КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование факторов достижения статуса
Исследования мобильности Методы и измерения Исследование факторов достижения статуса Исследования мобильности
Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. Глава 9. Неравенство, стратификация и класс
Социологи провели обширные исследования социальной мобильности. Одно из направлений исследования - установление коэффициентов вертикальной мобильности в разных обществах. Липсет и Бендикс (1959) показали, что эти коэффициенты в западных промышленных обществах примерно одинаковы. Возможно, это противоречит общепринятому мнению об "открытости" общества в США по сравнению с другими западными странами. Однако Липсет и Бендикс изучали лишь переход от физического к нефизическому труду, не учитывая особенности движения из группы коммерческих специальностей к профессиям более интеллектуального труда. Результаты других исследований, оперирующих более сложными данными, свидетельствуют о наличии существенных различий между индустриальными обществами - речь идет о легкости, с которой люди могут перемещаться от одного статуса к другому. Блау и Дункан (1967) вначале пришли к выводу, что коэффициенты мобильности от рабочих специальностей к профессиям конторских служащих (от "синих воротничков" - к "белым") сходны в развитых индустриальных странах. Но когда разделили два основных профессиональных уровня на более узкие категории, обнаружились отчетливые различия. В США коэффициент мобильности от рабочего к высокопоставленным должностям выше, чем в любой другой стране. Блау и Дункан сделали заключение, что это является результатом общедоступного массового образования и формального отсутствия общественных классов в США. На основе другого исследования Трейман и Террелл (1965) показали, что коэффициент интергенерационной мобильности (сдвиг профессионального статуса от родителей к детям) в США, видимо, выше, чем в Великобритании. Наверное, это объясняется особенностями британской "классовой культуры", для которой характерны устойчивость "прирожденной" классовой принадлежности людей и отсутствие мотивов для перехода в другой класс.
Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. Глава 9. Неравенство, стратификация и класс
В последнее время исследование интергенерационной мобильности уступило место изучению особенностей приобретения статуса. Это связано с анализом социальной мобильности людей в течение их жизни. Данные об их мобильности "считываются в обратном порядке", чтобы выявить факторы, влияющие на их нынешний статус. Таким образом, ученые установили, что важнейшими факторами, определяющими статус человека, являются социальное и экономическое положение, раса, образование, род занятий родителей, пол, размер семьи, место жительства (см. табл. 9-3). Таблица 9-3. Влияние расы и пола на профессиональный статус, 1934 г. (в %)
Проанализировав данные о 20 тысячах мужчин (почти все исследования относительно достижения определенного статуса касались мужчин), Блау и Дункан (1967) обнаружили, что, даже при одинаковом уровне образования и месте рождения, статус, достигнутый неграми, был ниже, чем у белых. Однако вопреки этой точке зрения Федерман и Хаузер (1978) показали, что в период с 1962 по 1973 г. негры получили более благоприятные возможности для вертикальной мобильности.
Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. Глава 9. Неравенство, стратификация и класс
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |