Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проанализируйте общие и особенные черты, характерные для развития западной Европы и России в XVII веке




Первые Романовы. Усиление централизации государства

Политические и социально - экономическое развитие России в XVII веке

СЕМИНАР 6

Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление: сословно-представительная монархия, Земский Собор, самодержавие, самозванчество, Смутное время, «заповедные лета», Соборное Уложение, церковный раскол, старообрядцы, крепостное право, служилое сословие, тяглое сословие, теократия, мануфактура, всероссийский рынок

Вопросы к семинару

1. Смутное время: причины, этапы, последствия

1.1 Определите хронологические рамки Смутного времени в Российском государстве.

1.2 Каковы были основные причины и предпосылки Смутного времени?

1.3 Выделите основные этапы Смутного времени.

1.4 Какова роль Земских Соборов в период Смутного времени?

1.5 С какими событиями и людьми были связаны альтернативные варианты развития российского общества в данный период?

1.6 Что помогло России избежать потери государственности и независимости?

1.7 Каковы внутриполитические и внешнеполитические последствия Смуты?

2.1 Почему и как на российском престоле в 1613 году оказался представитель семьи Романовых?

2.2 Какую роль играли Земские соборы в первой половине XVII века? Почему к концу XVII века Земские соборы утрачивают своё значение?

2.3 Охарактеризуйте Соборное Уложение 1649 года. Какие тенденции развития общественно-политической действительности России были в нем отражены?

2.4 Какие изменения произошли в экономическом развитии России в XVII веке?

2.5 Почему XVII в. называют «бунташным веком»? Каковы были причины общественного недовольства? В каких народных восстаниях это выразилось?

3. Государство и церковь в XVII веке. Церковный раскол: причины, сущность, последствия

3.1 Почему в XVII веке возникла необходимость церковной реформы? Каковы её причины?

3.2 Какая идеология была положена в основу церковной реформы?

3.3 Как относился к реформам Никона царь Алексей Михайлович?

3.4 Охарактеризуйте основное содержание нововведений патриарха Никона.

3.5 Каковы итоги церковной реформы?

3.6 Почему реформы Никона имели такие тяжелые социальные последствия?

3.7 Каковы последствия реформы для структуры и догматов Русской православной церкви?

Задания и упражнения

Заполните таблицу:

  Западная Европа Россия
Экономика    
Политика    
Духовная сфера    

На основании данных таблицы прокомментируйте высказывание В. О. Ключевского о том, что Россия в XVII веке «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVIв.». Как Вы понимаете данное высказывание? Как Вы можете его объяснить?

2. О ком идёт речь в приведённых ниже высказываниях? Согласны ли вы с такой оценкой данной исторической личности? Ответ обоснуйте.

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха…

А.С. Пушкин

Он был, прежде всего, талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов. Главное его внимание было обращено на устройства внутреннего порядка в государстве.

В.О. Ключевский

Сей муж знаменитый находился тогда в полном цвете сил, в полной силе телесной и душевной, имел 32 года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож, … не имел только... добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви ко славе и власти, видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но рожденный подданным, с необузданной страстию к господству, не мог одолеть искушений, там, где зло казалось для нее выгодою, - и проклятие веков заглушает в истории добрую славу….

Н.М. Карамзин

3. Прочитайте отрывок из указа царя Василия Шуйского и ответьте на вопросы. Какие тенденции отражены в документе? Как эти тенденции связаны с событиями Смутного времени? Перечислите основные этапы закрепощения крестьян.

«Которые крестьяне от сего числа пред сим за 15 лет в книгах 101 [1592] году положены, и тем быть за теми, за кем писаны; а буде те крестьяне вышли за кого инаго, и в том есть на крестьян тех или на тех, кто их держит, челобитье, и те дела не вершены, или кто сентября по 1 число сего года будет бить челом, и тех крестьян отдавати по книгам со всеми их животы тем, за кем они писаны, да сроку Рождества христова 116 [1608] года без пожилаго; а не отдаст кто на тот срок, ино на нем брати за приим и пожилое по сему уложению; а не было о которых крестьянах челобитья по сей день, и сентября по 1 не будет, и тех после того срока по тем книгам не отдавати, а написати их в книги за кем они ныне живут, и впредь за пятнадцать лет о крестьянах суда не давати, и крестьян не вывозити (не возвращати)»[26].

4. Заполните таблицу:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.