Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражений Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны




I. Обострение международных противоречий в 30-е годы. Начало II мировой войны.

Семинар Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Напишите эссе на тему, представленную в стихах Н.А. Некрасова

«Порвалась цепь великая,
Порвалась − рассочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..».

 

Список литературы

Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории.- 1991.- №1.

Будницкий О.В. «Кровь по совести»: терроризм в России (вторая половина XIX – начало XX в.) // Отечественная история.- 1994.- №6.

Захарова Л.Г. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) //

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX –начала XX в. – М.- 1991.- С.293-325.

Захарова Л. Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт

российской истории? / Л. Г. Захарова // Отечественная история. - 2005. - N 4. - С. 151-167.

Левандовский А. Бомбисты // Родина.- 1996.- № 4.

Троицкий Н. Друзья народа или бесы? (Как и кого защищали народники) //

Родина.- 1996.- № 2.

Великие реформы в России 1856-1874 гг. /Под ред. Л.Г. 3ахаровой М., 1992.

Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. М., 1993.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. М., 1991.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

 

 

 

Основные понятия: фашизм, пакт Молотова – Риббентропа, блицкриг, план «Барбаросса», ГКО, коренной перелом, ленд-лиз, мобилизация, ООН, геополитика.

Чем характеризовалась международная обстановка в 30-е гг. XX века? Какими причинами было вызвано обострение международной обстановки в 1930-е годы? Какие процессы, происходившие во внутриполитической жизни Германии влияли на внешнюю политику страны?

В чем заключается особенность советской внешней политики в 1930-е годы? Какие главные проблемы пыталось решить советское руководство, во внешней политике? Насколько это удалось?

В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности? Почему эти инициативы не были поддержаны странами Западной Европы?

Когда и какими событиями началась вторая мировая война?

Охарактеризуйте пакт Молотова – Риббентропа от 23 августа 1939 года. Какие последствия имело подписание этого договора?

Какова была обороноспособность СССР перед войной? Готов ли был Советский Союз к войне по уровню военно – промышленного производства, кадровому составу армии?

 

Какие меры были предприняты советским руководством по мобилизации всех ресурсов страны на нужды войны?

Какие этапы можно выделить в ходе Великой Отечественной войны?

В чем причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны и весной-летом 1942 года?

Опишите основное развитие событий, итоги и значение битвы за Москву. Чем была обусловлена победа советских войск под Москвой?

Когда происходит коренной перелом в ходе войны? Какие факторы обеспечили победу под Сталинградом и на Курской дуге?

В чем состоят военно-политические итоги Сталинградской и Курской битвы?

Как был осуществлен прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г.?

 

Разгром фашистской Германии и её союзников. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Охарактеризуйте ход и значение военных операций 1944-1945 годов.

Расскажите об основных этапах складывания антигитлеровской коалиции. Какой вопрос вызывал наибольшие противоречия среди союзников? Когда был открыт второй фронт силами англо-американской коалиции?

Каковы потери СССР в войне?

Каковы итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн?

 

Учебные задания и упражнения.

1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Какие цели преследовали СССР и Германия, заключая этот договор? Какие последствия имело подписание этого договора? Кто выиграл в дипломатической борьбе перед войной?

Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении от 23 августа 1939 г.

«При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату.

1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.

2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития …

3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

4. Этот Протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете»[43]

 

2. Заполните таблицу.

Мобилизация СССР в годы Великой Отечественной войны.

Сферы деятельности Мероприятия
Политика  
Экономика  
Идеология  
Внешняя политика  

 

3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Каково историческое значение битвы под Москвой в стратегическом, моральном и международном плане? Почему разгром фашистов под Москвой оценивается как начало коренного перелома в ходе войны?

Из воспоминаний А. М. Василевского о значении Московской битвы

«Под Москвой фашисты потеряли более 500 тыс. человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тыс. машин и много другой техники. Таких потерь фашистская армия еще не знала.

Гитлеровские оккупанты были полностью изгнаны из Московской, Тульской, Рязанской, частично — Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской, Курской, Сталинской, Харьковской областей, с Керченского полуострова. Значение этих побед состояло в том, что советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных «планом Барбаросса». Под воздействием сокрушительных ударов «план Барбаросса» рухнул, а его основа — теория молниеносной войны — потерпела полный крах, заставив фашистское руководство перейти к ведению стратегии затяжной войны. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили до 50. дивизий врага, нанеся особенно серьезное поражение основной группировке вражеских войск — группе армий «Центр». И только в результате резкого ослабления своих сил в Европе, где в то время не велось активных действий против Германии, фашистам удалось спасти свои войска на советско-германском фронте от полной катастрофы.

Победа под Москвой и зимнее наступление еще выше подняли политико-моральное состояние Красной Армии, ее командно-политического состава, ее бойцов, которые воочию убедились, в какой панике и на каких огромных участках фронта под силой их героических ударов бегут захватчики.

Эти первые и столь важные победы советских войск укрепили веру всех советских людей в непобедимость Красной Армии. Советский народ еще теснее сплотился вокруг своей родной Коммунистической партии, убедился, что под ее руководством победа над фашизмом не только возможна, но и неизбежна.

Большое впечатление произвели наши успехи и за рубежом. В оккупированных фашистской Германией странах усилилось движение сопротивления нацистскому режиму. Тот факт, что Москва с честью выдержала тяжелое испытание и не только устояла перед натиском врага, но и нанесла гитлеровским армиям первое серьезное поражение в войне, был воспринят во всем мире как общая победа прогрессивных сил над фашизмом»[44].

 

4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Отрывок из какого документа приведён ниже? Чем можно объяснить его появление? Каковы его последствия и роль в ходе войны?

«Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге, и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами … Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления … покрыв свои знамена позором …

Каждый командир, красноармеец и политработник должен понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского государства – это не пустыня, а люди – рабочие, крестьяне, интеллигенция, – наши отцы, матери, жены, братья, дети …

Из этого следует, что пора кончить отступление.

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв …

Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает: …

2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;

б) сформировать в пределах армии 3 – 5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и

трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;

в) сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших офицеров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной …»[45]

 

5. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. О какой битве идёт речь в приведенном ниже документе? В чём её историческое значение?

Из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского

«В кольце оказалось двадцать две дивизии... Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение.... В плен было взято свыше 91 тысячи солдат и офицеров... Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги теперь стояли перед нами безоружные, подавленные»[46].

 

5. Заполните таблицу, охарактеризовав конференции союзников по антигитлеровской коалиции:

  Тегеранская Ялтинская Потсдамская
Дата проведения        
Основные участники        
Обсуждаемые проблемы        
Основные решения        

 

 

6. В работах исследователей Великой Отечественной войны часто можно встретить выражение: "Магнитогорск победил Рур". Как Вы его понимаете? Приведите конкретные факты, подтверждающие справедливость данного суждения.

7. Соотнесите события и даты.

Начало контрнаступления советских войск под Москвой 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года
Советско-финская война лето 1942 года
Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом январь 1943 года
Завершение перевода экономики страны на военные рельсы 28 ноября — 1 декабря 1943 года
Тегеранская конференция союзных держав 5-6 декабря 1941 года
Открытие второго фронта в Европе 5 июля — 23 августа 1943 года
Курская битва 23 июня — 29 августа 1944 года
Ликвидация блокады Ленинграда 19 ноября 1942 года
Битва за Берлин   6 июня 1944 года
Операция «Багратион», освобождение Белоруссии апрель –май 1945 года

8. Соотнесите имена и факты.

Гаврилов Петр Михайлович советский военный лётчик, совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага.  
Жуков Георгий Константинович советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего знаменитый танк Т-34.  
Николай Францевич Гастелло первый заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего. Координация действий фронтов под Москвой, Сталинградом, в дни прорыва блокады Ленинграда, в битве под Курском, в сражениях за Днепр.  
Филипп Сергеевич Октябрьский командовал войсками Центрального фронта в битве под Курском, руководил операцией «Багратион». Командовал парадом Победы.  
Константин Константинович Рокоссовский партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза
Валентин Александрович Котик руководил обороной Восточного форта Брестской крепости
Михаил Ильич Кошкин военный корреспондент  
Константин Михайлович Симонов командующий Черноморским флотом. Один из руководителей Обороны Севастополя в 1941 — 1942 годах

 

9. Заполните таблицу. Основные сражения Великой Отечественной войны.

Дата Сражение Итоги и значение
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

10. Кому принадлежат приведённые ниже высказывания? Кратко расскажите об их авторах и обстоятельствах, при которых они были сказаны или которые характеризуют.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

«Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!», «Умрем, но из крепости не уйдем!».

«За Волгой для нас земли нет!».

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! К вам обращаюсь я друзья мои».

«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву».

«Второй фронт был открыт русской бабой. В 1941 году, когда она взвалила на себя всю эту мужскую, непосильную работу, когда на неё опёрся своей мощью фронт, армия, война».

11. Заполните таблицу. Итоги Великой Отечественной войны

Демография Экономика Идеология Геополитика
       

 

12. Прочитайте отрывок из книги Бориса Стрельникова «Земля за океаном» и ответьте на вопросы. Как автор оценивает вклад союзников по антигитлеровской коалиции в победу над фашизмом? Согласны ли Вы с ним? Как вы понимаете выражение «цена победы»?

«- Вы знаете, миссис Грин, сколько потеряла наша страна за последнюю войну? - спрашиваю я. 20 миллионов мужчин, женщин и детей.
Этого не может быть! - удивляется она. Мы в США тоже переживали лишения. Ввели карточки на бензин для автомашин. Курицу не каждый день можно было купить... Я жду, когда она допьет свой кофе чтобы раскланяться и уйти. Слишком неравны ставки, чтобы их обсуждать. Отсутствие курицы на столе - против 20 миллионов погибших. Карточки на бензин - против трагедии ленинградцев. Единственная бомба, принесенная японским воздушным шаром и убившая шесть фермеров, - против 1700 разрушенных советских городов...»

13. Подготовьте письменные сообщения на темы:

«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

«Архангельск – город воинской славы»

«Северяне в Великой Отечественной войне»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.