КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по написанию курсовой работы
по «Истории экономических учений» студентам очной и заочной форм обучения.
История экономических учений относится к дисциплинам социально-гуманитарного или общепрофессионального блока, предусмотренных государственным образовательным стандартом РФ для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического знания в контексте различных школ, направлений и отдельных учений великих экономистов. Изучение курса завершается сдачей итогового зачета и написанием и защитой курсовой работы по одной из тем, предлагаемых студенту на выбор: для студентов заочной формы обучения - в соответствии с порядком, принятым на кафедре, а для студентов дневной формы обучения - посредством консультации с преподавателем. Цель написания курсовой работы: - углубление получаемых теоретических знаний и овладение методологическими основами различных школ экономической теории; - приобретение опыта самостоятельной работы над экономической и исторической литературой, подготовки библиографии по избранной теме, написания и защиты развернутой теоретической работы; - получение навыков самостоятельно научного исследования.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: - выбор темы; - подбор и изучение учебной и дополнительной литературы; - составление плана работы, аргументированное изложение содержания; - оформление титульного листа, плана, текста, приложений, списка литературы; - сдачу работы на кафедру для рецензирования, изучение полученной рецензии, содержащей замечания, вопросы и рекомендации преподавателя по подготовке к защите; - работу над замечаниями и подготовка к защите; - защиту курсовой работы. Следовательно, приступать к подготовке и написанию курсовой работы необходимо заблаговременно. Выбор темы курсовой работы Историю экономических учений можно разделить на более конкретные направления, например, - по регионам (история экономической мысли России, История экономической мысли Великобритании), - по школам (школа физиократов, классическая школа, кейнсианство и др.), - по узловым темам истории экономической мысли (история финансовой мысли, история экономико-управленческих учений и т.д.). В соответствии с указанными направлениями возможна классификация тем курсовых работ. Из списка предлагаемых тем студенты дневной формы обучения выбирают тему в соответствии со своими научными интересами и после консультации с преподавателями кафедры. Студенты заочной формы обучения по последним двум цифрам зачетной книжки Для студента дневной формы обучения важным фактором, обеспечивающим удачный выбор темы и результативность написания работы, является прослушивание лекций по курсу «История экономических учений» и овладение широким спектром учебного и научно-теоретического материала по данному курсу. Большую помощь в выборе темы могут оказать консультации с преподавателями кафедры. Для студента заочной формы обучения, который прослушал только несколько установочных лекций по «Истории экономической теории», первым условием самостоятельного и успешного выбора темы, а затем и написания работы является ознакомление с Программой курса и с соответствующей учебной литературой. Целостный и системный обзор всего курса позволит впоследствии во введении к курсовой работе обосновать выбор темы, ее актуальность, подходы в изложении материала. Специфика написания курсовой работы по предмету «История экономических учений» При написании курсовой работы следует учитывать специфику предмета «История экономических учений». При изложении содержания курсовой работы возможно применение одного из двух подходов исторического и логического, традиционно используемых в истории экономических учений. Исторический подход предполагает описание социально-политической обстановки, исторической стадии развития общества, идейной среды и философии времени, соответствующего выбранной тематике. При этом большое внимание уделяется специфике отдельных школ в истории экономической мысли. Логический подход предполагает изложение методологической особенности конкретной школы. В основе такого подхода лежат предпосылки о единстве экономической теории как науки, решающей постоянный набор проблем во все времена, о росте экономического знания и прогрессе методологии экономического анализа. В рамках одной темы могут быть объединены два подхода. В этом случае предлагается в первой главе рассмотреть особенность предмета экономической теории и исторические условия формировании экономической мысли, а во второй – особенности методологии конкретной школы и ее представителей. При написании курсовой работы следует отдавать предпочтение принципам, приемам и способам исследования, которые в большей степени соответствуют теоретическому и прагматическому содержанию данной дисциплины. Определяющее значение имеет принцип историзма. Он позволяет исследовать генезис и эволюцию экономической теории, определить место и роль теории в совокупном системном знании определенной эпохи, раскрыть связь между концепциями прошлого и современности, взаимодействие идей с политикой и практикой. Принцип историзма позволяет оценить содержание концепций в контексте прошлого и современности, выявить в них исторически преходящее и пребывающее, выделить и соединить конкретно-историческую и теоретическую стороны учения. Для отражения принципа историзма используются хронологический и проблемно-категориальный приемы изложения. Хронологический прием предполагает характеристику классических мыслителей, ведущих школ, направлений экономической мысли, что дает возможность полнее раскрыть процессы формирования, развития и смены различных концепций, учений, школ, специфику их теоретико-методологических взглядов, взаимосвязь и преемственность. Проблемно-категориальный прием – исследование содержания концепций, их новизны, определение теоретико-познавательной значимости их вклада, места и роли в истории экономической науки. Большое значение имеют приемы историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ различных концепций, конкретизирующих знания о социально-экономических явлениях, способствует более точному раскрытию их содержания, оценке, выявлению критериев классификации и типологизации экономических учений. При написании работ по «Истории экономических учений» довольно часто используется описательный метод, который дает возможность собрать разнообразную информацию об идеях отдельных авторов или целых школ экономической мысли, сформировать целостное представление об их учениях, его структурных звеньях. Сюда примыкает монографический метод — описание и трактовка взглядов данного ученого или его отдельной работы, имеющие целью донести, что именно говорил данный автор. Описательный метод необходимо сочетать с аналитическим, позволяющим раскрыть причинно-следственные связи явлений, имеющих отношение к проблемам истории экономической мысли, исследовать внутреннее строение этих явлений, выявить источники, предпосылки их возникновения и эволюции.
Подбор и изучение учебной и дополнительной экономической литературы Сделав выбор темы, можно приступать к детальному ее изучению, сначала по учебной литературе, постепенно расширяя ее перечень, а затем переходя к изучению первоисточников – классических работ видных экономистов различных эпох, а также критических работ, содержащих анализ их наследия и оценку их значения для последующего развития экономической науки и реализации экономической политики, специальной научной литературе по данной проблеме (монографиям, статьям в научной периодике), к другим современным источникам информации. В ходе изучения литературы: - осмысливается логическая последовательность изложения материала и предварительно формируется план курсовой работы; - формируется список основных первоисточников, научных монографий и учебников по теме; - кратко излагаются теоретические позиции конкретного направления (школы), их аргументация и икритика. Эта подготовительная работа и составляет суть творчества студента в разработке темы и в значительной степени определяет оценку этого творчества. Уровень оценки повышает самостоятельный анализ исторического материала о зарождении и развитии экономической мысли с изложением собственных авторских позиций и выводов. В подборе литературных источников студенту помогут тематические и алфавитные каталоги библиотек РГЭУ «РИНХ», Публичной и зональной библиотек города и региона, фонды читальных залов по месту жительства. Дополнительными источниками информации могут служить периодические издания и электронные ресурсы.
В качестве основной учебной литературы рекомендуются:
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |