КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания. 1. Понятие истории как науки.Цели и задачи курса Отечественной истории
Вопросы к теме I 1. Понятие истории как науки.Цели и задачи курса Отечественной истории. 2. Традиции отечественной историографии истории России.
1. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что история (от греч. historia) — это одна из старейших наук. Еще в древности считали, что «история – это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»). Понятие «история» включает несколько значений: · в широком смысле под историей понимается любой процесс раз- · более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития Кроме того, история — это особая отрасль знаний, наука об общественном прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет В системе высшего образования преподавание и изучение студентами Важнейшая задача исторического образования — воспитание историей, История – фундамент гуманитарного образования. Изучая отечественную историю, граждане нашей страны формируют в себе национально-историческое самосознание, обеспечивающее самосохранение народа. Если его разрушить, мы останемся не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно проверенный жизнью факт. Гуманитарные науки, в отличие от естественных и технических, – это науки общественные, то есть изучающие различные аспекты человеческого общества. История тесно связана с разными гуманитарными знаниями - экономической теорией, политологией, социологией, философией, культурологией, литературой. Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение. Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая и систематизирующая материальные и письменные источники как памятники деятельности человека. Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. –то есть все остатки прошлой исторической жизни. В изучении прошлого история использует свои, специфические методы. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Таковыми являются: хронологический, проблемно-хронологический, статистический, системно-структурный, сравнительно-исторический, моделирования исторических ситуаций, ретроспективный методы. Неоценимую помощь историкам в добывании вещественных свидетельств о прошлом оказывает удивительная, захватывающая наука археология (греч. archaious –древний и logos – учение). Она изучает историю по вещественным источникам - памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, предметам домашнего обихода, жилищам и т.д.). Их археологи находят, главным образом, при раскопках: археологию часто называют «наукой лопаты». Так, берестяные грамоты (письма и записи на коре березы) - важнейший источник по истории Древней Руси, впервые были обнаружены 26 июля 1951 г. в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского. На сегодняшний день известно около 1000 новгородских грамот. Артефакты, добытые учёными, становятся музейными экспонатами, составляют многие бесценные коллекции. Воссоздавать многоликую, вариативную картину прошлого помогают вспомогательные исторические дисциплины: генеалогия (от греч. родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений; геральдика (лат. hera1dиs глашатай) - наука, изучающая гербы как исторический источник; дипломатика (греч. diploma - документ) - наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера; метрология (греч. metron - мера и logos - наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом развитии; ономастика (греч. опоmа - имя, наименование) - Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика - изучает географические названия; антропонимика - изучает личные имена этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика - изучает имена богов; нумизматика (лат. nиmisma - монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам; палеография (греч. pa1os - древний и grafo - пишу) - наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила); сфрагистика (греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати; хронология (греч. chronos - время и logos - наука) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов; этимология (греч. еtymol - истина, истинное значение слова) - Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.
2. Переходя к рассмотрению второго вопроса, следует особо подчеркнуть, что история России представляет собой часть мирового исторического Почти девять веков назад увидел свет первый известный нам отечественный История исторической науки называется историографией. Однако в данном контексте это понятие утвердилось не сразу. Термин «историография» в переводе с греческого означает «писание истории». Известный русский историк начала XX в. А.С. Лаппо-Данилевский выяснил, что историографами в средневековой Франции называли художников, работавших в жанре исторической миниатюры. Однако уже с XVI в. так стали именовать лиц, которым король поручал написать историю Франции. В дореволюционной России существовало звание «придворного историографа», дававшееся известным ученым и писателям, которые призваны были работать над подготовкой и написанием официальной российской истории. Получение этого звания предоставляло возможность свободного доступа в архивы и обеспечивало его носителю высокий должностной оклад. В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса. Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений. Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной в начале XII в. В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях. В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов. Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках. Второй этап начинается в XVIII в., когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями. На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определявший высокие достижения мировой исторической науки в целом. 20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества. 90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий. ХVIII век — время становления в России научных исторических зна- Осмысление истории России через призму развития российской государственности предпринял крупнейший представитель русской исторической школы Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826). Его Признанный классик отечественной историографии Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) восхищался творчеством Н.М. Карамзина, но считал, что настало время перейти от литературной истории государства Российского к истории научной, в которой найдут отражения современные достижения истории, философии, других наук. С.М. Соловьев взял на себя ответственность написать историю России, начиная с самых древних времен, на основе новых историко-философских воззрений. С.М. Соловьев внес большой вклад в разработку теоретических проблем исторической науки, вопросов историографии, многих конкретно-исторических проблем. Настоящим научным подвигом стало написание им 29-томной «Истории России с древнейших времен». Начиная с 1851 г., каждый год из печати выходил один том. Только тяжелая болезнь и смерть прервали титанический труд ученого. Одним из главных положений воззрений С.М.Соловьева является идея исторического прогресса. По убеждению ученого, применительно к России исторический прогресс выражается в ее продвижении к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) по праву называют «легендой русской историографии». В.О. Ключевский был лучшим из учеников С.М. Соловьева. Научные интересы В.О. Ключевского отличались многоплановостью. В центре его внимания находились важнейшие вопросы русской истории: социально-экономические процессы, происходившие в Древней Руси, история закрепощения крестьянства, «великорусский» период. Вершиной научного творчества В.О. Ключевского стал 5-титомный «Курс русской истории». В нем всесторонне освещен ход русской истории с зарождения государства до отмены крепостного права (1861). Автор уделяет внимание не только политической истории, но и экономике, культуре, быту и нравам народа, общественной жизни. В основе такого подхода – теория «факторов» или множественности условий исторического развития. «Людское общежитие», утверждал Ключевский, строят «три основные исторически силы»: человеческая личность, общество и природа страны. Двигателями прогресса он считал «умственный труд и нравственный подвиг». «Курс русской истории» В.О. Ключевского получил всемирную известность и был переведен на многие языки. Творчество В.О. Ключевского оказало сильное влияние на его учеников – П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, М.Н. Покровского, Н.А. Рыжкова, М.К. Любавского, М.М. Боголюбского и других. В советское время историки основные усилия сосредоточивали на
3. При изучении третьего вопроса, следует отметить, что современная российская историография активно использует достижения мировой исторической мысли: разнообразные историософские Многовариантность исторического процесса и разнообразие методо- Немало исторических трудов создается на основе формационного видения истории России или на основе сочетания цивилизационно-формационных методик. Большую популярность среди историков и политиков приобрели Изучение истории любого народа и государства, в том числе и России, возможно только на основе учета как объективных, так и субъективных факторов развития. К объективным факторам относятся: · среда обитания (размеры территории и ее природные ресурсы, природно-климатические условия, коммуникационные особенности); · геополитические условия (соседние народы и пограничные государства, взаимоотношения с ними, место в мировом разделении труда и роль в мировом сообществе); · демографические процессы (численность, плотность населения, темпы его роста). Субъективными факторами считаются: · этнические, социокультурные, психологические особенности жизнедеятельности народа в конкретный исторический период; · господствующие религиозные и идеологические представления, нравственные нормы и ценности; · деятельность политических лидеров, исторических личностей, политических партий; · научно-технические достижения и степень их овладения обществом. Исследование всей совокупности данных факторов на основе принципов объективности (критическое осмысление всей совокупности фактов) и историзма (рассмотрение исторического явления в развитии, в сопоставлении с другими явлениями и их оценка, исходя из конкретных условий конкретного времени) дает возможность получить научно взвешенную и достоверную картину исторического процесса. В ходе изучения темы I, важно усвоить, что научные знания по Отечественной истории отличается от учебной дисциплины «Отечественная история» тем, что наука представляет собой глубокое теоретическое знание на основе вышеуказанной методологии, а учебная дисциплина – это первичное знание для ознакомления с наукой, первый «подход» к ней. Но, не сделав эти первые шаги, невозможно оценить всю многогранность данной науки и понять, что, как сказал М. Сервантес, «история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Тема II
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |