Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфемика и орфография




Логическое ударение -смысловое подчёркивание наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении.

Орфография -раздел языкознания, изучающий систему правил русского правописания.

Орфоэпия -совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

Орфоэпические нормы - произносительные.

Словесное ударение (акцент) -более сильное произношение, выделение одного слога в слове, которое служит для фонетического объединения этого слова.

Слог -минимальная единица речевого потока, создаваемая единым дыхательным толчком.

Фонема – единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального компонента.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е способы образования (артикуляции) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетические единицы языка – это звуки речи, фонемы, слоги, ударение.

Фонетическая фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 50, 279

2. Розенталь Д.Э. Русский язык.10-11 классы: пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2000. – с. 3-35.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с.5-12, 31-32, 34.

4. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.9-10, 32-33.

Тема 5: МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

 

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

1. Понятие морфемы как значимой части слова.

2. Многозначность морфем, синонимия и антонимия морфем.

3. Морфемный разбор слова.

4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

5. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -.
6. Способы словообразования.

7. Словообразование знаменательных частей речи.

8. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

9.Словообразовательный анализ.

10.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

11.Правописание сложных слов.

С П Р А В О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

Морфема – это значимая часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Основа – выражает лексическое значение слова.

Окончание – выражает грамматическое значение слова.

Приставка -стоит перед корнем и служит для образования новых слов: крайний – бескрайний

Суффикс - стоит после корня и служит для образования новых слов: доктор – докторский.

Корень – общая часть родственных слов: ход ить, за ход ить, вы ход, в ход ящий.

Каждая морфема имеет определенное значение. А иногда и несколько значений, т.е. может быть многозначной. Например, в слове читатель – суффикс – тель - со значением лица мужского пола по роду занятий; в слове выключатель – суффикс – тель - со значением предмета, приспособления.

Многозначна приставка при-: 1) значение присоединения, приближения: привязать, приколоть; 2) пространственная близость, смежность: прибрежный, приусадебный; 3) совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок: приотворить, приостановиться; 4) доведение действия до конца: приискать, пристроить; 5) совершение действия в чьих-либо интересах: приберечь, приманить; 6) сопроводительное действие: притаптывать, прищёлкивать.

Словообразовательная система, как и лексическая, характеризуется также синонимическими, антонимическими омонимическими отношениями.

Морфемная омонимия создаётся, например, суффиксом –ец: кавказец, самарец – местожительство; итальянец, немец – национальность; кузнец, продавец - род занятий; просвещенец, выдвиженец – общественная деятельность; лжец, мудрец – характерные свойства.

Морфемная синонимия выражается, в частности, в параллельных названиях жителей городов, областей: архангелец – архангелогородец, мурманец – мурманчанин, пензенец – пензяк.

Морфемная антонимия может быть представлена следующими примерами: войти – выйти, красивый – некрасивый, застроить – недостроить.

Морфемный разбор слова

Задача морфемного разбора – выяснение состава данного слова на уровне современного русского языка. Последовательность разбора:

· Окончание и основа

· Приставки и суффиксы

· Выделение корня, сопоставление его с однокоренными словами.

 

Правописание чередующихся гласных

1. В корне гар- —гор - под ударением пишется а, без ударения о: загар, угарзагорелый, угореть.
И с к л ю ч е н и я: выг а рки, изг а рь, приг а рь (специальные и д иалектные слова).
2. В корне зар-зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а: з а рево, з о рьказ а рница, оз а рять. И с к л ю ч е н и е: з о ревать.
3. В корне кас-кос(н) - пишется о, если дальше следует согласная и, в остальных случаях —а: к а саться, к а сательнаяк о снуться. прик о сновение.
4. В корне клан-клон - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: кл а няться, поклон —пок л о ниться, покл о нение.
5. В безударном корне лаг-лож- перед г пишется а, перед жо: предлагать, прилагательное —- предложить. И с к л ю ч е н и е: пол о г (семантически уже не связывается с корнем лаг—лож -)
6. Корень мак - содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: м а кать сухарь в чай, обм а кнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вым о кнуть под дождём,, пром о кнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: м а кание, пром о кательная бумага, непром о каемый плащ.
7. В корне плав - гласный звук может быть ударяемым и безударным: пл а вать, пл а вучесть, попл а вок. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень плыв- — в слове пл ы вуны.
8. Корень равн - имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: ур а внение, ср а внивать, пор а вняться (стать наравне). Корень ровн- — в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: зар о внять. р о весник, ср о внять, ур о вень. Ср.: подр а внять (сделать равным) — подр о внять (сделать ровным)

9. В корне раст - —рос- пишется а перед последующим сочетанием ст, щ, в остальных случаях пишется о: р а сти, нар а щениевыр о сший, зар о сль, поросль.
Ис к л ю ч е н и я: отр а сль, р о сток, выр о сток, р о стовщик, Р о стов.
10. Вбезударном корне скак-скоч - перед к пишется а, перед чо: п одск а кать, подск о чить. Исключения: ск а чок, ск а чу.
11. В корне твар- — твор - под ударением пишетсягласная в соответствии с произношением, без ударения — о: тв а рь, тв о рчествотв о рить, тв о рец. И с к л ю ч е н и я: утварь (семантически уже не связывается с корнем твар-твор- )
12. Вкорнях бер-бир-, дер-дир-, мер- — мир-, пер-пнр-, тер-тир -, блест- блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс -: соб и рать, зад и рать. зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; впротивном случае пишется е: б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть. выж е гший, выч е т, расст е лить. Ис к л ю ч е н и я: соч е тать, соч е тание.
13. Вкорнях с чередованием а (я)им, а (я)ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сж а тьсж и мать, пон я тьпон и мать, нач а тьнач и нать. Ср.: вн и мательный, закл и нать, напом и нать, прим и нать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сн и му, сн и ми, подн и му, подн и ми и т.д.

Правописание приставок пре/при

пре- а)придает словам значение предельной степени действия: п ревышать, преуспевать, премил б) имеет значение приставки пере -: преградить (пере городить), прекословить (ср. разг. пере чить) при- а) значение пространственной близости, смежности: приморский, приусадебный б) прибавление, приближение, присоединение: приклонить, пригнать, примерзнуть в) неполноты действия: привянуть, приутихнуть г) доведение действия до конца, до определенного результата: приглушить («заглушить совсем»), придумать д) совершение действия в собственных интересах: принарядиться, прислушаться, припрятать е) сопутствующее действие: припевать, присвистывать, пританцовывать

! Необходимо различать написание близких по звучанию, но разных по значению слов

презирать (ненавидеть) призирать (давать приют)
преклонить (голову) приклонить (ветку к земле)
претворить (мечту в реальность) притворить (дверь) притвориться (спящим)
претерпеть (неудобства) притерпеться (к неудобствам)
преходящий (момент) приходящий (почтальон)

 

Запомни: пре амбула, пре зидент, пре парат; при вилегия, при митив, при оритет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.