расположенные в современной Турции. Еще на ранней стадии распространения христианства в этом северном регионе Восточного Средиземноморья утвердилось сильное христианское присутствие. Некоторые миссионерские путешествия апостола Павла приводили его в этот регион, и, согласно книге Деяний Апостолов, Антиохия фигурирует в нескольких важных местах истории ранней Церкви. Вскоре Антиохия стала ведущим центром христианской мысли. Как и Александрия, она стала ассоциироваться с конкретными подходами к христологии и толкованию Библии. Термин "антиохийский" часто используется для обозначения конкретного богословского стиля. В четвертом веке "Каппадокийские отцы" также сыграли важную роль в развитии христианского богословия в этом регионе, особенно своим вкладом в доктрину Троицы. 3. Северо-Западная Африка, в особенности район современного Алжира. В позднеклассическом периоде здесь располагался город Карфаген, важный средиземноморский порт, который одно время выступал в роли политического соперника Римской республики в борьбе за господство над этим регионом. В период, когда в этот регион начало проникать христианство, Карфаген был римской колонией. К основным авторам из этого региона относятся Тертуллиан, Киприан Карфагенский и Августин Гиппонийский. Указание на эти основные центры богословской мысли ни в коей мере не означает, что другие средиземноморские города не имели особого значения. Рим, Константинополь, Милан и Иерусалим также были центрами христианских богословских исследований, хотя и не столь значительными как перечисленные выше.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |