Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение технологий в образовании




Преимущества технологий в обучении. Распространение терми­на «технологии» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.

Широкое (насколько это возможно) использование информа­ционных технологий в сфере образования показало, что появились средства, способные и сферу образования перевести на третью ступень - ступень технологии.

В любой сфере деятельности человека создание и широкое ис­пользование технологий ведет к усилению возможностей и повы­шению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. На­пример, в производстве текстильной продукции переход от ремес­ленного способа производства к промышленному (технологич­ному) позволяет резко увеличить объемы выпускаемой ткани, сни­зить затраты на производство единицы продукции и уделить боль­ше внимания эстетическим вопросам и вопросам качества, что ве­дет к расширению ассортимента, т.е. повышению количества тка­ней различных видов и назначения.

То же самое происходит и в педагогике. Создание высокоэф­фективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного мате­риала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста студентов, на­правлять их творческое развитие.

Таким образом, технология обучения, во-первых, повышает производительность труда учителя.

Во-вторых, контроль результативности обучения каждого уча­щегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабаты­вать материал два-три раза и более.

В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных ме­тодов контроля (как конечного, так и промежуточного) дает воз­можность снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность учителя) при проведении контроля.

В-пятых, создание технологий обучения позволяет снизить за­висимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимися во всех образовательных учреж­дениях страны.

В-шестых, технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьно­го и профессионального образования.

Область применения понятия «технология» в педагогике. Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввиду того что технология пред­полагает предварительное определение диагностичной цели, нам в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установ­ка диагностичной цели в образовании.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об обра­зовании» само образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. С обучением ситуация пре­дельно ясна - для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы школьнику в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности, и т.д. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддается итоговому контролю. Таким обра­зом, в обучении возможно построение и использование на прак­тике технологий.

Совсем по-иному обстоит дело с воспитанием. Как бы мы ни старались, мы не можем определить для него диагностичную цель. Человек слишком многофакторная структура, обладающая зна­чительным количеством как психологических, так и личностных особенностей. Ни детально описать, ни выстроить педагогические процессы, которые смогли бы сформировать эти качества на не­обходимом уровне, ни тем более объединить их в один и преду­смотреть (предотвратить) все возможные случаи наложения про­цессов и искажения результатов педагогика на сегодняшнем уровне своего развития не в состоянии.

Отрицательный вывод по поводу возможности применения по­нятия «воспитательная технология» (или «технология воспитания») позволяет сделать вывод и о возможности применения термина «образовательные технологии». Так как образование представляет собой совокупность двух процессов: обучения и воспитания, а тер­мин «технология» к процессу воспитания на сегодняшний день не­применим, следовательно, сочетание «образовательные техноло­гии» (или «технологии образования») использоваться не может.

Тот же самый вывод можно сделать и по поводу широко при­меняемого сочетания «педагогические технологии». Понятие «педа­гогический» подразумевает не два процесса, как в «образовании» (обучение и воспитание), а три - обучение, воспитание и развитие. Процесс развития еще более сложный и менее изученный, чем воспитание. Современный уровень знаний в психологии (науке, занимающейся изучением только одной стороны развития ребен­ка - психической) и почти полное отсутствие системных данных по другой стороне понятия «развитие» - личностной не позволя­ют поставить диагностичную цель в процессе развития. И воспи­тание и развитие не могут быть организованы на технологиче­ском уровне, а следовательно, и использование понятия «педаго­гическая технология» также неправомерно.

Уровни технологии в обучении. Наличие разных уровней в со­держании и средствах обучения, а также понимание того, что ве­дущим звеном любой технологии является средство обучения, по­зволяют сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. Таким образом, в соответствии с классифика­цией средств обучения по трем уровням (учебное занятие, пред­мет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на три уровня:

- технология занятия;

- технология предмета;

- технология полного обучения.

Традиционная методика организации процесса обучения пол­ностью строится на деятельности преподавателя. Поэтому заня­тия почти всех типов, используемые в учебном процессе, сегодня не являются технологичными. Требованиям технологичности от­вечает лишь незначительная часть занятий. К ним относятся заня­тия студентов на дому, проводимые в рамках дистанционной формы обучения. На таких занятиях ключевым средством обуче­ния выступают учебные пособия, методические рекомендации, ряд первоисточников.

Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологич­ным в полной мере относятся:

- занятия или элементы занятий по контролю качества усвое­ния знаний с использованием различных технических средств контроля (учебные компьютерные программы контроля, тесты с последующей компьютерной обработкой, универсальные устрой­ства для тестового контроля знаний ПЕРФО-5 и др.), позволяю­щих сразу оценить качество знаний;

- лабораторные и практические работы, проводимые учащи­мися самостоятельно с использованием разработок для каждого занятия, опубликованных в виде рекомендаций к данной лабора­торной работе.

На уровне предмета на сегодня разработаны технологии по не­которым предметам. Происходит это на основе использования персональных компьютеров с помощью использования учебно-методического комплекта, включающего в себя учебное пособие по курсу и учебные компьютерные программы, рассчитанные на освоение знаний и отработку учебных умений у учащихся и про­ведение контроля. Такие комплекты разработаны и используются по отдельным разделам естественных наук, таких, как математи­ка, физика, химия и некоторые другие.

Технология полного обучения на сегодняшний день еще не разработана и, по-видимому, не будет разработана в ближайшее десятилетие ввиду сложности технологизации предметов гумани­тарного цикла (хотя по отдельным темам, разделам и областям этих предметов разработаны вполне технологичные программы). В особенности сложно технологизировать обучение по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и литература.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.