Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ динамического ряда. Вычисление основных показателей динамического ряда




Пример

Сезонные колебания случаев ангины в городе А

Пример

Таблица 2

Месяц Число заболеваний
По месяцам По кварталам (укрупнение)
1.    
2.  
3.  
4.    
5.  
6.  
7.    
8.  
9.  
10.    
11.  
12.  

 

Укрупнение интервала производят путем суммирования данных за ряд смежных периодов (см. таб. 2). Как видно из таб. 2, число заболеваний ангиной по месяцам то увеличивается, то уменьшается. После укрупнения интервалов по кварталам года можно увидеть определенную закономерность – наибольшее число заболеваний соответствует летне-осеннему периоду года.

Вычисление групповой средней заключается в определении средней величины каждого укрупненного периода. Для этого надо суммировать смежные уровни соседних периодов, а затем сумму разделить на число слагаемых.

 

Таблица 3

Динамика расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов в лечебном учреждении.

Годы Процент несовпадения диагнозов Групповая средняя
    10,4
  9,8
  8,0 8,6
  9,2
  8,2 8,4
  8,6
  8,5 8,2
  7,9

Метод расчета скользящей средней для уровней ряда – расчет средней арифметической предыдущего, данного и последующего уровней динамического ряда.

Пример расчета скользящей средней по табл.3:

для 2001г. (11,0 + 9,8 + 8,0) / 3 = 9,6

для 2002г. (9,8 + 8,0 + 9,2) / 3 = 9,0

для 2003г. (8,0 + 9,2 +8,2) / 3 = 8,5

и т.д.

Скользящая средняя является простейшим способом выравнивания ряда. Этот метод дает возможность сгладить и устранить резкие колебания динамического ряда.

 

На первом этапе статистической обработки динамических рядов анализируются основные тенденции (тренд) изменения явления во времени. Для этого, во-первых, используются графические изображения, которые часто дают самую исчерпывающую информацию. Во-вторых, вычисляется комплекс специальных показателей, позволяющих дать количественную оценку динамики анализируемого явления. При этом, если полученные показатели дают достаточно ясную и наглядную картину тенденций, то на этом этапе нередко и заканчивается весь анализ динамического ряда.

Абсолютный прирост или убыль характеризует изменение явления в единицу времени (за интервал времени). Получается путем вычитания из данных последующего периода данных предыдущего. Если ряд возрастает, то прирост положителен. Если убывает — отрицателен (убыль). Этот показатель не может использоваться при сравнении динамики разнородных данных (вес в кг, рост в см). Кроме того, на его значение оказывает влияние и абсолютный размер анализируемой характеристики. Например: рост в см — трехзначное число, окружность бедра в см — двухзначное.

 

 

Темп роста или снижения показывает соотношение в процентах последующего уровня и предыдущего, поэтому может использоваться при сравнительном анализе динамики разнородных величин. Получается путем деления последующего уровня на предыдущий и умножения на 100. Если прирост положителен, то показатель больше 100%, если отрицателен — меньше 100%.

 

 

Темп прироста показывает, на сколько процентов увеличился или уменьшился уровень явления. По существу отражает относительную скорость изменения явления от одного отрезка времени к другому. Вычисляется путем деления абсолютного прироста на предыдущий уровень, либо вычитанием из показателя темпа роста 100. Если прирост положителен — показатель больше 0. Если отрицателен — меньше.

 

 

Абсолютное значение 1% прироста характеризует значение 1% прироста изучаемого явления. Этот показатель может вычисляться делением абсолютного прироста на темп прироста или делением показателя предыдущего уровня на 100.

 

 

Этот показатель является одним из самых существенных, поскольку «размер» одного процента темпа роста и прироста в различных совокупностях может серьезно различаться.

Пример: число районов города «N» с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2001 году было 4, в 2002 стало — 8. Темп роста — 200%. В городе «NN» таких районов в 2001 году было 10, стало — 15. Темп роста — 50%. Однако, в первом случае число неблагополучных районов увеличилось на 4, а во втором — на 5. Даже в одном динамическом ряду значение одного процента роста и темпа прироста может существенно различаться на разных отрезках времени.

 

Показатель наглядности характеризует динамику явления в процентах относительно исходного уровня. Он представляет собой отношение каждого уровня ряда к одному из них (чаще начальному), принятому за 100%.

 

В отличие от предыдущих показателей на всем протяжении временного ряда «стоимость» одного процента этого показателя остается неизменной. Однако, динамика изменения исходных данных от одного промежутка времени к другому становится менее выразительной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.