Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика как область гуманитарного знания




Возникновение педагогики как науки. Для того чтобы челове­ческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В сред­ние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазуб­ривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механи­ческое повторение или заучивание - не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при вклю­чении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преоб­разует самого себя, имеет принципиальное значение. Но он не от­рицает всей важности процесса передачи старшими поколениями и усвоения новыми поколениями социального опыта человечест­ва. Преобразование действительности невозможно без знакомства со всем тем, что уже познано и создано человечеством, без освое­ния богатства накопленной культуры.

Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и бу­дет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие - младшим, более опытные - менее опытным и т.д.

Более того, по мере развития человеческого общества опыт че­ловечества становится все объемнее и многообразнее. А это означа­ет, что человеку, живущему в этом обществе, необходимо будет знать и уметь еще больше. То есть школьнику за тот же период обу­чения придется осваивать более объемный материал. Увеличение объема знаний влечет за собой усложнение процесса их передачи, который должен стать более эффективным и продуктивным. Сле­довательно, важность и значимость процесса передачи накопленно­го человечеством опыта будут в дальнейшем возрастать.

Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся пред­метом специального изучения. На определенном этапе развития че­ловечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта.

С этого момента процесс передачи социального опыта выде­лился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимо­действия старшего с младшим. Это взаимодействие получило на­звание педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.

Педагогический процесс - это специально организованное взаимо­действие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучаю­щего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является переда­ча старшими и освоение младшими социального опыта, необходимо­го для жизни и труда в обществе.

Педагогический процесс, выделившись в отдельный вид взаи­модействия людей, стал занимать умы философов, что нашло от­ражение в трудах таких известных мыслителей, как Сократ (470-399 до н.э.), Демокрит (460-370 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) и др.

Термин «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Педагогами назывались наставники, воспитывающие и обучающие детей.

Период развития педагогики от Древней Греции до средних веков еще не был периодом развития науки. Это было время ос­воения и отбора различных педагогических принципов, методов и приемов, период накапливания информации и опыта.

Оформление педагогики в самостоятельную науку большин­ство исследователей связывают с именем великого чешского пе­дагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его выдающийся труд «Великая дидактика» до сих пор остается интересным и по­учительным для педагогов. Большинство сформулированных им принципов, методов и форм организации педагогического про­цесса составляют ядро современных педагогических систем.

Предметом педагогики является педагогический процесс как осо­бый вид взаимодействия людей. Отсюда можно вывести и опреде­ление самой педагогики как науки. Педагогика - это наука, изу­чающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства раз­вития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика - гуманитарная наука. Все изучаемые человеком науки делятся на две большие группы. Науки одной группы изу­чают природу и законы ее развития. К этой группе относятся фи­зика, астрономия, математика, география, химия, биология и др. Они получили название естественных наук. Другую группу со­ставляют науки, изучающие человека и общество, его культуру и историю (история, философия, культурология, педагогика и т.д.). Эти науки называются гуманитарными. Иногда их еще называют социальными науками, т.е. науками о социуме (обществе).

В основе педагогики лежат социальные закономерности и ме­ханизмы передачи социального опыта новым поколениям. По­этому ее относят к области гуманитарных наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.