КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания. 1. Подготовку к первому вопросу начать с обдумывания следующих положений:
1. Подготовку к первому вопросу начать с обдумывания следующих положений: · был ли Петр I просвещенным монархом? · какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого явления. · какой тип личности формировался в эпоху Петра? · как Петр I решал проблему достижения «общественного блага»? · что такое регулярное государство? Практическое задание: Составьте таблицу, отражающую реформы, осуществленные Петром I. Важно акцентировать внимание на революционный характер преобразований Петра I. Произошел буквальный разрыв с прошлым. Образцом мироустройства стали не патриархальные традиции Московии, а Западная Европа. Именно поэтому новая столица – Санкт-Петербург – строилась как копия западноевропейских городов и коренным образом отличалась от остальной страны стилем архитектуры и образом жизни. Чтобы глубже понять причины противоречий процесса европеизации, надо обратить внимание на то, что, хотя Петр I стремился развивать самоуправление и независимость общества, все реформы приходилось проводить сверху, т.к. сословное общество в стране было слабо развито и не обладало ни инициативой, ни организацией для того, чтобы бороться за нововведения. Напротив, народ рассматривал реформы как своего рода новую повинность. В результате, с ростом активности государства активность общества падала. «Догоняющее» развитие не превращало Россию в Европу, а исподволь увеличивало разницу между ними. Касаясь сути петровских преобразований, подумайте как успехи России в Северной войне и создание регулярной армии и флота влияли на процессы модернизации. Укажите, каким образом и в какой мере в России были реализованы западные концепции меркантилизма и камерализма. Соответствовала ли сложившаяся при Петре I политическая модель государства и социальная структура общества модернизированным образцам Запада? При рассмотрении вопроса, связанного с преобразованиями в социальной сфере, следует обязательно помнить, что создание и содержание армии, ведение Северной войны, многочисленные реформы требовали от страны огромных затрат, доходивших в петровское время до 80-85 % национального дохода. Этим объясняется введение новой системы налогообложения – подушной подати. Увеличение числа налогов – прямых и косвенных – вызвало ответную реакцию населения России – волнения и бунты в разных ее концах. Какие наиболее крупные выступления крестьянских и казацких масс петровского времени Вам известны? Приблизилась ли Россия к идеалу Петра I за годы его царствования? В каком соотношении находились цели, поставленные им и методы, которыми он пользовался? Обратите внимание: несмотря на то, что в петровскую эпоху произошел социокультурный раскол общества и дворянские верхи дистанцировались от народных масс, несомненно, положительным итогом сближения с европейскими образцами явилось формирование новых общественных идеалов: рост личного достоинства, расчетливость поведения, желание добиться успеха в своей социальной среде. Это было характерно в определенной мере не только для дворянской, но и для народной культуры. Согласны ли Вы с тем, что культурные новшества, введенные Петром I, сыграли исключительно положительную роль в сближении России с Европой и в исторической судьбе самой России? Для какой части российского общества оказались приемлемыми эти нововведения? Кого они не коснулись? И как это сказалось на противостоянии российской элиты и большей части населения страны, главным образом крестьянства. 2. Во втором вопросе, характеризуя политику просвещенного абсолютизма Екатерины II, подумайте, действительно ли XVIII в. был «просвещенным» веком или все же он был пока еще только «веком просветителей»? Почему политики данного периода (Екатерина II – в России, Иосиф II — в Австрии, Практическое задание. Объясните взаимосвязь политики просвещенного абсолютизма и созыв в 1767 г. Комиссии по составлению нового Уложения. Какие идеи просвещения нашли отражение в «Большом наказе», написанном лично Екатериной II для депутатов Уложенной комиссии? Почему Уложенной комиссии так и не удалось подготовить единый свод законов Российской империи? В дальнейшем многие положения «Большого наказа» и материалы работы Уложенной комиссии были реализованы в законе «Учреждение о губерниях» (1775) и Жалованных грамотах дворянству и городам (1785). Согласны ли вы с тезисом, что постепенно Екатерина II пришла к убеждению: России нет необходимости следовать западным образцам; наоборот, Европе следует брать во многом пример с России. 3. При изучении третьего вопроса обратите внимание, что реформы Петра I и Екатерины II создали почву для формирования либеральной идеологии, носителями которой стала наиболее передовая часть российского дворянства. Свое предназначение либеральное дворянство видело в критике непоследовательности и противоречивости правительственного курса, а также в нравственном совершенствовании общества. Эволюция российского дворянского либерализма и просветительства тесно связана с масонством. Первые масонские ложи в России появились при Петре I. В них входили видные государственные и военные деятели, представители науки и культуры: братья Н.И. и П.И. Панины граф Р.И. Воронцов, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков и др. Подумайте, почему в масонском движении второй половины XVIII в., наряду с нравственными требованиями, стали появляться политические? Какими обстоятельствами можно объяснить активную борьбу Екатерины II с масонством, первой жертвой которой стал Н.И. Новиков – крупнейший деятель российского просвещения? Изучите личную и общественную биографию Н.И. Новикова. Какие взгляды составляли основы его мировоззрения? Обратите внимание, что в целом российское просветительство, у истоков которого стоял М.В. Ломоносов, во второй половине XVIII в. как широкое и многообразное течение общественной мысли, имело ярко выраженную антифеодальную направленность. Кого из представителей российского просвещения вы знаете? Какие пути либерализации общества они предлагали? Почему в конце XVIII века в рамках просветительства начинает оформляться революционная идеология, ярким представителем которой был А.Н. Радищев. Почему Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева»? Практическое задание. Подготовьте биографическую справку об одном из российских просветителей. Определите значение российского просвещения XVIII в. для развития общественного сознания России. Проблемное задание В некоторых отношениях деятельность Екатерины была направлена прямо противоположно тому, что делали её западноевропейские «коллеги»: - Екатерина много трудов положила на создание в России сплоченных сословий, наделенных каждое своими особыми правами, тогда как в странах Запада как раз в это время права сословий законодательно выравнивались. - Точно также она, продолжая замыслы Петра I, насаждала цеховую организацию городских ремесленников в то самое время, когда цехи повсеместно распадались. - Она не предприняла ни малейшей попытки не только уничтожить, но и ограничить право помещиков распоряжаться трудом и имуществом крепостных. - И сословное деление общества, и цеховые стеснения свободы предпринимательства (не говоря уже о крепостном праве) противоречили идеям времени. Можно ли из этих фактов сделать вывод, что «просветительство» Екатерины – демагогия «на экспорт» (кстати, такая точка зрения имеется в отечественной историографии XX в.)? Были ли идеи Просвещения вообще приложимы к русскому обществу? Если «были, но не все», то какие? Что из сделанного Екатериной II оказалось самым долговечным?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |