КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические советы к первому вопросу. Методические советы к шестому вопросу
План ТЕМА 6. ФЕНОМЕН САМОЗВАНСТВА В РУССКОЙ ИСТОРИИ Методические советы к шестому вопросу Какой смысл в понятие империи вкладывали Петр I и его современники? Как они оценивали перемены, происшедшие с Россией? Какое внутреннее и международное значение имело провозглашение России империей? Охарактеризуйте понятие империи в исторической науке. В каких условиях, на каком историческом этапе возникает феномен империи, какие функции выполняет, какими сущностными признаками обладает? Дайте определение модернизации, принятое в современной исторической науке. Какие оценки петровской модернизации, существующие в исторической литературе, вам известны? (2 часа) 1. Самозванство как «окно» в мир и менталитет народных низов. Предпосылки самозванства в России XVI-XVII вв.: политические, династические, культурные. Самозванство, мессианизм, эсхатологизм. Идеи поиска Царства Божия в Московской Руси. Борис Годунов как «ненастоящий» царь. Царевич Дмитрий как «умирающий» и «воскресающий» отрок - «Агнец». 2. Самозванцы Смутного времени: личность, социальная опора, историческая судьба. 3. Отголоски самозванства в XVIII в. Миф о «неправедном» царе как один из элементов идеологического оправдания дворцовых переворотов.
Литература к первому вопросу 1. Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. М., 2004. 2. Геллер Л., Нике М. Утопия в России. СПб., 2003. 3. Карпов А. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в конце XI – начале XII в. // Отечественная история. 2002. № 2. 4. Костомаров Н.И. Самозванцы и пророки. М., 1997. 5. Кульпин Э.С. Две Смуты: опыт сравнения (О политических кризисах в Золотой Орде XIV в. и Смуте XVII в.) // Общественные науки и современность. 2003. № 5. 6. Лукин П.В. Народные представления о государственной власти в России XVII века. М., 2000. 7. Лурье Я.С. Возрождение домыслов о сыне Соломонии Сабуровой и опричнине // Русская литература. 1986. № 3. 8. Морозова Л.Е. Борис Федорович Годунов // Вопросы истории. 1998. № 1. 9. Морозова Л.Е. Два царя: Федор и Борис. М., 2001. 10. Павлов А. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). СПб., 1992. 11. Панасюк В.В. Самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Образование и общество. 2004. № 1. 12. Платонов С.Ф. Борис Годунов. М., 1999. 13. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. М., 1995. 14. Скрыников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990. 15. Шахмагонов Ф.Ф. Смутное время в Российском государстве в XVII веке. М., 1995. Почему феномен самозванства так уникален и ценен для понимания массовых представлений об исторической самоидентификации общности? Назовите самые разные причины, повлиявшие на актуальность настроений самозванства в Московском государстве XVI-XVII вв., в том числе мессианские установки самого государства и опыты Ивана IV в образе не рационального светского правителя, а мистического жреца на троне. Каким выглядел на фоне этих политических традиций царь Борис Годунов? Как обыгрывались в его истории с убийством и воскресением царевича Дмитрия библейские параллели, какие перспективы сулили они для Руси?
Литература ко второму вопросу 1. Александрович Ю. Угличская дьявольщина: О судьбе царевича Димитрия // Наука и религия. 2003. № 2. 2. Буйда Ю. Самозванец и самозванство: Лжедмитрий: Оправдание самозванства // Новое время. 2002. № 31. 3. Костомаров Н.И. Самозванцы и пророки. М., 1997. 4. Морозова Л.Е. Смутное время в России (конец XVI – начало XVII вв.). М., 1990. 5. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. М., 1995. 6. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале ХVII в. Григорий Отрепьев и другие. М., 1990. 7. Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников / Сост. и авт. коммент. А.И. Плигузов, И.А. Тихонюк. М., 1989. 8. Шестаков П.А. Самозванец: факты и размышления. Ростов-на-Дону, 1990.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |