Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2 страница




Раздел VII. «Работа с психологом и социальным педагогом».

Основное в этом разделе - выработать единый подход к воспи­танию детей, единую стратегию и тактику воспитания и соответствующим образом организовать работу учителей данного класса и родителей.

Этот раздел можно включить как составляющий в раздел III «Организационно-воспитательная работа».

Раздел VIII. «Повышение квалификации»: поступление в ин­ститут и получение высшего педагогического образования (если педагог имеет среднее специальное образование), участие в семи­нарах объединений классных руководителей (начальной, средней, старшей школы), подготовка статей для педагогических журналов и газет, разработка авторских программ, участие в различных конкурсах (от школьных до республиканских), учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, стажировки (все это по со­гласованию с администрацией и общешкольному плану), учеба в заочной аспирантуре или подготовка диссертации в качестве со­искателя - формы повышения квалификации не ограничены.

В раздел входят изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Это в первую очередь статьи в журналах «Педаго­гика», «Воспитание школьников», «Магистр» (издается с 1991 г.), «Обруч» (издается с 1995 г.), «Классный руководитель» (издается с 1997 г.), «Учитель» (возобновлен в 1997 г., основан в 1917 г.).

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы - по четвертям или триместрам, внутри этого разделения - календарный.

Это была модель плана работы классного руководителя по разделам.

Существует еще ряд моделей составления плана. К ним отно­сится модель по целевым программам типа: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Помощь»; модель плана по «ключевым делам» (месяца), модель по видам деятельности.

План «Ключевые дела» выглядит примерно так:

Примерный план «Виды деятельности»

Название пунктов плана в разных моделях могут располагаться по степени важности, которую придает им классный руководитель или по традициям школы; то же самое касается составляющих пла­на: их иерархия (или последовательность) определяется целью и задачами, которые ставит перед собой классный руководитель.

На основе любой модели плана классный руководитель может подготовить свою программу воспитательной работы как для все­го класса, так и для отдельных учеников, чаще всего для социо-культурно и педагогически запущенных (по их реабилитации или перевоспитанию).

В программу также входят цель и задачи. Они носят более об­щий характер, чем в плане. Программа позволяет добиваться вос­питательного результата с более точным учетом конкретных об­стоятельств жизнедеятельности коллектива и развития личности. Программа состоит из тех разделов и того их числа, которые пе­дагог считает наиболее оптимальными.

Большую помощь классному руководителю оказывает дневник воспитательной работы, куда записываются результаты наблюде­ния за учащимися, их поведением, общением, размышления по этому поводу, идеи по подбору методов, средств, форм воспита­тельного воздействия с учетом индивидуальных особенностей де­тей. Это поможет классному руководителю избежать рутины в работе и применять нестандартные способы воспитательной ра­боты с детьми.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы классного руководства существуют в современной школе?

2. Назовите функции классного руководителя.

3. Какова основная цель деятельности классного руководителя?

4. Какие направления можно выделить в работе классного руководителя?

5. Как планируется деятельность классного руководителя?

Литература

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. - М.: Просвещение, 1971.

2. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагма­тической теории. - М., 1997.

3. Голикова М.И., Кирсанова О. А. Организация работы с «трудными» детьми // Классный руководитель. - 1999. - № 1.

4. Горшкова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. -Тамбов, 1990.

5. Добсон Д. Непослушный ребенок. - СПб., - 1995.

6. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. - 1997. - № 2.

7. Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Метод, рекомендации для кл. руко­водителей) / Под общ. редакцией В. И. Сметанина, В. Ф. Кривошеева. - М., 1987.

8. Кузнецов Ю.К. План работы классного руководителя: Учеб. пособие. -Калинин,1982.

9. Миллс Д., Кроули Д. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М., 1996.

10. Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии. - Висбаден - Архангельск, 1994.

11. Соколинская Г. К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель. - 1998. - № 5.

12. Шуркова Н. Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель. - 1998. -№ 1.

13. Шуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руково­дитель. - 1998.-№ 1.

14. Эриксон М., Хейли Дж. Необычайная психотерапия. - СПб., 1995.

Глава 18 ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Внеклассная воспитательная работа - это организация педаго­гом различных видов деятельности школьников во внеучебное вре­мя, обеспечивающих необходимые условия для социализации лично­сти ребенка.

Прежде всего следует определить место внеклассной воспита­тельной работы в педагогическом процессе школы.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой сово­купность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способст­вует более разностороннему раскрытию индивидуальных способ­ностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

В I классе одной из подмосковных школ за несколько минут до новогоднего огонька выяснилось, что испортилась электри­ческая гирлянда. Учительница пошла за помощью. Когда она вернулась со старшеклассником, оказалось, что гирлянда уже работает, потому что ее починил ученик I класса - недисципли­нированный, неаккуратный, смышленый, но неусидчивый на уроках Кирюша. Так учительница узнала об увлечении ребенка электротехникой и в дальнейшем создавала ситуации, позво­ляющие развить его технические способности.

В этом классе, но уже на втором году обучения, удивила всех «почти двоечница» Таня К. На работе в лесничестве при посадке елочек она так ловко, быстро, красиво работала, что обогнала мно­гих ребят из средних и старших классов, и уже невозможно стало смотреть на нее как на «отъявленную лентяйку».

Вспомните подобные примеры из своего школьного опыта, и вы убедитесь, что внеклассная работа помогает преодолеть сте­реотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнооб­разные виды деятельности способствуют самореализации ребен­ка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положи­тельному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии че­ловеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Например, в «секретной мастерской» второклассники после уроков вместе с учительницей изготавливают различные сувениры из «киндер-сюрпризов», пластмассовых бутылок, а на общеклассном занятии «Мы идем в гости» учатся преподносить подарки, заботиться о других и т.д.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная рабо­та способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформи­рован устойчивый интерес к труду в совокупности с определен­ными практическими навыками, обеспечивающими ему успеш­ность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно ак­туально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проститу­ция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообраз­ная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, забо­титься о своих товарищах, ставить себя на место другого чело­века и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - твор­ческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обо­гащает опыт коллективного взаимодействия школьников в оп­ределенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения -опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения до­говариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллек­тивного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаи­мосвязи с воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью вос­питательной работы в школе, она направлена на достижение об­щей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования прини­маемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежден­ностью в успешном овладении им тем или иным видом деятель­ности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к са­мому себе и объективность его самооценки. Она является осно­вой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учеб­ной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессиона­лизма учителя и др.) не всегда удается сформировать положитель­ную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллектив­ного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ре­бенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение дру­гого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успеш­ной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, соци­ально-одобряемой деятельности через непосредственное зна­комство с различными видами деятельности, формирование ин­тереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, не­обходимых умений и навыков. Другими словами, во внекласс­ной работе ребенок должен научиться заниматься полезной дея­тельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравст­венными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эс­тетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче вне­классной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с вос­питательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познава­тельного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления вне­классной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они долж­ны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.

Функции внеклассной воспитательной работы. Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический ха­рактер функциям целостного педагогического процесса - обу­чающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспи­тывающей и развивающей функций. Обучающая функция внекласс­ной работы заключается не в формировании системы научных зна­ний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими спо­собностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный мар­шрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуаль­ной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в вы­явлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить, дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компе­тентность по данному вопросу, т.е. педагог открывает новые воз­можности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Как же можно использовать информацию о функциях вне­классной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сооб­щить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель ва­шей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функ­ции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание при­держиваться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета; формировать этическое понятие «норма поведения», скорректировать имеющиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д.Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптиро­ванный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализо­ванные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты челове­ческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодей­ствие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется:

-во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над ин­формативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

- во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнооб­разных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуют­ся учебные навыки («Занимательная азбука», «Веселая математика» и т.д.), отрабатываются умения самостоятельной работы при поис­ке информации, организации различных внеклассных дел («Вечер сказок», викторина «Мой любимый город»), коммуникативные («общенческие») умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные, сюжетно-ролевые походы, игры); умения со­блюдать этические нормы (повседневное общение, «Этикет и мы», «Путешествие в страну дорожных знаков» и пр.). Поскольку в со­держании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с пози­ции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интере­са, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятель­ности с использованием иных форм. Это может быть «Клуб поче­мучек», «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», экскур­сии в Политехнический музей, на производство, посещение раз­нообразных выставок и т.д.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положи­тельных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как «Игроград», «Огонек», «Юморина», «День варенья», дискотеки и пр. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта - познавательный и развлекательный. Например, «Поле чудес», «Занимательная... (математика, история, география и т.д.)», конкурс фантазеров, викторины, «Вечер загадок» и пр. Для того чтобы определить, какой из аспектов преобладает, нужно проанализировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые педагогом в конкретной форме.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внекласс­ной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высо­кая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здо­ровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортив­ных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.

Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает со­держание различных видов труда: бытового, ручного, обществен­но полезного, обслуживающего. Для педагога представляет опре­деленные трудности организация трудовой деятельности во вне­классной работе, но его усилия стоят того воспитательного резуль­тата, который дает разнообразная систематическая трудовая дея­тельность школьников.

Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Трудолюбие, трудовые умения и на­выки формируются в мастерской Деда Мороза, кружках «Иголочка и ниточка», «Шпунтик и Винтик», «Книжкиной больнице», ре­монтной мастерской класса, при регулярном проведении Дня чис­тоты. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу, работу по облагораживанию своего города и т.д.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творче­ская деятельность отражается в таких формах, как концерты, кон­курсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, дизайн-клуб.

Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит задача формирования нравственного, эмоциональ­ного и волевого компонентов мировоззрения школьников.

Нравственная сфера формируется через знакомство и принятие нравственных понятий и освоение норм поведения: в беседах, диспутах, игровых занятиях и других формах.

Важнейшими составляющими мировоззрения школьников вы­ступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как «Экономи­ческая школа Скруджа Мак Дака», беседа «Что такое экономи­ка?», «Операция "Дерево в городе"», экологическая экспедиция «В гостях у старичка-лесовичка», беседа «Наши домашние лю­бимцы», посещение театров, обсуждение кинофильмов, мульт­фильмов и пр.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинако­вое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1. Традиции и особенности школы. Например, если в школе приоритет обучения, то во внеклассной воспитательной работе может преобладать познавательный аспект. В школе под патро­нажем религиозной конфессии внеклассная работа будет содер­жать соответствующие духовно-нравственные понятия. Экологи­ческое воспитание станет приоритетным в школе соответствую­щего профиля и пр.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, ус­тановки. Если учитель стремится к получению высоких резуль­татов в обучении детей, то и во внеклассной работе он будет от­бирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать лич­ность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отда­вать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздейст­вовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельности будет педагог, любящий спорт.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реали­зуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее ко­личество. Это многообразие создает сложности в их классифика­ции, поэтому единой классификации нет. Предложены классифика­ции по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, фи­зическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, эко­номическое).

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде фор­мы, пришедшие из литературы, - «Тимуровская, шефская рабо­та», или из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадай мело­дию», «Поле чудес», «Огонек» и др.

Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать качество воспита­тельной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» по­строена на сексуальном интересе к партнеру и может способство­вать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты «Мисс...», где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я-концепции».

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее вос­питательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания (см. соответствующие разделы учебника), выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы. Например, выбрав общеклассное занятие «Человек и космос», направленное на развитие познавательного интереса, развитие кругозора детей, педагог может использовать такие методы: беседа с детьми с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу; поручения детям под­готовить сообщения (своеобразный метод рассказа); метод игры будет применяться в различных вариантах: элемент сюжетно-ролевой игры, когда с помощью специальных игровых атрибутов (космического «шлема», «ракеты») одного из детей отправляют в «космос» и просят описать, что он видит; составление «плана по­лета», когда дети должны перечислить те виды работ, которые выполняют космонавты; расшифровать загадочные письмена, ос­тавленные на далекой планете (метод приучения в данной форме направлен на приучение детей к работе в группе через четкое рас­пределение обязанностей), и т.д.

В качестве средств на этом общеклассном занятии выступают: оформление класса (карта звездного неба, портреты космонавтов, фотографии из космоса); музыкальное оформление («космическая музыка», записи переговоров космонавтов, запуск космического корабля), игровые атрибуты, схема Солнечной системы, видеома­териалы, «послание чужой планеты», книги о космосе, рекомен­дуемые детям.

Итак, рассмотрев сущность внеклассной воспитательной рабо­ты через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, мето­ды и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различ­ных видов деятельности детей, организация которых в совокупно­сти с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обуче­ния, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых от­срочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет боль­шую свободу выбора содержания, форм, средств, методов вне­классной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответ­ствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой сто­роны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом ов­ладения учениками учебным материалом, то во внеклассной ра­боте такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специ­альных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы опре­делить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, не­формальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, свя­занного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на пе­ременах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на канику­лах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Требования к внеклассной работе. Исходя из особенностей вне­классной воспитательной работы, назовем определяющие требо­вания к ней.

1. При организации и проведении внеклассной работы обяза­тельна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в ре­зультате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые резуль­таты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной сис­темы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптими­стический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Посколь­ку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

Это становится возможным, если ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

4. Педагог-организатор должен обладать высокими личност­ными качествами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без опре­деленных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.

5. При организации внеклассной воспитательной работы педа­гог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуа­ции. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Организация внеклассной воспитательной работы. Для того чтобы данные требования могли быть реализованы в практиче­ской деятельности, предлагаем определенную последователь­ность организации внеклассной работы. Она может использо­ваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и опреде­ление наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.