КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ландшафтная архитектура 1 страница
Обучающихся по направлению подготовки бакалавров Методические указания к курсовой работе ДЕКОРАТИВНОЕ РАСТЕНИЕВОДСТВО Брянск 2013 Ландшафтная архитектура Обучающихся по направлению подготовки бакалавров Методические указания к курсовой работе ДЕКОРАТИВНОЕ РАСТЕНИЕВОДСТВО
для студентов III курса ЛХФ,
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
Кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства
для студентов III курса ЛХФ,
Брянск 2013 Декоративное растениеводство. Методические указания к курсовой работе для студентов III курса ЛХФ, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 250700 – Ландшафтная архитектура/ Брянск; БГИТА, 2013. – 50 с.
Составитель: Алехина И. В. – кандидат с.-х. наук, доцент кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства БГИТА
Рецензент: Смирнова М. Ю. - кандидат с.-х. наук, доцент кафедры лесных культур и почвоведения БГИТА
Методические указания «Декоративное растениеводство» призваны научить студента самостоятельно разрабатывать ассортимент декоративных растений для конкретных условий, разрабатывать наиболее производительную технологию выращивания посадочного материала с учетом конкретных условий.
Рекомендованы кафедрой садово-паркового и ландшафтного строительства, УМК лесохозяйственного факультета Брянской государственной инженерно-технологической академии
Протокол № от “ “___________2013 г.
Введение
В решении основных вопросов улучшения и охраны внешней среды большое значение придается зеленым насаждениям как при строительстве новых микрорайонов, промышленных предприятий, зон отдыха, так и при реконструкции существующих городских территорий. Основным источником поступления саженцев декоративных древесных растений для зеленого строительства являются декоративные питомники. Увеличение объемов работ по строительству и реконструкции, благоустройству и озеленению городов и населенных мест предъявляет новые требования к качеству и ассортименту продукции, выпускаемой декоративными древесными питомниками. Целью методических указаний является закрепление студентами знаний, полученных в процессе лекционного курса по декоративному растениеводству. Выполнение работы поможет расширить представление о декоративных древесных породах, закрепить знания агротехники и сроков выращивания деревьев и кустарников; составлять схемы посадок в отделах питомника в зависимости от пород; проводить работы по формированию растений, севообороту. В итоге работы студентами производится расчет производственной мощности питомника декоративных деревьев и кустарников с учетом особенностей района произрастания, составляется план питомника, разрабатывается агротехника выращивания посадочного материала.
1. Структура курсовой работы
Введение 1 Природные условия района проектирования 1.1 Местонахождение и краткая характеристика города 1.2 Природные условия 1.3 Характеристика участка 1.4Обоснование проектируемого ассортимента 2 Производственная мощность и структура декоративного питомника 2.1 Расчет производственной мощности питомника 2.2 Сроки выращивания посадочного материала в питомнике
2.3 Закладка и выпуск материала по школам 2.4 Расчет продуцирующей площади питомника 3 Технология выращивания посадочного материала 3.1 Севообороты в декоративном питомнике 3.2 Обработка почвы 3.3 Применение удобрений и ростовых веществ 3.4 Технология выращивание посадочного материала в отделе размножения 3.5 Технология выращивания посадочного материала в отделах формирования 3.6 Многолетние насаждения Заключение. Литературы.
Методика выполнения курсового проекта
1. Подбор и обоснование проектируемого ассортимента Работа над курсовой работой по дисциплине «Декоративное растениеводство» разбивается на четыре этапа. На первом этапе, после получения задания, студент должен оценить естественно-исторические и хозяйственно-экономические условия. Далее студент должен оценить виды древесной растительности с точки зрения перспективы использования их в городских условиях и разработать ассортимент деревьев и кустарников для выращивания в проектируемом питомнике. Подбор проектируемого ассортимента проводится в соответствии с принципом районирования ассортимента (прил. 1, табл. 1 и 2). На основании данных, приведенных в прил. 1, определяются номер района, а затем ассортимент видов деревьев и кустарников, пригодных для озеленения в конкретном районе. Для определения проектируемого ассортимента видов необходимо выписать все виды, произрастающие в данном районе. Их список дается в тексте пояснительной записки в разделе «Обоснование проектируемого ассортимента». Из этого списка выделяют по 6 видов лиственных быстро- и медленнорастущих деревьев, по 2 вида быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев, 3 вида деревьев для выращивания в школе длительного выращивания (ШДВ) и 3 вида относящихся к декоративным древесным формам деревьев, размножаемым прививкой; по 15 видов кустарников лиственно-декоративных и красивоцветущих; 3 вида кустарников, хорошо переносящих стрижку, для выращивания архитектурных форм; 1 вид хвойных кустарников, по 10 сортов привитых сиреней и роз. Список видов проектируемого ассортимента должен быть тщательно продуман, и каждая группа выращиваемых растений должна содержать виды основного, дополнительного и ограниченного ассортиментов.
К основному ассортименту относятся породы, отличающиеся стабильным плодоношением, устойчивость которых в условиях города подтверждается хорошим ростом, состоянием и высокой декоративностью их в городских многолетних зеленых насаждениях. В ландшафтно-композиционном отношении растения этой группы используются для создания фоновых массивов, основы декоративных групп, для озеленения магистралей и улиц и т. п. Это основа городского ассортимента. Для включения вида в основной ассортимент необходимо знать, имеется ли надежная маточно-семенная база для сбора семян и заготовки черенков. Технология выращивания таких пород должна быть освоена производством. Как правило, к основному ассортименту относятся местные виды, но могут быть и интродуценты. В количественном соотношении эта группа должна составлять 60...65% от общего количества. В дополнительный ассортимент включают виды, обладающие высокими декоративными качествами и стабильным плодоношением, однако в городских условиях виды этой группы не всегда проявляют высокую устойчивость. Их используют для создания групп, опушек, солитеров, озеленения улиц и т. д. В ландшафтно-композиционном отношении эти виды дополняют фоновые насаждения, придают им эстетичность и определенный колорит. Растения этой группы не должны составлять больше 30...35% от общего числа выращиваемых видов. Маточно-семенная база этих видов должна быть надежна, технология выращивания освоена производством. К ограниченному ассортименту относят виды, редко используемые в озеленении из-за недостаточной обеспеченности исходным материалом, трудностей размножения, растения необычного и оригинального вида и т. п. Доля участия их в общем количестве выращиваемых видов в питомниках не больше 5%. Ассортимент кустарников, кроме этого, должен быть подобран так, чтобы обеспечить непрерывность цветения с ранней весны до поздней осени. Для этого составляется «Календарь цветения» (прил. 1, табл. 3).
2. Расчет производственной мощности питомника Второй этап работы над проектом включает расчет производственной мощности питомника. На основании установленной численности населения города, внесенную в табл. 1, студент самостоятельно определяет норму зеленых насаждений.
Таблица 1 - Норма зеленых насаждений общего пользования на одного жителя по категориям городов
На основании показателей нормы зеленых насаждений и количества жителей определяют площадь, которую должны занимать зеленые насаждения в конкретном населенном пункте. Определение необходимого количества деревьев и кустарников на озеленяемую территорию проводят, исходя из нормативного количества деревьев и кустарников на 1 га озеленяемой территории (табл. 2).
Таблица 2 - Количество деревьев и кустарников на 1 га озеленяемой площади жилых территорий, шт./га
При расчете количества деревьев и кустарников, выпускаемых питомником, необходимо предусмотреть следующее. Питомник должен дополнительно выращивать материал на ремонт существующих и вновь создаваемых насаждений: для деревьев 3 % от их количества на всей озеленяемой территории, для кустарников 7 % от всего их количества. Кроме этого, необходимо предусмотреть также на отпад по 5 % от общего количества деревьев и кустарников. Озеленение территории данного населенного пункта будет проводиться постепенно, в течение нескольких лет. Поэтому необходимо рассчитать количество деревьев и кустарников, выпускаемых питомником ежегодно. Расчетный срок, в течение которого данный питомник должен обеспечивать населенный пункт посадочным материалом, устанавливается в 10 лет. Далее следует распределить общее количества деревьев и кустарников соответственно группам растений, выращиваемым в проектируемом питомнике. Такое распределение проводится в соответствии с климатической зоной, в которой расположен проектируемый питомник (табл. 3). Далее определяют способы размножения и сроки выращивания видов проектируемого ассортимента в разных отделах питомника. Для этого необходимо помнить, что большинство проектируемых видов размножается семенным способом.
Таблица 3 - Группы растений и их соотношение в питомниках различных зон России, %
Одревесневшими черенками размножают тополя и ивы. Способом зеленого черенкования - виды и сорта секции белых тополей, большинство сортовых кустарников и т. д. Прививкой - декоративные формы деревьев, сортовые сирени и розы. При этом следует помнить, что подвойный материал для прививок размножают семенным способом. Сроки выращивания пород по отделам питомника определяют, исходя из условий выращивания и быстроты роста этих пород, придерживаясь следующих рекомендаций (табл. 4). На основании знаний, полученных в курсе «Дендрология», на лекциях по дисциплине, в учебнике, специальной литературе и данных табл. 4 определяют способы размножения и календарные сроки выращивания посадочного материала. Полученные данные сводят в таблицу, в которой для каждого вида указывают способ размножения, количество лет выращивания в отделе размножения и в школах (прил. 2, табл. 2).
Таблица 4 - Примерные сроки выращивания пород по отделам питомника
Расчет материала, необходимого к закладке и выпуску, проводят на основании количественного соотношения различных пород, предусмотренного проектом, с учетом отпада в каждой школе. Величина отпада определяется с учетом условий выращивания, биологических особенностей вида и сведений, приведенных в табл. 5. Полученные данные сводятся в таблицу «Закладка и выпуск материала по школам» (см. прил. 2, табл. 3). Подсчитывают продуцирующую площадь питомника. Она рассчитывается дифференцированно по школам и отделам питомника с учетом севооборотов и на основании общепринятых площадей питания для каждой технологической группы (табл. 6). Севообороты устанавливаются в зависимости от климатической зоны, богатства почвы, степени ее освоения, наличия достаточных земельных угодий.
Таблица 5 - Временные нормы отпада растений в производстве до их выпуска (Госзеленхоз, 1977), %
Таблица 6 - Площади питания по отделам, м2
Для пород, имеющих одинаковый срок выращивания в одной школе, рассчитывают один общий севооборот, число полей которого, в условиях недостаточности земельных угодий, равняется числу лет выращивания саженцев в данной школе плюс один год - черный пар. Сумма площадей, занятых под древесными породами и полями под парами дает нам продуцирующую площадь питомника. Расчет площадей сводят в таблицу «Расчет продуцирующей площади питомника» (см. прил. 2, табл. 4).
3. Организация территории питомника. Поиск оптимального планировочного решения
Третий этап работы над курсовым проектом включает в себя разработку генерального плана организации территории питомника. После выполнения расчетов продуцирующей площади питомника приступают к проектированию плана организации территории питомника. Проектирование осуществляется в масштабе 1:1000- 1:2000. Для нахождения оптимального планировочного решения при проектировании необходимо провести четкое разделение территории на производственную и непроизводственную зоны. К непроизводственной зоне относят вспомогательные подразделения питомника: административно-хозяйственная часть - здание администрации, мастерские, столовая, гаражи, машинно-тракторная станция, электроподстанция, водонасосная станция, склады для семян, горюче-смазочных материалов, холодильный блок; дороги, дендрарий, полезащитные полосы, водоем, торгово-выставочный центр, жилой сектор и др. Перед составлением генплана необходимо определить содержание непроизводственной зоны. Следует иметь в виду, что весь набор элементов административно-хозяйственной зоны не обязательно должен присутствовать в проектируемом питомнике. Наличие того или иного элемента определяется конкретными хозяйственно-экономическими и естественно-историческими условиями. Состав и содержание непроизводственной зоны студент определяет самостоятельно, исходя из конкретных естественно-исторических условий. Проектирование территории питомника начинается с нанесения главного въезда в питомник и магистральных дорог, проходящих внутри питомника. Дороги должны обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между разными отделами питомника. При разработке плана организации территории питомника следует помнить, что дорожная сеть должна обеспечивать доступ ко всем его участкам. В зависимости от назначения дороги могут быть магистральные, внутрихозяйственные и временные. Организация территории питомника начинается с разбивки магистральных дорог. Магистральные дороги располагаются внутри питомника перпендикулярно друг к другу. Они должны обеспечивать перевозку грузов ко всем отделам питомника. Их устраивают шириной 6...10м, они предназначены для двустороннего движения транспорта. Как правило, такие дороги располагаются в центральной части питомника. После этого необходимо определить место расположения и конфигурацию площади непроизводственной зоны и нанести ее на план. В зависимости от конкретных условий, административно-хозяйственная зона размещается или в центре питомника, или недалеко от въезда и может включать здание администрации, мастерские, столовую, гаражи, машинно-тракторную станцию, электроподстанцию, водонасосную станцию, склады для семян, горюче-смазочных материалов, холодильный блок, дендрарий, площадку для хранения компоста, водоем, торгово-выставочный центр, жилой сектор и др. Перед составлением генплана необходимо определить структурные подразделения, которые необходимы для обслуживания проектируемого питомника. Эта работа студентом выполняется самостоятельно. При расположении отдельных подразделений на плане необходимо продумать удобство их размещения, подъезды, сообщение с другими подразделениями. После завершения работы по размещению непроизводственной зоны, приступают к размещению отделов и школ питомника. При размещении отделов питомника наибольшее внимание уделяют отделу размножения. Для него отводят участки, расположенные вблизи административных зданий, в центре питомника. Водоем и маточный участок для получения черенков размещают вблизи отдела размножения. Отделения по школам для укрупнения полей целесообразно располагать в одном севообороте. Например, можно объединить при составлении плана питомника в один севооборот деревья и кустарники с общим сроком выращивания (лиственные, медленнорастущие и хвойные деревья I школы и кустарники, выращиваемые в I школе с общим сроком выращивания 4 года). Дальнейшее членение территории производится полевым методом. По границам отдельных полей, как правило, между школами, отделами или отдельными полями устраиваются второстепенные дороги для одностороннего проезда, шириной 3-4 м. Длинная сторона полей должна быть 100-200 м. Соотношения сторон полей в зависимости от их площади могут быть 1:2 —1:5. По границам питомника проектируется окружная дорога шириной 6-10 м. Следует помнить, что суммарная площадь административно-хозяйственной зоны, полезащитных полос и дорог в питомнике не должна превышать 25 % от продуцирующей площади питомника. План питомника вычерчивается на ватмане в масштабе 1:1000-1:2000 в цвете и туши. Окраска производится разведенной цветной тушью или акварелью, а обводка и надписи черной тушью. На плане следует указать направление по меридиану и экспликацию. План должен быть выполнен аккуратно, линии обводки должны быть одинаковой толщины по всей длине, отмывка - ровной. Допускается выполнение плана на компьютере с последующей его распечаткой. При оформлении плана принимаются следующие цвета: для посевного отделения - желтый, I школы - зеленый, II школы - красный, III школы - синий, дорог - коричневый. Усадьба, компостный участок и водоем не раскрашиваются, а выполняются условными знаками. На всех полях питомника в виде дроби указывается номер поля и его площадь. На плане должны быть: заголовок «Питомник декоративных деревьев и кустарников (генплан)», условные обозначения, экспликация, штамп, расположение питомника относительно меридиана.
Приложение А (обязательное)
Таблица 1 - Характеристика районов, выделенных для целей зеленого строительства на территории бывшего СССР (по И.И. Галактионову, А.В. By, В.А. Осину, 1967)
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |