КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основополагающими принципами психологии являются
1) принцип детерминизма, 2) принцип единства сознания и деятельности, 3) принцип развития. Принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов; психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Человек не рождается с готовым набором качеств, а развивается в результате усвоения им продуктов человеческой культуры и в ходе его общения с другими людьми (Л.С.Выготский). Кроме этого, усвоение культуры осуществляется человеком не пассивно, а в процессе его активного взаимодействия с внешним миром, в процессе его деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе практической деятельности; не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Причем, сознание в деятельности не только проявляется, но и формируется. Принцип развития: психическое возникает, существует и меняется в процессе реального развития. Развитие - основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути. А также принципы активности, взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, психической целостности, интегративности и др. 3. Житейская и научная психология. Основой возникновения психологии как науки явился житейский практический опыт людей. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности. Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми. Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях. Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении существенную роль играет эксперимент. Отличия житейской и научной психологии: 1)Житейские знания используются в конкретных ситуациях по отношению к конкретным людям. Научные знания более универсальны, применимы к целому ряду ситуаций. 2)Житейские знания добываются интуитивно, при общении с другими людьми. Научные знания исходят из научных законов. 3)Житейские знания передаются от поколения к поколению. Научные знания - через систему образования. 4)Житейские знания мы приобретаем только наблюдением, научные знания добываем и с помощью эксперимента. 5)Житейская психология существует на уровне житейского сознания и базируется в рамках определенной социальной группы. Научная психология накапливает свой материал в книгах. 4. Задачи и отрасли современной психологии. Основными задачами современной научной психологии являются: 1)Изучить общие закономерности развития психики в онтогенезе. 2)Дать общую характеристику деятельности и личности на каждом возрастном этапе. 3)Выявить психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания. 4)Установить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей и разработать методы диагностики и коррекции.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |